МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа №3»
«Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Интегрированный урок литературы и информатики
8 класс
Жданова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Сметанина Елена Анатольевна,
учитель информатики
Новая Игирма
2013
8 класс
Тема:
«Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Место урока в системе уроков по данной теме: № 7
Место темы в курсе: № 7
Тип урока: интегрированный
Форма урока: заседание ученого совета
Цели:
Образовательные:
-
обобщить изученное по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
-
углубить понимание идейно-художественного богатства повести;
-
на основе творческих заданий проверить степень усвоения сюжета, композиции темы, основных образов;
-
отрабатывать навыки работы на компьютере, в том числе в различных программах Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher);
Развивающие:
-
развивать мыслительную деятельность учащихся, мыслительные операции сравнение, аналогия, анализ, логическое мышление;
-
развивать устную речь, понимание необходимости применения в речи специфических терминов информатики при рассказе о полученных результатах;
Воспитательные:
-
формировать умение видеть честь и бесчестие;
-
воспитывать настойчивость в отстаивании своей позиции, ответственность за полученный результат.
Содержание:
-
Целеполагание 2 мин.
-
Психологический настрой.
-
Сообщение темы, постановка целей урока.
-
Заседание ученого совета 23 мин.
-
Исторический блок (представление презентации «Эпоха XVIII века») 8 мин.
-
Литературный блок 10 мин.
а) литературоведческий комментарий
б) защита диссертаций:
— честь в дворянском понимании;
— честь в народном понимании.
-
Языковедческий блок (сообщения на тему «Язык героев повести») 5 мин.
-
Обобщение материала 17 мин.
-
Беседа с классом по прочитанному произведению
-
Обобщающий тест на компьютере.
-
Подведение итогов урока, выставление оценок. 3 мин
Оборудование:
персональные компьютеры (операционная система WINDOWS’2000, программное обеспечение Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher)), мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение, задействованное на уроке:
-
Программы Microsoft Office (Word, Power Point, Publisher);
-
Программа Internet Explorer (для теста, который написан на языке HTML)
Предварительное домашнее задание:
Задание даётся по группам:
1. Создание презентации «Эпоха XVIII века» в программе Microsoft Office Power Point
2. Сбор материала и оформление буклетов в программе Microsoft Office Publisher по темам:
а) «Честь в народном понимании»
б) «Честь в дворянском понимании»
3. Индивидуальные сообщения (оформить в программе Microsoft Office Word):
а) Литературоведческий комментарий
б) Язык героев повести
4. Подготовка к тестированию по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Ход урока:
-
Начинает учитель информатики:
-
Здравствуйте, ребята и гости нашего необычного урока. Сегодня мы проводим заседание ученого совета, призванного разобраться в вопросах чести и бесчестии на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». На ученом совете присутствуют историк (Рома Зенюк), литературовед (Лиана Мызина), языковеды (Кристина Хавкина, Настя Отрошко), эксперты (Дима Неверов, Никита Леонов и Зоя Филимонова, Ира Плеханова, Настя Михайленко).
-
Тема сегодняшнего урока «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сегодня мы постараемся воссоздать эпоху XVIII века, почувствовать себя участниками событий, происходивших тогда. Какие еще цели преследует наш урок? (высказывания учеников – обобщение знаний по повести, проверка знаний). Вами была проделана большая работа для того, чтобы подготовить выступление на сегодняшнем совете, оформляли свои работы на компьютере в различных программах. И с точки зрения информатики одна из основных задач урока – познакомить присутствующих с результатами проделанной работы, рассказать о возможностях использованных программ.
-
Продолжает урок учитель литературы:
Первым на нашем ученом совете выступит историк. Он приглашен для того, чтобы воссоздать эпоху XVIII века, эпоху Пугачева и кратко осветить историю возникновения повести «Капитанская дочка».
-
Выступает историк, показывает презентацию, созданную им в программе Microsoft Office Power Point’2003. Свой рассказ он предваряет комментариями о возможностях использованной программы, поясняет причины выбора именно этой программы для подготовки своего выступления. В презентации речь идет о причинах обращения Пушкина к этой теме. В начале 30-х годов XIX века вновь вспыхивают с большей силой крестьянские восстания. Среди них восстания военных поселян в Новгородской губернии. Поэт внимательно следит за этим бунтом. Пушкина интересует, изменились ли отношения между крестьянством и государством за 60 лет со времени поражения народного восстания. (Приложение 1).
-
Учитель литературы: Литературовед приглашен для того, чтобы осветить идейно-художественное своеобразие произведения, которое мы сегодня обсуждаем.
2.а. Выступает Лиана Мызина с подготовленным в программе Microsoft Office Word’2003 материалом (приложение 2).
Учитель литературы: из сказанного литературоведом делаем вывод: можно смело говорить о том, что выражение «Береги честь смолоду» — это выражение жизненного кредо самого автора. Писатель намеренно убирает первую часть пословицы, тем самым делая оставшуюся фразу универсальной. Это нравственный принцип жизни для людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. Поэтому мы можем говорить о таких понятиях как долг, честь, достоинство, верность и в дворянском и в народном понимании. Две экспертные группы занимались этими вопросами.
2.б. Итак, слово группе, которая делала свой акцент на дворянском понимании чести и долга. Группа создавала буклет в программе Microsoft Office Publisher’2003 (приложение 3)
— Эта группа построила свое выступление на противопоставлении чести и бесчестия. И если Швабрин последователен в своем бесчестии – то Гринев, наоборот, честен, благороден в своих поступках и деяниях.
Учитель литературы: слово группе, которая считает определяющим в этом вопросе взгляд на проблему чести в народном понимании. А главным его выразителем является Пугачев. Группа создавала буклет в программе Microsoft Office Publisher’2003 (приложение 4)
— Выслушав экспертов второй группы, можно присоединиться к их выводу, что пословица – это нравственный принцип многих героев повести, и для Пушкина важнее всего человек.
-
Свои дополнения внесут языковеды, которые исследовали текст с точки зрения речи героев, написав сообщения в программе Microsoft Office Word’2003.
-
Учитель литературы:
Какая мысль романа вам кажется самой важной и почему?
О великодушии, которое так нужно в самых сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека: и башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, потому что жизнь научила его ненавидеть; и капитана Миронова – честно и храбро служившего императрице и не выслужившего себе ни славы, ни богатства, ни наград; и Пугачева, в котором Пушкин помогает увидеть не изверга, злодея, а человека верного, благодарного, великодушного.
-
Учитель информатики: а теперь покажите, как вы усвоили материал нескольких уроков литературы, ответив на вопросы теста. Рассаживайтесь за компьютеры по одному человеку, на каждый вопрос теста только один ответ верный. Всего двадцать вопросов. Пятерка ставится за 18 и более правильных ответов, «4» — за 16 и более, «3» — за 11 и более правильных ответов. По окончанию теста нажмите кнопку «Показать количество правильных ответов», компьютер выставит вам оценку и вы назовете её учителю. (Приложение 5)
-
Подведение итогов урока.
Учитель литературы:
В блестящем по форме и содержанию произведении с увлекательно развивающимся сюжетом и привлекающими к себе симпатии читателей героями, заключены идеи подлинного гуманизма, верности, честности, благородства.
Итак, повесть Пушкина внешне проста. Пушкин учит отличать истинное великодушие от показного, учит видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Учитель информатики: Спасибо всем ребятам за работу, позади не одна неделя упорного труда. Я думаю, что вы сейчас испытываете огромное чувство удовлетворения не только от того, что работы закончены, но и от осознания того, что это произошло благодаря вашему упорству, настойчивости, желанию познать новое. Все приобретённые в процессе работы, умения и знания ещё не раз помогут, пригодятся в дальнейшей вашей деятельности. Хочу выразить слова благодарности всем, кто принимал участие в подготовке и проведении этого урока.
Выставление оценок в журнал и дневники учащихся.