Россия в Первой мировой войне.

Урок в 9 классе

Цель – сформировать у учащихся представление о внешнеполитических приоритетах России в начале XX века, выявить причины войны, ход военных действий, определить роль России в данной войне.

Задачи:

  1. Образовательные: сформулировать цели участия России в Первой мировой войне, выявить сильные и слабые стороны готовности России к войне, дать учащимся представление о ходе военных действий в с 1914 по 1916 гг., обозначить итоги участия России в войне.

  2. Развивающие: продолжать развивать умение учащихся работать с текстами учебника, документов и исторической картой, развитие памяти, внимания учеников, умения анализировать и систематизировать информацию, сравнивать исторические события.

  3. Воспитательные: вызвать у учащихся потребность в познании неизвестного, выработка своего отношения к событиям прошлого, формирование чувства этнической идентичности, необходимости взаимопомощи и коллективизма, осознания масштаба национальной катастрофы.

План изучения новой темы:

  1. Причины и цели участия России в Первой мировой войне.

  2. Военные действия 1914 – 1917 г. и их итоги.

  3. Результаты и последствия войны.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

— настенная карта «Россия в Первой мировой войне»,

— учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России ХХ – начало ХХI века. М.: «Просвещение», 2009.

— Примерная программа среднего (полного) общего образования базового уровня по истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XX в.//Программы общеобразовательных учреждений: история. 6-11 кл. — М.: «Просвещение», 2009.

Ход урока

Момент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Орг. момент

Установление тишины, приветствие.

Приветствие учителя.

2 Переход к изучению новой темы.

Объявляю тему «Россия в Первой мировой войне», диктую план.

Записывают.

3 Домашнее задание.

Проверка домашнего задания: проверка таблицы по русско-японской войне и пересказ.

Д.з. & 9. Подготовить доклады на темы «Подвиг капитана Нестерова», «Подвиг XX корпуса», «Оборона крепости Осовец», «Подвиги русской гвардии», «Славные дела русского экспедиционного корпуса во Франции», «Женские батальоны смерти».

Отвечают.

  1. Изучение новой темы

На основании мнений специалистов по истории цивилизаций сформулируйте причины Первой мировой войны.

1) «Первая мировая война была порождена модернизационным кризисом, противопоставившим блок лидирующих индустриальных держав, в который геополитическая ситуация ввела Россию, и догоняющих, т.е. Германию и ее союзников» (Яковенко И. Россия, которую мы потеряли // Родина 1993. № 8-9.)

2) «Первая мировая война порождена кризисом империй, в итоге войны кончилась «Европа цезарей»: рухнули Австро-Венгрия и Оттоманская империя, Германия и Россия» (Золотарев Р. Сожженная карта // Родина. 1993. № 8-9.)

— А теперь выявим цели России в Первой мировой войне:

1. Захват Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.

2. Протекторат на Балканах.

3. Захват у Германии и присоединение к России польских территорий.

4. Захват Буковины и Галиции со славянским населением у Австро-Венгрии.

5. Разгром Австро-Венгрии и Германии как самых опасных противников России.

6. Защита Сербии и Черногории.

— На основании текста учебника выявите сильные и слабые стороны готовности России к войне. Обозначим в виде схемы. Запишите.

— На основании текста учебника и карты составьте хронологическую таблицу «Основные события Первой мировой войны и их итоги».

— На основе информации, изученной в ходе урока, определите результаты войны и ее последствия.

В ходе беседы, актуализируя знания, определяют основные причины Первой мировой войны:

— Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономической и военной сферах, к разрешению путем войны политических и экономических противоречий силами сложившихся военных союзов.

— Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.

— стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

Формулируют и записывают.

Готовность России к войне

Составляют таблицу.

См. приложение.

Формулируют и записывают итоги:

  1. Снижение дисциплины на фронте.

  2. Гибель около 2 млн человек, раненые – 5 млн, пленные – 2 млн.

  3. Изменение качественного состава русского офицерства.

  4. Стремление к миру.

5 Закрепление изученного материала

Вопросы на закрепление:

1. Каковы причины Первой мировой войны?

2. Каковы цели России участия в Первой мировой войны?

3. Оцените готовность России к войне.

4. Назовите основные сражения на Восточном фронте с 1914 по 1917 гг.

5. Какие последствия имели для России поражения на восточном фронте?

Отвечают.

Приложение

Дата

Событие

Итоги

1. лето 1914

Наступление русских войск в Восточной Пруссии: победа под Гумбиненом и поражение под Таннинбергом

Патриотический подъём в стране и национальное единение.

Остановка наступления на Западе, потеря завоеваний в Восточной Пруссии.

2. лето 1914

Наступление русских войск в Галиции, разгром австро-венгерской армии.

Зависимость Австро-Венгрии в войне от Германии.

3. лето — осень 1914

Варшавская-Иваногородская операция, поражение австро-германской армии.

Срыв немецкого наступления на центральном участке фронта.

4. осень 1914

Лодзь, ничейный результат.

Переход к позиционной войне.

5. зима-весна 1914-1915

Падение Перемышля: взято в плен более 100 тыс. австро-венгерских войск.

Открыт путь на венгерскую равнину. Германия перенесла главный удар на Восточный фронт.

6. лето 1915

Горлице: поражение русской армии, отступление из Галиции.

«Великое отступление»: потеря западных территорий России, огромные потери, обострение внутренних противоречий.

7. зима-весна 1915-1916

Битва на озере Нарочь: неудачное наступление русской армии.

Германия переносит основной удар на западный фронт. Немецкой армии не удалось вывести Россию из войны.

8. лето 1916

Брусиловский прорыв: тяжелое поражение австро-венгерской армии, освобождение Буковины.

Наступление под Барановичами: неудачное наступление и тяжелые потери русской армии.

Остановка наступления германской армии на Западе, австро-венгерской армии в Италии (фактически ее спасение). Фактический переход инициативы в руки Антанты на Восточном фронте

Выступления против войны.

9. лето-осень 1916

Вступление Румынии в войну на стороне Антанты; поражение ее армии.

Растягивание русского фронта, усталость от войны.

10. осень 1916

Бои на реке Стоход (штурм Ковеля): гибель русской гвардии.

Ослабление опоры царского режима, протесты против войны. Фактический переход инициативы в руки Тройственного союза на Восточном фронте

11. зима 1917

Наступление русской армии под Ригой: частный успех русских войск, но большие потери.

Отказ ряда частей от дальнейшего наступления, массовые антивоенные выступления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here