Урок по теме:
Культура древней Руси (6 класс)
Номинация «Предметы гуманитарного цикла»(история)
Дугинцова Александра Николаевна,
учитель истории,
МБОУ – ООШ № 21г.Армавир Краснодарский край
Продолжительность урока 40 минут
Программа: автор А.Н. Сахаров «История России, 6 класс»,
М.: «Просвещение» 2008г.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: беседа, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый.
Приемы обучения: показ презентации, иллюстраций, разгадывание слов.
Цели и задачи урока:
-
Сформировать у учащихся представления об искусстве древней Руси;
-
Сформировать представления об истоках древнерусской литературы и ее своеобразии;
-
Способствовать развитию основ исторического мышления, развивать умения рассматривать произведения культуры как исторический источник, определять особенности культуры, объяснять смысл исторических понятий, терминов, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество в парах.
-
Воспитать уважение к культурному наследию страны;
Оборудование: ПК, м/м проектор, экран, авторская презентация, документы (отрывок из первоисточника «Повесть временных лет» ) фото и видео материалы по истории русской культуры; Отрывки из мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», русской народной песни «Заплетись за плетень»
Оформление доски:
Число Тема урока: « Культура Древней Руси». Цель урока: познакомиться с развитием древнерусской культуры, дать характеристику ее отраслям. План: 1.Особенности культуры Древней Руси. 2. Письменность . 3. Литература и Устное народное творчество 5. Зодчество и живопись.
| Основные понятия: летопись, фольклор, былины,культура., искусство, икона, миниатюра, устав, зодчество, фреска, патриотизм. Летопись – погодная запись событий
«карта « Русь в ХII – н.ХIII вв.»
(Основные картины и иллюстрации) |
Содержание | Деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| учителя | учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Сообщение цели урока, мотивация, постановка проблемных задач. (5) | Определим что же такое Культура- понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе. Вопрос. Культура разделяется на два вида,каких? Культура ↓ ↓ Материальная Духовная
| Работа в режиме презентация | Запись в тетради темы урока
Ответы на заданные вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. | Фронтальный опрос. 1.своеобразие летописания на Руси 2. как складывался этнос на территории Руси? | Учитель задает вопросы | ученики отвечают по одному. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала (25 мин) | Особенности культуры Древней Руси
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов. Письменность и грамотность – зародилась до принятия христианства.Сообщение о Кирилле и Мефодии. Должны уяснить: — славянская письменность во второй половине IХ в. и в Х веке проникли на Русь; — крещение дало толчок к развитию письменности и грамотности; — при церквях и монастырях открыты школы; — переводятся на русский язык греческие и болгарские книги; — ХI веке переводные сочинения « Александрия» — о подвигах Александра Македонского; — вместо бумаги использовали березовую кору – бересту.
Литература и устное народное творчество.В ХI веке зарождается древнерусская литература. Запись в тетради: Былины – поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Сообщение учащихся о былинах. Сообщение учащихся о древнерусской литературе. Работа в тетради: заполнение таблицы.
Устное народное творчество.Картина Васнецова « Три богатыря»
Беседа:
Вывод: русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов. Воспевание нелегкого труда пахаря – землевладельца.
Зодчество и изобразительное искусство. Иконопись.Объяснение учителя. А) рассказ о деревянном зодчестве. — избы, боярские, княжеские терема, городские терема Б) каменное строительство. — каменное строительство – к. Х века после принятия христианства 989 г — в Киеве заложена Десятинная церковь, посвященную Успеванию Богородицы. На строительство Ярослав Мудрый отдал 10 –ю часть княжеских доходов. Стены покрыты фресками и мозаикой – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Особый интерес – изображение семьи Ярослава Мудрого. ХI – ХII веках были построены большие каменные храме в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, Новгороде. Самым замечательным был Софийский собор – однокупольный византийский храм преобразовался в многокупольную пирамиду.
| Рассказ учителя | Слушают учителя
Записывают термины в тетрадь
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление материала (6 мин) | Работа с доп. Материалом.1 Прочтите отрывок из «Повести временных лет». Ответьте на вопросы2 Найди спрятанные слова и подбери значение Итог урока.Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. Формируются самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры | Учитель подводит итог занятию. | Работа с раздаточным материалом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание (1 мин) | §7 составить рассказ «один день из жизни…… (ремесленника одной из отраслей)»на выбор |
| Запись в дневник | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Подведение итогов (3 мин) | Ребята, сегодня мы познакомились с культурой предков славян, узнали о русской культуре и ее отраслях. Есть ли у вас вопросы?
| Выставления оценок | Задают вопросы. |
Приложение 1.
Прочтите отрывок из «Повести временных лет». Ответьте на вопросы:
— Какие имена употребляются в тексте?
— Определите тему этого отрывка.
— О чем узнали из отрывка?
1. «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
2. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
-
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов… и пришел к Смоленску…, и принял власть в городе… Оттуда отправился вниз, и взял Любеч… И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил… И… послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы… Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода»… И убили Аскольда и Дира… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери…»
4. В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев… И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же… город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
Приложение 2.:
Найди спрятанные слова и подбери значение
О | Б | Х | Ь | Э | К | |
С | К | А | Н | Ь | М | А |
Л | О | З | А | М | Ф | Л |
М | И | Е | Л | О | Р | Ь |
И | Н | Р | Э | З | Е | Ж |
А | Т | Н | Ь | А | С | Е |
Р | Ю | О | К | И | К | Н |
А | П | Ю | А | Р | А | С |
-
Живописная картина малых размеров.
-
Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
-
Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
-
ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность.
-
покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемый обжигом
-
Узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков.
Заявка на участие во II всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
E—mail, с которого отправляется материал на конкурс | Размер оплаченного оргвзноса | ||||
Ф.И.О. | Должность, звание | Сокращенное название учреждения | Номинация и название конспекта | ||
Дугинцова Александра Николаевна | Учитель Истории и общество-знания | МБОУ-ООШ № 21 г. Армавира Краснодарского края | Номинация «Предметы гуманитарного цикла» (история) Урок «Культура Древней Руси» (6 класс) |
| 240 руб. |
Индивидуальный предприниматель Сарникова Надежда Фёдоровна | ||||||||||
(наименование получателя платежа) | ||||||||||
421100727902 |
|
| 40802810326000049796 | |||||||
(ИНН получателя платежа) (номер счета получателя платежа) | ||||||||||
Отделение № 8615 Сбербанка России г. Кемерово |
| БИК | 043207612 | |||||||
(наименование банка получателя платежа) | ||||||||||
Номер кор./сч. банка получателя платежа | 30101810200000000612 | |||||||||
Образовательные услуги для Дугинцовой А.Н. |
|
| ||||||||
(наименование платежа) (номер лицевого счета (код) плательщика) | ||||||||||
Ф.И.О. плательщика: | Дугинцова АлександраНиколаевна | |||||||||
Адрес плательщика: | Краснодарский край г. Армавир, ул. Урицкого д. 160 кв.21 | |||||||||
Сумма платежа: 240 руб. 00 коп. Сумма платы за услуги: _______ руб. _____коп | ||||||||||
Итого ______________ руб. ______ коп. “____18__”___декабря_____2013__г. | ||||||||||
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка ознакомлен и согласен. Подпись плательщика | ||||||||||
Квитанция
Кассир
|
| |||||||||
Индивидуальный предприниматель Сарникова Надежда Фёдоровна | ||||||||||
(наименование получателя платежа) | ||||||||||
421100727902 |
|
| 40802810326000049796 | |||||||
(ИНН получателя платежа) (номер счета получателя платежа) | ||||||||||
Отделение №8615 Сбербанка России г. Кемерово |
| БИК | 043207612 | |||||||
(наименование банка получателя платежа) | ||||||||||
Номер кор./сч. банка получателя платежа | 30101810200000000612 | |||||||||
Образовательные услуги для Дугинцовой А.Н. |
|
| ||||||||
(наименование платежа) (номер лицевого счета (код) плательщика) | ||||||||||
Ф.И.О. плательщика: | Дугинцова Александра Николаевна | |||||||||
Адрес плательщика: | Краснодарский край г. Армавир, ул. Урицкого д. 160 кв. 21 | |||||||||
Сумма платежа: 240 руб. 00 коп. Сумма платы за услуги: _______ руб. _____коп | ||||||||||
Итого ___________ руб. _____ коп. “_____18___” декабря_______2013___г. | ||||||||||
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка ознакомлен и согласен. Подпись плательщика
|