Авторы: классный руководитель 10-го класса, Коржевская Оксана Владимировна,
Директор Воскресной школы при храме «Вознесения Господня» Филиппова Ольга Алексеевна
Тема «КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМ»
Цели:
Познакомить с основными событиями единения России.
Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Способствовать тому, чтобы каждый участник группы осознал себя звеном в цепи поколений.
Участники: мероприятие готовят ученики 9-х классов.
Предварительная подготовка: создание компьютерной презентации, подбор видеоматериалов, музыкального сопровождения, оформление зала.
Ход мероприятия:
Кадр 1 (изображение Российского флага или территории России).
Звучит гимн России.
Ведущий 1: История знает немало случаев, когда сильное государство подвергалось нападению внешнего врага, в результате войны завоевывалось противником, оккупировалось, распадалось и исчезало с лица земли. Так погибли Римская Империя, Монгольская Империя, Хазария и множество других сильнейших государств, так на наших глазах исчезла Югославия. Россия за свою тысячелетнюю историю многократно подвергалась нападению извне, участвовала в кровопролитных войнах, но никогда не была завоёвана и покорена врагом. Однако в её истории насчитывается немало исторических периодов, когда она находилась на грани разрушения и исчезновения как единого государства.
Кадр 2 с информацией к размышлению
Ведущий 2: В течение последнего тысячелетия Россия воевала 700 лет. С 1228 по 1462 год на Руси было 160 войн. В 16 веке Россия воевала 43 года, в 17 – 48 лет, в 18-м – 56. Несмотря на набеги хазар, половцев и татар; походы ливонских рыцарей; войск шведов, немцев, поляков, румын, французов, англичан, турок, японцев, американцев, итальянцев и многих, многих иных завоевателей, Россия смогла выжить и сохраниться как государство.
Ученик: Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок — из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Ведущий 1: В тяжёлые времена наш народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня мы предлагаем вспомнить некоторые моменты из истории нашей страны, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, русский народ способен противостоять любому врагу.
Песня Любэ «Заря» со слайдами из истории Древней Руси (скачано с Интернет).
1 слайд
Задание: «Славные имена»
Ведущий 1: Давайте вспомним имена известных русских былинных богатырей.
1. Илья Муромец
2. Добрыня Никитич
3. Василий Буслаев
4. Волх Всеславьевич
5. Никита Кожемяка
6. Святогор
7. Алёша Попович
8.Вольга Святославович
9.Микула Селянинович
10.Чурила Пленкович
11.Дунай-сват
2 слайд Картина «Три богатыря» + музыка: Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга.
За тебя в нужде сложить голову.
3 слайд 13 век
1 чтец: В первой половине XIII века Русская земля не была едина. Каждый князь стремился лишь к своей выгоде, к увеличению своих земель и богатств.
2 чтец: Когда явились на русские земли монголо-татарские орды, отдельные княжества оказывали завоевателям отчаянное сопротивление, но гибли поодиночке. К 1240 году все русские земли были покорены Батыем.
3 чтец: Горьким было то время. Наше Отечество было разорено, на Руси не строились храмы и города, народ платил дань завоевателям, отдавая в рабство своих детей, братьев, сестёр. Казалось, на этом и завершится история русского народа, растворится он среди других, подобно множеству исчезнувших племён, от которых даже имён не осталось.
4 чтец: Тогда-то и стало понятно, что необходимо объединение Русской земли. Постепенно княжества стали собираться вокруг Москвы.
4 слайд Куликово поле
5 чтец: Победа на Куликовом поле стала началом возрождения Руси. Она показала, что русские люди больше не намерены терпеть иноземное иго, готовы на любые жертвы в борьбе за своё право на свободу.
Ведущий1: Несмотря на то, что до полного освобождения Руси от ненавистного врага было еще целых 100 лет, стало ясно главное – только объединившись можно отстоять свою страну. Это первый пример единения русского народа.
Слайд 5
Задание “Узнай событие”.
Команды получают конверты. Дается описание какого-либо события, и команде нужно угадать это событие.
Конверт для 1-ой команды:
На восходе солнца рыцарская конница ринулась в атаку. Немцы построились в виде клина “свиньи”. Зная эту тактику князь (…) укрепил фланги и в разгар боя стиснул рыцарское войско, как клещами. “И нигде не видно было льда, всюду кровь лилась” – сообщал летописец.
Ответ: 5 апреля 1242 год. Ледовое побоище.
Конверт для 2-ой команды:
Когда солнечные лучи разогнали туман, противники увидели друг друга. Плотная темно-серая туча ордынцев надвигалась на переливающуюся блестящими доспехами русскую рать. По преданию, бой начали поединком богатырей Челубей – Александр Пересвет.
Ответ: 8 сентября 1380 год. Куликовская битва.
Проверяем выполнение задания: учащиеся самостоятельно зачитывают задание вслух, отвечают на вопросы.
— Какое событие у первой команды? Когда оно состоялось? Слайд 6. А кто руководил этой битвой? Слайд 7.
— Какое событие у второй команды? Когда оно состоялось? Слайд 8. А кто руководил этой битвой? Слайд 9.
Слайд 10 Смута
1 чтец: В начале XVII века над Россией нависла новая угроза. После того, как прервалась царская династия, многие бояре желали занять русский престол. Вновь не стало единства в русском народе, началась Смута в русской земле.
2 чтец: Этим тотчас воспользовались соседи России, жаждавшие ее богатств. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на Московский престол. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля.
Ведущий 1: Никогда русское государство не было так близко к распаду, как в период Смутного времени, почти 400 лет назад. Страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование, было разрушено противоречиями между сословиями и различными группами, появлялись все новые и новые самозванцы. Речь шла о сохранении национальной самобытности и независимости.
Слайд 11 Минин и Пожарский
3 чтец: Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земле. В сентябре 1611 г. староста Кузьма Минин выступил в с призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и жертв. Начальником народного ополчения стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией.
Слайд 12 Народное ополчение
4 чтец: В январе 1612 года ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве, встречая по пути поддержку населения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России. 22 октября начался штурм Кремля и, спустя несколько дней, поляки сдались, и ополчение вступило в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.
Праздничный колокольный звон
5 чтец: Победа ополчения Минина и Пожарского показала, что государство Московское не было созданием и вотчиною своего “хозяина” — государя, но было общим делом и общим созданием всего народа великого Российского Царствия.
Ведущий1: Так единение всех русских людей в очередной раз спасло страну от гибели.
Слайд 13
Задание «Кто быстрее?»
Ведущий1: Общий подвиг складывался из подвигов многих людей. И об одном таком примере мужества и героизма я вам сейчас расскажу. А вы внимательно слушайте: кто раньше догадается, о каком герое идёт речь?
— Как засели в Кремле поляки, было решено боярами венчать на царство костромского боярина Михаила Романова. Но поляки узнали об этом и решили убить будущего царя. Михаил в это время прятался в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предупредили его об опасности. Помог Михаилу крестьянин ….., вывез он его в своей одежде и спрятал. А сам надел сапоги боярские, взял собак и отправился в лес. Собак отпустил, а сам давай ходить по лесу, по болоту, все следы запутал, снял потом сапоги и закинул их в самое топкое болото. Вернулся (он) в деревню, а тут и поляки: «Где Михаил?» Не хотел (крестьянин) отвечать, да поляки начали его нагайками стегать. Тогда говорит (он): «Ладно, покажу, но только вы отдохните сначала с дороги». Сели поляки за стол, подпоил их (крестьянин). К вечеру захмелевшие поляки собрались обыскивать деревню, но (крестьянин) говорит: «Нет Михаила в деревне, на охоту пошёл» Не поверили сначала поляки, но как следы от богатых сапог увидели, так велели (крестьянину) вести их на поиск Михаила. Долго бродили поляки по лесу, пока (крестьянин) не завёл их в болото. Тут только поняли поляки, что их обманули, и убили (своего проводника). Но это уже не спасло их от гибели.
Слайд 14 Иван Сусанин
Ведущая1: Возможно, и не настал бы конец Смуты, если б не подвиг Ивана Сусанина. Его останки похоронили в церкви. А спустя 2 века была написана композитором Михаилом Глинкой опера «Жизнь за царя», а в Костроме поставили памятник народному герою.
Гимн «Славься!»
Ведущая1: Наиболее известный эпизод оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» — гимн «Славься!», который Глинка называл гимном-маршем. Он славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу Руси.
Слайд 15 Война 1812 года
1 чтец: Еще один пример единения народа российского – партизанское движение 1812 года. Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. После Бородинского сражения, французская армия уже не может победить россиян, а русская армия еще не в силах разгромить французов. Кутузов принимает тяжёлое решение оставить Москву, чтобы сохранить армию для дальнейшей борьбы.
Слайд 16 Пожар в Москве
2 чтец: Ни одно сражение, даже грандиозная Бородинская битва, не оказало столь сильного влияния на мощное слияние всех дум и стремлений российского народа в желание освободить Москву во что бы то ни стало, изгнать захватчиков из России и отомстить неприятелю за любимую столицу. В этом желании все сословия русского общества были едины: дворяне, крестьяне, священнослужители – все думали об одном. Все были вместе.
3 чтец: Вся Россия пришла в движение, народная война начала развевать свое знамя.
Появилась конница из поселян и пешие толпы крестьян, среди которых были и старики, и подростки, и даже женщины, вооруженные чем попало: рогатинами, вилами, топорами.
Ведущий 1: Русские люди показали много примеров самоотвержения. Наполеон, покоривший всю Европу, не смог противостоять единому народу России.
Задание «Портрет полководца». Я предлагаю командам новое задание: вам даётся портрет и описание полководца, а вы должны назвать его имя.
Слайд 17 (команда сама вслух зачитывает своё задание-описание полководца)
Портрет 1 (Александр Васильевич Суворов, 18 век)
Он начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Он говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.
Слайд 18 (команда сама вслух зачитывает своё задание-описание полководца)
Портрет 2 (М.И. Кутузов).
Происходил из старинного дворянского рода, ведущего свое начало от дружинника Александра Невского Гаврила Олексича, его праправнук получил прозвище от тюркского “вспыльчивый”, другой родственник за свой рост прозывался “Голенище”, нашему же герою был присвоен титул “Смоленский”, в результате чего фамилия стала тройной. За блестящие победы он был произведен в генерал-фельдмаршалы, знал семь языков, служил в пехотном полку А.В. Суворова.
Слайд 19-24 Фотографии полководцев
Ведущий 1: В XX веке к этим и другим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны – Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев, Родион Яковлевич Малиновский, Константин Константинович Рокоссовский, Семён Константинович Тимошенко, Георгий Константинович Жуков, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.
Слайд 25 Фотографии военных лет + фонограмма песни “Священная война”
Ведущий 1: 4 года.1418 дней, 34000 часов, и более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет. Но Отечественная война — это не только кровь, страдания и смерть, это ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино: величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла. Вновь перед лицом опасности наша страна объединила все свои силы на борьбу с врагом.
Слайд 26
Задание «Мы помним ваши имена».
— Давайте вспомним имена героев Великой Отечественной войны.
(Дети называют героев, а потом слайдами мы дополняем их)
Слайд 27 Александр Матросов
Слайд 28 Алексей Петрович Маресьев
Слайд 29-30 Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и др.
Ведущий 1: На захваченной советской земле, в немецком тылу создавались многочисленные подпольные организации, которые отважно боролись с захватчиками, своим примером призывая к борьбе всех остальных. Они на самых видных местах вывешивали алые стяги, расклеивали листовки; уничтожали продукты питания и боеприпасы, чтобы они не достались врагу; освобождали пленных советских солдат; спасали от угона в Германию детей и подростков.
Слайд 31 Пионеры-герои
Ведущий 1: Воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 пионеров получили медаль “За оборону Москвы”, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
— Назовите имена пионеров-героев (Лёня Голиков, Зина Портнова, Володя Казначеев, Аркадий Каманин, Витя Хоменко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Марат Казей, Валя Котик, Нина Куковерова, Галя Комлева и многие другие)
Ведущий1: Не раз покушались недруги на нашу страну. Велики были земли, в разное время захваченные врагом, неисчислимы жертвы, принесенные за Родину, но никогда, никому не удалось посеять вражду между русским народом. Этим единством всегда была сильна Русская земля.
Ведущий2: После победы во Второй мировой войне поняли это и наши враги. Поняли, что нет силы, способной одолеть этот непокорный русский народ. Но причин воевать с Россией (тогда СССР) не стало меньше: это, в первую очередь, огромная территория нашей страны с её бесчисленными природными ресурсами.
Слайд 33:
Информация к размышлению: Территория России составляет 1,7 миллиардов Га, то есть 12,5% мировой территории. В России находятся 35% природных ресурсов Земли, 50% стратегических ресурсов Земли, 55% черноземных почв Земли. Население России насчитывает 142 миллиона, что составляет примерно 4% населения Земли. Особенно мало населены основные кладовые природных богатств – Сибирь, дальний Восток и Север.
Ведущий 1: С целью обеспечения собственной безопасности, сразу после войны, в 1945 году в США был разработан документ, названный впоследствии «Планом Даллеса», иначе его называют ещё «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР». Кто-нибудь слышал об этом документе? Предлагаю ознакомиться с текстом.
Читаем текст (см. приложение).
На счёт авторства этого документа много спорят, утверждают, что это художественный вымысел. Но так ли важен теперь автор, если это происходит в нашей современной жизни? Предлагаю посмотреть видеоролик на эту тему.
Видеоролик «План Даллеса» (скачано с Интернет, с You Tube)
Ведущий1: Ален Даллес правильно понял: пока в сознании россиян есть духовные ценности, войной их сломить невозможно, значит надо искать другой выход – разложение изнутри. Как? Приведите свои примеры: (прикрепляем на доску таблички с магнитом)
Здесь можно использовать результаты заранее проведённого анкетирования детей или статистику по вашему населённому пункту: сколько родилось детей-сколько абортов, сколько свадеб сыграли-сколько из них развелись, сколько призывного возраста парней-сколько из них не прошло по состоянию здоровья и т.п. Как показала практика, на глобальные темы с детьми говорить не стоит – по крайней мере, наши дети не мыслят в масштабах страны (пока). Поэтому пусть будут примеры из их повседневной жизни и тут же комментарий взрослого, как быть не должно, а как будет правильно. Мы приглашали для этой беседы православного священника, учителей школы, родителей. Но на всякий случай оставляю те мысли, что приходили в голову во время подготовки мероприятия. Они могут пригодиться для разговора с более старшими детьми, с молодёжью, родителями…
— Разрушение духовности, замена истинных ценностей на материальные, пропаганда секса, насилия. Молодежная субкультура далека от идей патриотизма, духовности и нравственности, которые все более вытесняются выгодой. Жизненное кредо: «Бери от жизни всё», «Родина там, где лучше кормят». К чему это приводит? К нежеланию нести никакой ответственности: быть верными и заботиться о своей семье, рожать детей, уважать родителей, идти в армию, защищать Родину… И как следствие — неполные семьи, брошенные дети, одинокие женщины, спившиеся родители, умирающие в нищете старики, не нужные своим детям.
— Снижение национального самосознания, перевирание истории, разрушение традиций. Со всех средств массовой информации мы слышим: «Русские ленивы, тупы, безынициативны…», «русское быдло», «пьянь» и т.п. Нам вдалбливают, что всё самое лучшее приходит к нам с запада, а сами мы ни на что не способны. К чему это всё ведёт? К отторжению своих корней, подражанию западным идеям, продаже интересов России, предательству…
— Сокращение численности населения: так называемый «Русский крест» — увеличение смертности и спад рождаемости.
Увеличение смертности происходит через:
— падение уровня жизни населения благодаря реформам 90-х, когда все сбережения людей обесценились, через низкие зарплаты, пенсии и пособия;
— снижение здоровья нации (это и недоедание вследствие низкого уровня жизни, это и алкоголизация населения, рост наркомании, нежелание заниматься спортом, посидеть лишний часок за компьютером или телевизором);
— рост преступности;
— пропаганда деструктивных молодёжных течений (эмо, готы и др.), разрушающих психику и ведущих к самоубийству.
Особо хочется остановиться на алкоголизации населения (сюда же относятся и наркотики). Ещё проницательная Екатерина Вторая перевела это явление в плоскость политики. Она сказала: «Пьяным народом легче управлять». Алкоголь стал самым сильным и дешевым средством борьбы с русским народом. Хочется напомнить об опыте борьбы американцев с индейцами. Этим доверчивым и благодушным людям они стали завозить в больших количествах водку. И через полтора — два столетия почти начисто извели стомиллионный народ.
Снижение рождаемости идёт по нескольким направлениям. Это и:
— страх иметь детей из-за низкого уровня жизни (зачем нищету плодить);
— нежелание иметь детей в погоне за красивой жизнью;
— невозможность иметь детей вследствие состояния здоровья (подрывается же здоровье не только низким уровнем жизни, элементарным недоеданием, алкоголем, курением или наркоманией, но и современной молодёжной модой, когда открыты все зоны, отвечающие за деторождение; погоней за стройной фигурой с её сомнительными биодобавками и др., не говоря уж об абортах и некоторых контрацептивах).
— Снижение интеллектуального потенциала России: разрушение науки, коррупция в ВУЗах (когда учат не способных и талантливых, а имеющих деньги, да и знаний зачастую не дают), уничтожение интеллигенции (низкие зарплаты инженеров в своё время вынудили их либо покинуть страну, либо сменить профессию на более доходную)…
— Экономика, построенная на эксплуатации Природных ресурсов. Разрушение или спад промышленного производства, увеличение объёмов сырьедобывающей промышленности. Аграрная страна закупает зерно, овощи, мясо за границей (на рынке морковь с Израиля продают!!!)
— Снижение обороноспособности государства. Сокращение военных баз, распродажа работоспособной военной техники по ценам металлолома отдельными военными чиновниками, низкие зарплаты военных и др.
— Дробление территории бывшего Советского Союза на множество отдельных государств. Попытки постановки военных баз на Украине, в Грузии. Разжигание военных конфликтов, межнациональной розни в бывших республиках СССР, особенно – ненависти к русскому народу.
Подвести детей к вопросу: но что-то же надо делать? Что мы можем?
Ведущий1: Хочу показать вам ещё один видеоролик, а вы пока подумайте над этим вопросом сами.
Видеоролик «Год молодёжи» (скачано с Интернет, с You Tube, ещё его называют «Запрещённая реклама года молодёжи» или авторская версия, первый вариант и т.д.)
Ведущий2: Сейчас я предлагаю вам хорошо подумать и определить самостоятельно, что же нужно сделать, чтобы страна наша не исчезла с лица земли, не превратилась в чужой сырьевой придаток. Работать будем в группах по 2-3 человека, каждая группа будет думать над одним из направлений возрождения нашей страны. Идя методом от противного (разрушение-возрождение), постарайтесь охватить разные сферы деятельности: что можете сделать вы и ваша семья; образовательно-воспитательные, культурные и религиозные учреждения; средства массовой информации (СМИ); правительство РФ в целом и местные органы самоуправления в частности.
(снимаем с доски листы, раздаём детям в группы)
Ведущий1: Через 5-7 минут мы заслушаем ваши предложения. Для более оперативной и качественной работы предлагаю к выполнению данного задания присоединиться педагогам, присутствующим в качестве гостей на нашем занятии. Вы можете присоединиться к детям, а можете выбрать любое направление и подумать над вопросом: а что должны делать вы, как учителя, педагоги, как родители и т.д.
Музыкальный фон для работы в группах
Итоги: дети зачитывают свои предложения по возрождению России, вешают на доску.
Ведущий1: Ну вот, у нас с вами получилась целая программа по возрождению нашей страны, надеемся, что с вашей помощью она начнёт претворяться в жизнь…
Сегодня мы с вами говорили о непростых для нашей Родины исторических периодах, об эпохах потрясений, которые угрожали самому существованию нашей Родины. В разное время называлась она по-разному: Киевская Русь, Московское государство, Россия, СССР, Российская Федерация… Но всегда на защиту её становились её сыновья и дочери. Всегда находились РУССКИЕ ГЕРОИ, даже если они были другой национальности, готовые защищать свою страну… И только когда было единство в желании народа защитить Родину свою, не жалея ни сил, ни имущества, ни самой жизни своей, страна восставала из руин.
Ведущий2: Не приходится сомневаться в том, что «план Даллеса» не только реализован, но и продолжает воплощаться в жизнь. Война с Россией идёт по всем направлениям. Идёт давно и успешно. Но как бы ни было плохо, помнить нужно, что всё это уже не раз было, и мы знаем, как справлялась с этим наша страна… И если мы будем вместе, будем едины в своём стремлении спасти, сберечь свою Родину, то не пропадёт, поднимется Отчизна наша! Сейчас я предлагаю всем встать и взяться за руки…..
Проходит психологический тренинг: Что вы сейчас чувствуете? Тепло рук, силу друг друга, общее единство… и т.п. Прямо в кругу учащиеся читают строчки стихотворения.
Русские герои
Кто такие русские герои?
Знают лес, и речка, и поля,
Даст ответ бушующее море,
Помнит наша древняя Земля…
В ком был дух Славянский непокорный,
В чьей крови наследие веков —
Это были русские герои,
В бегство обращавшие врагов.
Много раз захватчики лихие
Шли на нас со всех концов Земли.
Полыхали небеса России,
Пламя Правды сковывали льды.
И тогда голубоглазый витязь,
Отложив рубанок или плуг,
Без пощады с ворогом рубился,
Точно в цель пускал свою стрелу.
Бури пронесутся над страною,
И врагам отмерится стократ:
За насмешки — озеро Чудское,
За дела их — новый Сталинград.
Коль ты Русь зовешь Землёй Родною,
Так рви путы дьявольской судьбы!
Кто такие русские герои?
Русские Герои — это мы.
Илья МАСЛОВ