Россия в Первой мировой войне.
Урок в 9 классе
Цель – сформировать у учащихся представление о внешнеполитических приоритетах России в начале XX века, выявить причины войны, ход военных действий, определить роль России в данной войне.
Задачи:
-
Образовательные: сформулировать цели участия России в Первой мировой войне, выявить сильные и слабые стороны готовности России к войне, дать учащимся представление о ходе военных действий в с 1914 по 1916 гг., обозначить итоги участия России в войне.
-
Развивающие: продолжать развивать умение учащихся работать с текстами учебника, документов и исторической картой, развитие памяти, внимания учеников, умения анализировать и систематизировать информацию, сравнивать исторические события.
-
Воспитательные: вызвать у учащихся потребность в познании неизвестного, выработка своего отношения к событиям прошлого, формирование чувства этнической идентичности, необходимости взаимопомощи и коллективизма, осознания масштаба национальной катастрофы.
План изучения новой темы:
-
Причины и цели участия России в Первой мировой войне.
-
Военные действия 1914 – 1917 г. и их итоги.
-
Результаты и последствия войны.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
— настенная карта «Россия в Первой мировой войне»,
— учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России ХХ – начало ХХI века. М.: «Просвещение», 2009.
— Примерная программа среднего (полного) общего образования базового уровня по истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XX в.//Программы общеобразовательных учреждений: история. 6-11 кл. — М.: «Просвещение», 2009.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 Орг. момент | Установление тишины, приветствие. | Приветствие учителя. |
2 Переход к изучению новой темы. | Объявляю тему «Россия в Первой мировой войне», диктую план. | Записывают. |
3 Домашнее задание. | Проверка домашнего задания: проверка таблицы по русско-японской войне и пересказ. Д.з. & 9. Подготовить доклады на темы «Подвиг капитана Нестерова», «Подвиг XX корпуса», «Оборона крепости Осовец», «Подвиги русской гвардии», «Славные дела русского экспедиционного корпуса во Франции», «Женские батальоны смерти». | Отвечают. |
| На основании мнений специалистов по истории цивилизаций сформулируйте причины Первой мировой войны. 1) «Первая мировая война была порождена модернизационным кризисом, противопоставившим блок лидирующих индустриальных держав, в который геополитическая ситуация ввела Россию, и догоняющих, т.е. Германию и ее союзников» (Яковенко И. Россия, которую мы потеряли // Родина 1993. № 8-9.) 2) «Первая мировая война порождена кризисом империй, в итоге войны кончилась «Европа цезарей»: рухнули Австро-Венгрия и Оттоманская империя, Германия и Россия» (Золотарев Р. Сожженная карта // Родина. 1993. № 8-9.) — А теперь выявим цели России в Первой мировой войне: 1. Захват Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. 2. Протекторат на Балканах. 3. Захват у Германии и присоединение к России польских территорий. 4. Захват Буковины и Галиции со славянским населением у Австро-Венгрии. 5. Разгром Австро-Венгрии и Германии как самых опасных противников России. 6. Защита Сербии и Черногории. — На основании текста учебника выявите сильные и слабые стороны готовности России к войне. Обозначим в виде схемы. Запишите. — На основании текста учебника и карты составьте хронологическую таблицу «Основные события Первой мировой войны и их итоги». — На основе информации, изученной в ходе урока, определите результаты войны и ее последствия.
| В ходе беседы, актуализируя знания, определяют основные причины Первой мировой войны: — Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономической и военной сферах, к разрешению путем войны политических и экономических противоречий силами сложившихся военных союзов. — Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе. — стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
Формулируют и записывают.
Готовность России к войне
Составляют таблицу. См. приложение.
Формулируют и записывают итоги:
|
5 Закрепление изученного материала | Вопросы на закрепление: 1. Каковы причины Первой мировой войны? 2. Каковы цели России участия в Первой мировой войны? 3. Оцените готовность России к войне. 4. Назовите основные сражения на Восточном фронте с 1914 по 1917 гг. 5. Какие последствия имели для России поражения на восточном фронте? | Отвечают. |
Приложение
Событие | Итоги | |
1. лето 1914 | Наступление русских войск в Восточной Пруссии: победа под Гумбиненом и поражение под Таннинбергом | Патриотический подъём в стране и национальное единение. Остановка наступления на Западе, потеря завоеваний в Восточной Пруссии. |
2. лето 1914 | Наступление русских войск в Галиции, разгром австро-венгерской армии. | Зависимость Австро-Венгрии в войне от Германии. |
3. лето — осень 1914 | Варшавская-Иваногородская операция, поражение австро-германской армии. | Срыв немецкого наступления на центральном участке фронта. |
4. осень 1914 | Лодзь, ничейный результат. | Переход к позиционной войне. |
5. зима-весна 1914-1915 | Падение Перемышля: взято в плен более 100 тыс. австро-венгерских войск. | Открыт путь на венгерскую равнину. Германия перенесла главный удар на Восточный фронт. |
6. лето 1915 | Горлице: поражение русской армии, отступление из Галиции. | «Великое отступление»: потеря западных территорий России, огромные потери, обострение внутренних противоречий. |
7. зима-весна 1915-1916 | Битва на озере Нарочь: неудачное наступление русской армии. | Германия переносит основной удар на западный фронт. Немецкой армии не удалось вывести Россию из войны. |
8. лето 1916 | Брусиловский прорыв: тяжелое поражение австро-венгерской армии, освобождение Буковины. Наступление под Барановичами: неудачное наступление и тяжелые потери русской армии. | Остановка наступления германской армии на Западе, австро-венгерской армии в Италии (фактически ее спасение). Фактический переход инициативы в руки Антанты на Восточном фронте Выступления против войны. |
9. лето-осень 1916 | Вступление Румынии в войну на стороне Антанты; поражение ее армии. | Растягивание русского фронта, усталость от войны. |
10. осень 1916 | Бои на реке Стоход (штурм Ковеля): гибель русской гвардии. | Ослабление опоры царского режима, протесты против войны. Фактический переход инициативы в руки Тройственного союза на Восточном фронте |
11. зима 1917 | Наступление русской армии под Ригой: частный успех русских войск, но большие потери. | Отказ ряда частей от дальнейшего наступления, массовые антивоенные выступления. |