История Отечества 9-й класс.
Тема урока: Коллективизация – как она проходила в Тайшетском районе.
Цель урока:
Обучающая:
— обеспечить усвоение обучающимися сущности и последствий коллективизации в Тайшетском районе;
Развивающая:
-умение анализировать, делать выводы, обобщать, работать картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, самостоятельно записывать фрагменты лекции;
Воспитательная:
— воспитывать у учащихся патриотические чувства к своей малой Родине, развивать интерес к ее истории
Оборудование урока: учебник З.И Рабецкой «История земли Иркутской», атлас» Иркутская область», тестовые задания.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Назовите тему предыдущего урока.
Ученик: Коллективизация в СССР. ЕЕ причины и итоги.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: У вас партах тест из 4-х заданий. Прошу ответить на предложенные вопросы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Тест.
-
Основная часть класса решает небольшой тест из 4-х заданий. На парты учащихся раздаются задания. После выполнения работа собирает учитель и раздает проверенные на следующем уроке, проверяя ошибки.
-
Двое (сильных) учащихся выполняют задание – карточку. Подготовив ответ один из учащихся отвечает устно, второй при необходимости дополняет. Остальные учащиеся оценивают его ответ по алгоритму.
Тест. Приложение № 1
1. Назовите главную цель политики сплошной коллективизации:
А. перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы;
Б. обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации;
В. Создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
2. Экономическая цель политики раскулачивания:
А. обеспечить продуктами городское население;
Б. ликвидировать хлебозаготовительный кризис;
В. Создать материальную базу коллективных хозяйств.
3. «Подкулачники» — это:
А. наемные сельскохозяйственные рабочие;
Б. крестьяне, не желавшие добровольно вступать в колхозы;
В. Дети кулаков.
4. Главными социально – экономическими последствиями политики сплошной коллективизации были;
А. отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда;
Б. ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;
В. ликвидация эксплуататорских элементов в деревне;
Г. решение проблемы перенаселения.
5. Сталин, опубликовал в марте 1930 г. статью «головокружение от спехов», ставил цель:
А. признать собственные ошибки;
Б. возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти;
В. предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы.
2. Дифференцированные задания, параллено самостоятельной. Двое (сильных) учащихся выполняют задание – карточку. Подготовив ответ, один из учащихся отвечает устно, второй при необходимости дополняет. Остальные учащиеся оценивают его ответ по алгоритму.
Алгоритм для оценки устного ответа учащегося на уроке истории.
Приложение № 2
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Верно, ли воспроизведены факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий.
4. Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника.
5. Сделан ли вывод в конце выступления.
6. Попробуй оценить ответ.
— Оценка «пять» — материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.
— Оценка «четыре» — в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.
— Оценка «три» — в изложении материала имеются существенные пробелы, были наводящие вопросы учителя. Речь бедная.
— Оценка «два» — главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.
Карточка. Приложение № 3
Прочитайте документ и дайте устный ответ на вопросы.
Из дневника ученого – экономиста А.Г.Соловьева.
« 26 апреля 1933 года. Со станции Кавказская из Кубани приехала сестра в гости. Рассказывает про тяжелую обстановку. Обильный всегда край теперь в голоде. Ни в магазинах, ни на базаре ничего
Нет. На улицах истощенные люди умирают от голода. Станции поросли бурьяном. Многие жители сосланы. Опустевшие дома заселяются приезжими из северных районов крестьянами, вступившими в колхозы. Работа в колхозах не налажена. Вероятно, несколько преувеличено. Но, по-видимому, временно такое положение было неизбежно. А, может быть, можно было избежать?»
Вопросы.
-
каковы были причины массового голода в 1932-1933 г.г?
-
как бы вы ответили на вопрос, заданный самому себе ученым-экономистом?
как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни?
III. Изучение нового.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о политике сплошной коллективизации, но коснемся уже нашего Тайшетского района. (Слайд № 1)
Немного из истории возникновения Тайшетского района: (слайд № 2)
«Познавайте свою страну,
свой край, свою горушку или речонку!
Не бойтесь, что малы эти горушки и реки,
ведь из малого вырастает большое…»
А.Е. Ферсман
Доклад обучающегося о появлении Тайшетского района (приложение № 4).
Учитель: Итак: задача урока: (слайд № 3).
Создание колхозной системы – это победа новых отношений в деревне или народная трагедия?
Слайд № 4. План урока.
-
Начало массовой коллективизации в Тайшетском районе.
-
Ход коллективизации и ее проблемы.
-
Итоги коллективизации в Тайшетском районе.
Учащиеся записывают тему урока, задачу урока и план.
— каковы были цели сплошной коллективизации в СССР в 20-30 –е годы?
Примерный ответ обучающегося:
Цели коллективизации;
-
решить проблему хлебозаготовительного кризиса в стране;
-
мелкое крестьянское в принципе не способно удовлетворить потребности растущей промышленности;
-
коллективные колхозные хозяйства более эффективны индивидуальных, и больше соответствуют социалистическому идеалу;
использовать колхозы как один из источников индустриализации
— каковы были ее итоги?
Итоги коллективизации:
-
сокращение производства зерна на 10%;
-
поголовья крупного рогатого скота и лошадей на одну треть, свиней в 2 раза, овец в 2,5 раза;
-
однако, несмотря на сокращение производства зерна, государственные поставки увеличились в 2 раза, а главное были созданы условия для осуществления планов индустриализации.
Учитель:
Задание: по ходу моего объяснения запишите в тетрадь в виде плана основные этапы коллективизации в нашем районе.
Объяснение учителя по учебнику З.И.Рабецкой « История земли Иркутской» стр. 229-233.
Ученики:
План – ответ учащегося на задание учителя:
-
В нашем крае коллективизация развивалась медленно.
-
Здесь не было помещичьего землевладения, преобладали зажиточные крестьяне.
-
Крестьяне меньше страдали от малоземелья. Бедняк нередко имел хозяйство, вполне обеспечивающее существование его семьи.
-
Требовались особые условия для раскола сибирской деревни и ликвидации индивидуальных хозяйств.
-
Постепенно усиливается нажим на крестьянство, звучали обвинения в преступной пассивности, угрозы пустить в ход Уголовный кодекс, на крестьян навешивались ярлыки: «кулак», «подкулачник», «враг советской власти».
-
Для ускорения коллективизации и создания материальной базы для колхозов, власть организует наступление на «кулаков».
-
Весной 1930 года проявилась тенденция угонять крестьян со средней Ангары и её больших притоков (Бирюса, Уда, Ока) «вниз по течению», т.е. на север. Летом 1930 года из Тайшетского района угоняли крестьян в ссылку в Игарку.
-
Один из первых колхозов «Шаг бедноты» созданный в 1930 году в селе Борисово.
-
Намечаются первые проблемы: для общественного скота не хватает корма, не было приспособленных и отапливаемых помещений. Колхозы вынуждены были отдать мелкий скот в частные руки.
После выполнения задания учащиеся читают свои планы-ответы (1-2 учащегося)
— Сделайте вывод: каковы особенности коллективизации в Тайшетском районе?
II. Задание классу:
Учитель: — найдите в учебнике стр. 233-234 о том, как проходила коллективизация в нашем районе, в чем заключались ее проблемы?
Ученик: Ответы учащихся на второе задание:
— крестьяне, опасаясь раскулачивания
Распродают свое имущество или передают его в колхозы и переселяются в город, многие переселились на о. Сахалин.
— раскулаченных крестьян с семьями отправляли в концентрационные лагеря.
— судьбу кулаков решали «тройки» — это партийный секретарь, председатель райисполкома и начальник ОГПУ (выселяли ночью, имущество конфисковывали, в домах бывших кулаков размещали правления колхозов)
— к 1930 году в Восточной Сибири было объединено около 52,9 % крестьянских хозяйств.
— к 1932 году было создано 51 МТС, которые помогали колхозникам обрабатывать землю
— нередко крестьяне поднимались на борьбу за свои интересы, были случаи вооруженных выступлений, наиболее крупные восстания были в Тайшетском районе, восстания были жестоко подавлены.
— Какие методы применялись для объединения крестьян в коллективные хозяйства?
Задания учителя:
Ученики: Сообщение учащегося «Шли к амбарам выгребать хлеб»; (приложение № 5)
Задание для учащихся:
— Из доклада учащегося выделите, как происходила хлебозаготовка в Тайшетском районе и чему это привело?
Ученики:
— в «Красноярском рабочем» в номере от 2 февраля 1928 года была опубликована корреспонденция под заголовком «Решения межокружного совещания». «31 января, — писала газета, — в Красноярске состоялось совещание партийных и советских работников, представителей Красноярского, Томского, Ачинского, Минусинского, Канского, Тулунского округов по вопросам хлебозаготовок».
— на совещании в Красноярске присутствовал и выступал с речью И.В.Сталин.
— в связи с ухудшившимся в стране положением дел с хлебозаготовками на местах за подписью Сталина ушло три грозных директивы ЦК ВКП(б). Они требовали от местных партийных и советских органов немедленной реакции — разработки чрезвычайных мер по ускорению темпов хлебозаготовок.
— несогласных следует привлекать к суду, широко используя статью 107 Уголовного кодекса РСФСР. Вот как, по мнению вождя, надо заниматься хлебозаготовками, а не отделываться одними собраниями да выступлениями в газетах.
— В партийные комитеты все чаще и чаще начали поступать списки крестьян, привлеченных к судебной ответственности по статье 107 Уголовного кодекса РСФСР.
— батрак села Туманшет Тайшетского района Канского округа, бывший партизан Герасим Малков в присутствии нескольких лиц сказал: «Засели хулиганы в Советской власти. Посевную кампанию под силой оружия проводят и думают, что мы ничего не понимаем». — Нередко крестьяне прятали хлеб от заготовителей. Были случаи и уничтожали. Люди продавали дома, хозяйства, уходили в город.
— нелегкой была участь и тех, кто трудился в колхозе: поголовья скота резко сократилось, семян на посев не хватало, земля обрабатывалась плохо, тягловой силы было не достаточно, личная заинтересованность была убита, труд в колхозах держался на принуждении и репрессиях.
— Как зажиточные крестьяне отстаивали свое право на индивидуальное хозяйство?
Работа с атласом.
Слайд № 4. Диаграмма осуществление коллективизации в Прибайкалье. У обучающихся атласы с диаграммой.
Вопросы: Просчитайте в процентном соотношении количество колхозов и совхозов в Приангарье к 1940-му году?
— В каких районах колхозов и совхозов было больше всего?
— Сколько процентов они насчитывали в Тайшетском районе?
К 1940 году на территории Тайшетского района действовало 55 колхозов, 23 сельских Совета.
IV. Итог урока:
Учитель:
И так ребята мы сегодня говорили о процессе коллективизации в нашем Тайшетском районе, так что же это — победа новых отношений в деревне или народная трагедия?
Ученик:
Обучающиеся отвечают на вопрос, высказывая свое мнение.
Рефлексия: у ребят на столе карточки – анимашки. (приложение № 6)
Задание: Если вы поняли то о чем мы говорили на уроке, то поднимите карточку с веселым изображением. : Если вы не поняли то о чем мы говорили на уроке и вам было не интересно и скучно то поднимите карточку с хмурым изображением.
V. Домашняя работа: сочинение эссе на тему: « Моя семья в годы сплошной коллективизации».
В сочинении нужно рассказать о жизни своей семьи в этот период, есть ли в вашей семье раскулаченные.