Тема урока: «Наука и культура во второй половине XIX века». 

Цель: Дать представление учащимся о развитии науки и культуры в России во второй половине XIX века.

Задачи: 

Образовательные: Закрепить знания учащихся о появлении и развитии революционных кружков и о их революционной деятельности; познакомить учащихся с научными изобретениями, деятелями культуры.

Коррекционно – развивающие: Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками; Развивать умения систематизировать материал.

Воспитательные: Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения; воспитывать культуру мышления и речи, навыков сотрудничества.

Основные знания: Подъем в области науки; развитие русской архитектуры эпоха передвижников.

Основные термины: Консерватория.

Оборудование:

— Учебник «История России для 8 класса» Б. П. Пузанова, О.И. Бородиной,

— Мультимедийная презентация;

— Карточки с заданиями;

— Новые слова.

Тип урока: Комбинированный.


ХОД УРОКА:

 1.Организационный момент:

Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Приветствие.

Психологический настрой на урок:

2. Повторение пройденного материала:

Задание на карточках: Соотнесите стрелочками новые слова и их значение:

Забастовка

Революционер

Интеллигенция

человек, который хочет изменить к лучшему жизнь других людей.

Люди, занимающиеся умственным и творческим трудом.

Отказ рабочих трудиться, чтобы заставить владельца предприятия выполнить их требования.

Фронтальный опрос:

— Кто был недоволен деятельностью правительства?

— Что предлагали революционеры?

— Кто принимал участие в революционных кружках?

3. Актуализация новых знаний, сообщение новых знаний:

Вводные слова учителя:

— Реформы второй половины XIX века оказали огромное влияние и на развитие российской культуры. Любовь к знаниям – древняя традиция нашего народа. Русский народ гордится не только героическим прошлым, красотой родной земли, но и творениями рук и ума человека – культурным наследием.

Сообщение новой темы: «Наука и культура во второй половине XIX века». (запись в тетради).

4. Изучение новых знаний:

Рассказ учителя:

Во второй половине XIX века в истории России произошли важные перемены: было уничтожено крепостное право. В результате этого изменилось содержание русской культуры; продолжалось развитие науки и техники.

НАУКА.

— Морской офицер Александр Федорович Можайский. Он всю свою жизнь посвятил созданию летательного аппарата. Он изучал полет птиц, насекомых, строил разные модели. В 1881 году он построил первый в мире самолет. (слайды 2,3)

Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую лампочку. После этого изобретения в промышленности и в быту начали внедрять электрическое освещение. Первая лампочка называлась «свеча Яблочкова». (слайды 4,5)

Александр Степанович Попов изобрел первое радио. (слайды 6,7)

— Профессор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев написал знаменитый труд по истории «История государства Российского». Состояла «История» из 29 томов. (слайд 8)

30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора. В этом монументальном труде Соловьёв проявил энергию и силу духа, тем более изумительные, что в часы «отдыха» он продолжал готовить много других книг и статей разнообразного содержания.

АРХИТЕКТУРА.

Работа с учебником:

— Что повлияло на развитие русской архитектуры?

— Что воссоздано в памятнике «Тысячелетие России»? (работа с рассказом для дополнительного чтения «Памятник «Тысячелетия России»)

— Какие архитектурные здания были построены? (слайды 9-12)

ЖИВОПИСЬ.

Рассказ учителя:

— Во второй половине XIX века было создано общество русских художников. Называлось оно «Товарищество передвижных художественных выставок». Поэтому художников называли «передвижниками».

— Передвижники старались изображать окружающую их жизнь: природу, сцены народного быта. Волновала передвижников и историческая тема.

Самостоятельная работа – заполнение таблицы:

(слайд 13)

Художник

Название картин

Тема

(слайд 14)

Художник

Название картин

Тема

Иван Иванович Шишкин

«Утро в лесу»

Природа

Исаак Ильич Левитан

«Март»

Природа

Василий Иванович Суриков

«Меншиков в Березове», «Покорение Ермаком Сибири»

История

Илья Ефимович Репин

«Иван Грозный и его сын Иван», «Крестный ход в Курской губернии»

История

Физкультминутка: гимнастика для глаз.

ЛИТЕРАТУРА.

Рассказ учителя о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого.

Работа с рассказами для дополнительного чтения «Русский путешественник Пржевальский», «Великий русский композитор Чайковский» по рядам.

1 ряд — «Русский путешественник Пржевальский»;

2 ряд — «Великий русский композитор Чайковский.

Беседа по прочитанному между рядами – задают друг другу вопросы и отвечают.

Дополнение учителя.

Выводы по теме урока.

5. Первичное закрепление пройденного материала: 

Фронтальный опрос:

— Что больше всего вам запомнилось на этом уроке?

— О ком вы впервые услышали?

— О ком или о чем вам хотелось бы рассказать?

— Как называли художников этого времени? Почему?

Задание на карточках:

Филворд – найдите фамилии деятелей культуры и науки:

С

О

Я

П

И

Н

М

Б

С

Щ

Л

Л

Р

Е

П

Й

О

Ю

У

Р

Е

О

Ф

Ю

Ч

У

Ж

Т

А

И

В

В

Ь

Е

В

Ь

А

Й

О

К

И

Т

А

Н

А

Х

М

С

В

У

Ш

Э

Г

Я

Б

О

В

К

И

Л

И

О

Н

Ъ

Л

К

Ч

И

Й

В

Ш

К

И

З

О

Ч

П

О

П

О

Распределите фамилии:

Ученые

Художники

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

6. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке, объявление оценок за урок.

7. Домашнее задание:

Читать стр. 293-299, ответить на вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here