МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ 6 КЛАСС (с элементами требований ФГОС ООО)
учитель истории: Кузнецов Ярослав Витальевич
Тема урока: «Крестовые походы »
Класс – 6
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Сформировать представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их значении для средневекового общества.
Планируемые результаты:
1) Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.
2) Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта атласа, документальный фильм); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание, умения организоваться к работе.
3) Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.
Используемые технологии (ФГОС):
1) технология критического мышления
2) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности(работа с историческими источниками);
3) технология сотрудничества (парная и групповая работа);
4) коммуникативные технологии;
Оснащение урока:
1) учебник для 6 класса: В.А. Ведюшкин История Средних веков. М.: «Просвещение», 2011 год.
2) атлас по истории Средних веков или карта из электронного приложения к учебнику (6 класс);
3) рабочая тетрадь В.А. ведюшкин, Е.А. Крючкова История Средних веков
4) Мультимедиаучебники: 1С образование и электронное приложение История Средних веков
Технологическая карта урока
Этап | УУД | Деятельность | Использованные материалы и ЭОР | Время (в мину- тах) | ||
учитель | учащиеся | |||||
1 | Организационный момент
| Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Организуют самоподготовку к уроку. Приветствуют учителя . |
| 2 |
2 | Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания, самостоятельность | Проводит тестирование; организует взаимопроверку домашнего задания | Выполняют задания, проверяют выполнение работ одноклассников | Раздаточный материал (тестовое задание) Приложение 1 | 8 |
3 | Актуализация |
| Сообщает тему урока; цель и задачи , доводит до обучающихся общие сведения о изучаемом периоде | Внимательно слушают рассказ учителя, формируют первичное восприятие материала | Интерактивная карта на экране | 1 |
4 | Мотивация | Умение строить высказывания | Предлагает в связке с этапом №3 сформулировать цель и задачи урока. Организует обсуждение возникших затруднений | Воспринимают необходимые установки учителя. |
| 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией; самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые понятия, самостоятельно выполнять задания (для первичного закрепления материала) | Предлагает просмотр презентации к уроку, раздает карточки с вопросами, организует первичное закрепление материала (работа с заданиями по рабочим тетрадям)
| смотрят презентацию по теме + карточки , выполняют задания по учебнику; совместно с учителем закрепляют изученное устно, затем выполняют предложенные задания по контурной карте (стр.50-52) | Презентация Учебник Мультимедиа учебник 1С «Российская и Всеобщая история» (интерактивная карта Мультимедиаучебник), В.А. Ведюшкин Рабочая тетрадь 6 класс | 16 |
6 | Закрепление изученного материала (самостоятельная работа) | Формирование умения работы с текстом исторических документов, развитие умения анализировать | Организует работу по закреплению материала (объясняет смысл и порядок выполнения задания) | Самостоятельно выполняют задания, предложенные на к историческому источнику | Раздаточный материал «Речь Урбана II»(текст исторического источника)
| 8 |
7 | Итоги урока | Осуществлять познавательную рефлексию, развитие речи | Помогает обучающимся сделать выводы по изученной теме | Подводят итоги полученных в ходе урока знаний самостоятельно делают выводы |
| 3 |
8 | Инструктаж домашнего задания |
| Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; | Задают вопросы по содержанию задания |
| 1 |
Приложение 1 (раздаточный материал (проверка Д/з и закрепление)
Тест для проверки Домашнего задания (по теме «Католическая церковь»)
1.Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?
-
1095 г.
-
1054 г.
-
988 г.
2. Выберите правильное определение понятия «церковная десятина»?
-
Плата государства церкви
-
Особый налог на содержание храмов и духовенства
-
Часть доходов церкви, которую она платила государству
3. Что такое индульгенция?
-
Грамота о прощении грехов
-
Проклятие, которое посылал папа императору
-
Союз между папой и императором
4. Какой из этих монашеских орденов назывался «нищенствующим»?
-
Францисканский
-
Бенедиктинский
-
Цистерианский
-
Капуцинов
5. Как назывался церковный суд для преследования ереси?
-
Информатизация
-
Инфляция
-
Инквизиция
6. Как называли противника господствующего вероучения церкви?
-
Аббат
-
Еретик
-
Монах
Отрывок из документа (для работы с историческим источником)
Из речи Папы Римского Урбана 2 в Клермоне:
«Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший — второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»
Вопросы к документу:
1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?
2.О захватнических?
3.Есть ли противоречие?
4.Какую проблему предстоит решить?
Самоанализ к уроку истории в 6 классе по теме «Крестовые походы»
Данный урок является комбинированным по типу, сочетая актуализацию полученных ранее знаний о структуре и деятельности католической церкви в XI-XII веках и изучение нового материала о причинах, основных событиях и последствиях крестовых походов.
Цель урока: Формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их значении для средневекового общества.
Планируемые результаты:
1) Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.
2) Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта атласа, документальный фильм); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.
3) Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.
Методы и методические приемы.
Для достижения цели урока использовались методы и приемы обучения, которые являлись инструментом развития учащихся, способствовали вооружению школьников прочными знаниями(компетенциями), а также умениями переносить эти знания на новые ситуации. Данные способы и приемы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы:
1. словесные методы:
-
объяснение
-
беседа с учащимися по теме
2. наглядные методы:
-
изобразительная наглядность (иллюстрации)
-
использование ИКТ и мультимедийных материалов
-
использование документального фильма
3. Методы контроля и самоконтроля:
-
тестирование
-
фронтальный опрос и итоги работы в группе
-
взаимный контроль (самоконтроль)
4. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
-
работа под руководством учителя
-
самостоятельная работа
-
работа в парах
-
работа в группах
5. Методы оценивания:
-
словесная оценка (учитель)
-
5-ти бальная система отметок
-
самооценка
В рамках новых требований и стандартов ФГОС второго поколения особое внимание было уделено формированию коммуникативных и познавательных УУД с целью достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Для реализации поставленных целей, использовались следующие технологии:
1) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности(работа с историческим документом);
2) технология сотрудничества (парная работа, групповая на разных этапах урока);
3) коммуникативные технологии;
4) технология критического мышления;
Сильные стороны урока:
-
Все виды деятельности были направлены на достижение цели урока. Их разнообразие способствовало решению поставленных задач.
-
Интерес ребят поддерживался через активные формы урока.
-
Эффективно использовались современные средства обучения.
-
Целесообразно применялся материал учебника
-
Каждый блок был проверен, ошибки были исправлены.
-
При подготовке к уроку мною были учтены:
-
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
-
уровень подготовки, высокий интерес к изучению данного предмета;
-
достаточно высокая мотивация учащихся к изучению истории.
В целом, можно сделать вывод, что цель урока достигнута, планируемые результаты получены.