Тематика:

Духовно-нравственное воспитание и

национально-культурные традиции

Название программы:

Святая Русь

(элективный курс для учащихся 8-9 классов)

программа разработана

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 125»

Советского района города Казани

Хабибуллиной Ириной Николаевной,

высшая квалификационная категория

  1. Пояснительная записка.

Цель воспитания – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного обучающегося с формированием общечеловеческих норм поведения, моральных ценностей, правил культурного общения; создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих

Задачи:

— формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде и сохранять традиции своих предков;

— развитие индивидуальных способностей школьников;

— формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

— развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

— воспитание духовно-нравственных качеств личности;

— создание благоприятных условий для выработки и проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;

— формирование инициативности, самостоятельности;

— пробуждение интереса к истории своей семьи, её традициям, сближение интересов детей и родителей, воспитание уважения к старшему поколению;

— формирования у учащихся уважения к людям труда, вырабатывать умение трудиться, навыки самообслуживания.

Ценностные установки воспитания российских школьников:

— патриотизм (любовь к своей малой родине, России, к своему народу, служение Отечеству);

— социальная солидарность (личная и национальная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, правовое государство, закон и порядок, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, забота о старших и младших, почитание родителей, здоровье);

— наука (экологическое сознание, познание, научная картина мира, истина);

— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

— природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);

— человечество (многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, мир во всём мире);

Актуальность:

На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям заложена идея сохранения и развития традиций, которые предполагает историческое и литературное краеведение, работу над такими «общечеловеческими ценностями»:Человек – как личность, Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, вера, Милосердие, Память.

Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания ребёнок становится способным самореализовываться, то есть найти истинные цели и достичь смысла собственной жизни. В свете всего вышесказанного, данная программа является сейчас очень актуальной и востребованной, так как воспитательная функция практически целиком возложена на школу, и воспитание гражданина истинным патриотом своей Родины невозможно без знаний о её истории и культуре.

Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности

К сожалению, в наше время — время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников — очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился. Заинтересовать учеников, привлечь внимание к предмету может элективный курс «Святая Русь», изучение которого поможет ученикам глубже проникнуть в содержание литературных произведений, изучаемых на уроках, развить свой словарный запас по русскому языку в результате работы с новыми для детей словарными словами, являющимися историзмами и архаизмами, развить устную и письменную речь учащихся, приобрести опыт публичных выступлений.

Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Особенности реализации:

  • формы проведения занятий

  • Лекция с элементами беседы.

  • Работа в группах.

  • Исследование.

  • Работа с текстом.

  • Словарная работа:

  • Выступление с подготовленными сообщениями

  • Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.

  • Дискуссия

  • Создание проекта

  • Круглый стол

  • виды деятельности

  • краеведение,

  • литературное творчество,

  • художественно-исполнительная деятельность.

Занятия краеведением обращены к изучению жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь. Краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения.

Потенциал художественно-исполнительной деятельности школьников реализуется во время устных выступлений, создающих условия для самовыражения через звучащее слово.

Степень готовности Программы

  • Результаты апробации Программы

Авторская программа в течение нескольких лет апробирована в гимназии № 125, в результате чего получены хорошие результаты в духовно – нравственном воспитании учащихся. В мае 2010 года с системой работы по духовному просвещению знакомились учителя Пестречинского района, в 2013 году – учителя города Казани в рамках городского семинара.

  • Оценки эффективности внедрения программы

Эффективность программы оценивалась через анкетирование учащихся участников программы, в которой выявились высокие результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной(см. Приложение № 1).

Анкетирование проводилось дважды, в начале и в конце работы над программой в двух классах, что позволило отследить эффективность обучения экспериментальной группы, так, при ответе на вопрос «Что такое архитектура?» участники экспериментальной группы улучшили свой результат с 24 до 88 процентов, в то время в контрольной группе за этот же период качество увеличилось незначительно, с 38 до 49 %.

Кроме того, эффективность программы доказывается через опрос учителей-предметников(историков, классных руководителей), которые подтверждают, что у учащихся экспериментальной группы повысилось толерантное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий (см. Приложение № 2)

  • Уровень экспертной оценки

Данная программа была высоко оценена рецендентом, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогической психологии ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан Лушпаевой И.И.

(см. Приложение № 4).

  1. Планируемые результаты освоения:

  • В процессе обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • историческое наследие русского народа

  • о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре,

  • технику устной и письменной презентации проекта

  • В процессе обучения по данной программе учащиеся будут уметь:

  • работать с научными источниками

  • анализировать и критически осмысливать авторский текст

  • проводить дискуссии и учебные семинары

  • Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности:

  • компетентностьосведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений.

  • информационная- способность грамотно выполнять действия с информацией;

  • коммуникативная — способность вступать в общение с целью быть понятым;

  • социальная — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • предметная — способность применять полученные знания на практике.

  • коммуникабельность — легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия

  • предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность

  • самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснений

  • Формы учета знаний, умений; система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения материала

  • два вида опроса: текущий опрос, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, и обобщающий опрос, подводящий итоги работы по текущей теме, связанный с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.

  • Тесты закрытого типа (на грамматический материал):
    Выберите правильный вариант ответа к каждому вопросу, вычеркнуть лишнее, вписать нужное,

  • работа блиц-опроса с сигнальными картами

  • работа с перфокартами

  • тесты, решение которых приводит к созда­нию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, свя­занных между собой знаний. Работа с таки­ми тестами помогает ребенку устанавли­вать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.

  • Форма подведения итогов

-Разработка литературно-исторических занятий по тематике для ознакомления учащихся младших классов в рамках классных часов (см. Приложение № 3)

Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами. Ученик получает зачет при условии выполнения итоговой творческой работы и активного участия на практических занятиях.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: презентация с устным выступлением.  Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.

  1. Тематический план

программы элективного курса «Святая Русь»

п/п

Раздел, тема

Вид занятия

Количество часов

Лекция

Практика

Архитектура (1ч.)

1

Язык архитектуры

1

1

Русское зодчество(2ч.)

2

Первые столетия русского зодчества

1

1

3

Деревянная архитектура.

1

1

Кремль(2ч.)

4,5

Московский кремль. Казанский Кремль.

1

1

2

Монастырь(6 ч.)

6.

Монастырь. Устройство монастыря.

1

1

7

Раифский монастырь

1

1

8

Остров-град Свижск: история создания.

1

1

9

Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь.

1

1

10

Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь.

1

1

11

Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни

1

1

Средневековый город(2ч.)

12

Средневековый город.

1

1

13

Средневековый город. Практикум.

1

1

Живопись(4ч.)

14

Живопись. Язык древнерусской живописи

1

1

15

Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери.

1

1

16

Настенная живопись.

1

1

17

Феофан Грек и Андрей Рублев.

1

1

Обобщающее занятие. семинар.(1ч.)

18

Обобщающее занятие. Семинар.

1

1

  1. Содержание программы.

    1. Архитектура (1час – лекция).

Тема 1: Язык архитектуры. Понятия «Архитектура» Большие и малые архитектурные формы. Строительный материал архитектуры. Лекция с элементами беседы.

    1. Русское зодчество(2часа – 1- лекция, 1 — практика)

Тема 2: Первые столетия русского зодчества. Софийский собор в Киеве, церковь Спаса на Нередице (Новгород), Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом. «Храм Покрова на Нерли».

Тема 3: Деревянная архитектура. Кижи, «Восьмое чудо света» — деревянный дворец в Коломенском. Словарная работа: венец, городня, забрало, лемех, наличник, остров, подклет, сруб. Выступление с подготовленными сообщениями, работа с текстом «Кижи».

    1. Кремль (2часа: 1- лекция, 1 — практика)

Тема 4,5: Московский кремль. Казанский Кремль. Схема Московского и Казанского Кремлей, тайны кремлевских башен, усыпальница русских царей, Благовещенский собор, куранты. Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.

    1. Монастырь(6 часов:4 часа – лекция, 2 часа — практика )

Тема 6: Монастырь.

Устройство монастыря. Функции монастырей, схема монастыря, центры средневековой культуры. Как люди становились монахами. «Житие Сергия Радонежского» — отрывок. Словарная работа: игумен, келья, монах, обет, трапезная. Лекция. Сбор данных для написания реферата.

Тема 7: Раифский монастырь. История создания. Основатель. Строительство. Разруха. Возрождение. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.

Тема 8: Остров-град Свижск: история создания. Местонахождение, год построения, роль Ивана Грозного в строительстве, особенности построения, роль в торговле и военном деле. Лекция.

Тема 9: Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь. Расположение, подворье, настоятель, история монастыря в советское время, возрождение. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом.

Тема 10: Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основание, женская обитель, 3 храма, башня-часовня. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.

Тема 11: Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни. Основание, расположение, схимонах, возрождение, источник св. Макария с деревянной часовней-купальней. Дискуссия.

    1. Средневековый город(2часа: 1час – лекция, 1 час — практика)

Тема 12: Средневековый город. Устройство средневекового города. Схема. Названия улиц. Понятие «топонимики». Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Лекция с элементами беседы. Обсуждение собранных данных, работа в группах по созданию проекта средневекового города.

Тема 13: Средневековый город. Практикум. Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Создание проекта средневекового города.

    1. Живопись(4часа: 2 – лекция, 2 — практика)

Тема 14: Живопись. Язык древнерусской живописи. Понятие «живописи». Особенности древнерусской живописи. Загадочные символы, условности древнерусской живописи. Понятие цвета, рисунка, пропорции, композиции. Формула красоты. Лекция с элементами беседы.

Тема 15: Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери. История иконы Казанской божьей матери. Образы другого мира. Покровители Руси. Словарная работа: икона, левкас, мерная икона, темпера, поволока. Практикум. Выступление с подготовленными сообщениями.

Тема 16: Настенная живопись. Мозаика, Софийские самоцветы. Фреска. Первый русский портрет. Лики на стенах. Смальта. Лекция. Работа в группах.

Тема 17: Феофан Грек и Андрей Рублев. Инок Андрей. Схема иконостаса. Практикум. Обсуждение собранных данных, работа с архивным материалом.

    1. Обобщающее занятие. Семинар.(1час — практика)

Тема 18: Обобщающее занятие. Семинар. Общая характеристика архитектуры и искусства древней Руси. Круглый стол. «Актуальность изучения современными школьниками архитектуры и искусства древней Руси». Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами.

  1. Список литературы для учителя:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

  2. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства IXXIX вв. Москва, «Современник», 1994;

  3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург, 1997

  4. Из истории русской культуры, том 5, Язык русской культуры, Москва, 1996

  5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи – М., 1993

  6. Забияко А.П. История древнерусской культуры учебное пособие, М., 1995

  7. Рощектаев А. В. История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря

  8. Приложение № 5 Отзывы учителей начальной школы о проведенных старшеклассниками классных часах с учениками младших классов План-конспект урока Предмет элективный курс «Святая Русь» Занятие № ___12_ Тема занятия Город чудный , город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Тип урока: урок «открытия» нового знания Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД Организационный момент(1-2 минуты)

    Учитель: И ты, гость незваный, здравствуй. Добрый день всем присутствующим. Сегодня мы проведем занятия электива. Прочитайте слова и определите, о чём мы сегодня будем говорить. Все ли слова вам понятны? Учитель: Давайте сформулируем тему. -Как вы думаете, какова цель занятия?

    -Верно, мы должны понять устройство древнего города, научиться получать информацию, узнать о жизни наших предков. А к словам на карточках мы вернемся позже. Сидят за столами по 4 человека Настя Виволанец:Здравствуй, народ честной, и вы, гости дорогие, здравствуйте. Подходи, не стесняйся, разбирай товар.(раздает карточки со словами)

    -Нет, не все.

    -Древнерусский город и его устройство.

    -Расширение нашего словарного запаса, кругозора, получение информации о жизни наших предков.

    Актуализация знаний (4-5 минут)

    Постановка учебной задачи(4-5 минут)

    ТАЙМЕР!! СЛАЙД № 6

    «Открытие нового знания» (построением проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

    ТАЙМЕР!!

    ТАЙМЕР!! Первичное закрепление (4-5 минут)
    Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)

    Включение нового знания в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

    СЛАЙД № 12 с видом Москвы

    Рефлексия деятельности.

    Итог урока (2-3 минуты).

    Слайд № 1 Город чудный , город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы!.. — Что такое город?

    -Как вы думаете, совпадало ли значение слова «город» в старину с современным значением? -Верно, раньше слово «город» обозначало «ограда», «забор», но не то, что находилось за ним. СЛАЙД №2 -А чуть позже появилось слово, которое все знаете: Кремль. Что такое кремль?
    -Знаете ли вы, в каких городах был Кремль? -На самом деле кремлей было гораздо больше.

    -Спасибо. Сейчас вы услышали , в каких городах были кремли. А как вы думаете, как города получили свое название?

    -Происхождение различных географических объектов: городов, улиц, деревень – изучает такая наука, как топонимика. Но это – тема следующего занятия.
    СЛАЙД № 5 -Наши предки строили города на возвышенности, обычно около водоема. Зачем они это делали?
    -Откройте путевой лист, нарисуйте схему древнего города. Почему вы замешкались? -Сейчас вы встанете, задвинете стулья, подойдите к тем столам, около которых указаны темы, выбранные вами заранее. –Сядьте. Сейчас учащиеся с четным номером(2 и 4) начинают рассказывать своим партнерам по плечу, где находили информацию по данной теме. Время – 30 секунд. Затем за 30 секунд рассказывают нечетные номера. ВРЕМЯ ПОШЛО. СТОП. НЕЧЕТНЫЕ НОМЕРА – 30 сек. СТОП, -Стол № 1 партнер № 4. Расскажите, где искали информацию ваши партнеры?
    Хочется напомнить темы групп: СЛАЙД №7 Стол № 1: Описание торга. Стол № 2: Кремль. Размер. Материал изготовления. Этажность построек. Стол № 3: Род занятий горожан Стол №4: Постройки Кремля, их роль. -у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем то же делает другой участник. _Начали.Время. -Стоп. №2 -стоп №3 -стоп №4. -Стоп. -_стол № 2 участник № 3. Расскажите, что интересного вы услышали от партнеров. — Сейчас вы встанете, задвинете стулья, вернетесь к своим столам. -Обменяйтесь полученной информацией. Сначала говорит №1, затем №2, №3. Завершает №4. у каждого из вас 30 секунд, когда он рассказывает ту информацию, что ему удалось получить, в остальные слушают. Затем то же делает другой участник. _Начали.Время. -Стоп. №2 -стоп №3 -стоп №4. -Стоп. -Подумайте минуту. Соберите все мысли, полученные от партнеров. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что вы можете теперь сказать о древнем городе?» Стол № …участник№ (Влад).

    -Можете ли вы сейчас нарисовать схему города? Откройте путевой лист, нарисуйте схему, обозначьте кремль, торг, посад.
    -Сколько башен вы нарисовали в кремле? А знаете ли вы, сколько башен в Казанском Кремле?

    -Ребята, где вы смогли бы услышать такие слова в Древнем городе? -Что такое торг?
    -Как вы думаете, где больше любили бывать горожане: В кремле или на торгу? Объясните -А ещё на торгу выкрикивали объявления или приказы. Вы летом были в Москве, посетили Кремль. Как называется площадь, на которой выкрикивали объявления? -Может быть, кто-нибудь вспомнит фразеологизм, связанный с этой площадью? -Объясните её смысл.

    -Чем только не торговали на торгу: книгами и иконами, ювелирными изделиями, рыбой и всякой снедью. Вот как описывает торг Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»: Понастроили купцы Там торговые ряды: Птичий, пряничный, калачный, И суконный, и башмачный, Коробейный и седельный, Самопальный и котельный. Тут ряды с железом, смедью, Там ряды со всякой снедью: Мясо, рыба, требуха И горячая уха…
    -А какие меры измерения применялись в Древней Руси? -Откройте путевой лист, соотнесите товар и меру измерения СЛАЙД № 10 -проверим.

    -А знаете ли вы, какие денежные единицы были в это время в ходу?
    -Вернемся к тем словам, что прозвучали в начале занятия. Можете ли вы сейчас написать значения этих слов? Пишем.

    ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ В ПУТЕВЫХ ЛИСТАХ. Объясните выражение «Москва не сразу строилась». Прочитайте написанное соседу по плечу, поменяйтесь.
    -Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. -Что из того, что вы сегодня узнали, вы могли бы рассказать своим друзьям?
    -Родителям? -Переверните путевой лист. Нашли слово Рефлексия. Впишите ответы на вопросы теста СЛАЙДЫ № 13-15 -Проверка слайд № 16 — Слайд № 17 с видом древнего города -Наше путешествие по улицам древнего города подошло к концу. Но знакомство с историей родного края на этом не завершается. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с незнакомыми нам понятиями, изучение истории своего народа поможет вам лучше понять эти произведения.

    -Город – это крупный населенный пункт, жители заняты вне сельского хозяйства.
    Да, нет.

    -Кремль – укрепленный центр города.
    -Несколько ответов.
    СЛАЙД №3 выступление Хатимовой Алины. Кремль – укрепленный центр – до 14 века носивший название «детинец» — был во многих русских городах. Каменный кремли : Астраханский, Казанский, Вологодский, Гдовский, Зарайский, Изборский, Коломенский. Деревянно-каменные: Владимирский, Вяземский, Киевский, Тверской. В России существует более двадцати историко-культурных комплексов, за которыми прочно утвердилось название «кремль2. Это не только боевые крепости с каменными стенами и башнями, это ещё и замечательные архитектурные комплексы. 1-2 ответа. СЛАЙД №4 Жаркова Полина Названия древних городов происходят от имен их основателей: город Владимир – в честь Владимира Мономаха, Ярославль – в честь князя Ярослава Мудрого. Названия городов давали и профессии их жителей. Например, в городке Бронницы в Подмосковье жили оружейники, которые делали броню.

    -Красиво. -Защита от врагов. -Источник воды.

    -ответ ученика

    -ответ ученика

    -Влад обобщает.

    — Работа в путевых листах, проверка через документ-камеру одной работы с объяснением(например, у Алии Назмутдиновой).
    -Матвеева Виктория с устным ответом СЛАЙД № 8

    — СЛАЙД № 9 Настя Виволанец Глядите, не моргайте, Рты не разевайте, Ворон не считайте, Подешевле покупайте. -На торгу. -Место неподалеку от стен кремля, где располагались лавки и торговые ряды. — в кремле осуществлялись наказания, была тюрьма, туда пускали не всех, вход был ограничен, а на торгу можно было что-то продать или купить, можно было узнать новости. -Ивановская.

    -Кричать во всю Ивановскую. — в о всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

    -ответы детей
    -работа в путевых листах -один ученик называет по порядку, на СЛАЙДЕ № 10 появляются стрелки.

    -СЛАЙД № 11 Виволанец Анастасия с выступлением «Деньги Др.Руси».
    -проверяют 1-2 ученика. Посад – неукрепленная часть города, где проживали ремесленники и торговцы. Посадник – наместник князя. Кремль – укрепленный центр. Собор-главная церковь. Тын -??? ОГРАДА ВОКРУГ ПОСЕЛЕНИЯ.
    -Прочитайте написанное Стол № 4 партнер № 3 (Амир).

    -ответы детей. -ответы детей -ответы детей.

    -ответ 1 учащегося Стол № 3 участник № 2.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here