Согласовано директор
МОУ «Солдатско-Степновская СОШ»
Е. В. Ледяева
УТВЕРЖДАЮ Председатель экспертного совета, заместитель начальника Отдела социальной сферы Быковского муниципального района
Т.Ф. Прокопенко
Программа
элективного курса по технологии для 10 класса
«Дизайнерское оформление творческих проектов учащихся»
17 часов
Составитель: учитель технологии
МОУ «Солдатско-Степновская СОШ»
Чулков А.А.
село Солдатско-Степное 2010 год
Элективный курс на тему: Дизайнерское оформление творческих
проектов учащихся
Пояснительная записка.
Актуальность элективного курса: В условиях научно-технического прогресса на развитие промышленного производства большое влияние оказывает состояние производственной культуры, содержания, характера условий и эстетики труда. Повышение производственной культуры предполагает эстетизацию труда, что в свою очередь зависит от качества проектирования средств и объектов труда, выпускаемой продукции, ее формы, пропорции, внешнего вида и цветового оформления.
Решение этих вопросов связано с уровнем подготовленности, как проектировщиков, инженерно-технических работников, так и учащихся — будущих тружеников общественного производства. На качество подготовки учащихся, расширение их кругозора значительно влияет политехническое образование, знание основ графической грамоты, умение выражать свои творческие замыслы с помощью графических изображений, рассматривать конструкции различных объектов производства в соответствии с требованиями дизайна и эргономики.
Этим обусловлено введение в школе теоретического и практического изучения курса «Дизайнерское оформление творческих проектов учащихся». Данный курс предусматривает ознакомление школьников с более широким кругом практических приложений теории построения изображений, повышение уровня их общей графической подготовки, формирование умений в практическом использовании методов художественного конструирования в процессе решения разноплановых задач, связанных с вопросами дизайна.
Углубленное изучение данного курса предусматривает более полное .рассмотрение вопросов дизайна, его требований к предметной среде, закономерностей образования формы различных изделий быта и труда. Это расширяет представления школьников о возможностях дизайна в сфере современного производства.
Изучение основных методов и средств художественного конструирования различных объектов идет на основе углубленного рассмотрения способов получения проекционных изображений, прямоугольных, аксонометрических и перспективных проекций, использования различных видов технической графики, приемов геометрических построений, ранее не изучавшихся школьниками.
Наряду с чтением и выполнением различных изображений объектов труда, ‘быта и отдыха людей предполагается ознакомление учащихся с новейшими формами и конструкциями, отвечающими требованиям технической эстетики. При этом предусматриваются различные виды графической деятельности школьников, связанные с художественным проектированием окружающей предметной среды.
Целью элективного курса является:
1.Всестороннее развитие мышления учащихся, их пространственного воображения, без которого невозможна творческая художественно-конструкторская деятельность.
2.Формирование знаний и практических умений позволяющих получить школьникам сведение по основам дизайна, которые в последствии способны не только облегчить, но и ускорить процесс овладение ими будущей профессией, будут способствовать дальнейшему росту их созидательной деятельности и профессионального мастерства.
В процессе работы но изучению данного курса ученики смогут:
-
Объяснить теоретическое положения основ дизайна.
-
Различать художественно- эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна.
-
Расширить и углубить понятия о художественном конструировании технической эстетики, об эргономике.
-
Совершенствовать свои практические навыки при выполнении своих творческих проектов.
-
Углубить знания и умения в моделировании изделий, интерьера,
предметов.
Наиболее эффективными формами и методами работы с учащимися при изучении данного курса являются практические занятия, содержание которых направлено на поиск и самостоятельный выбор способа отображения задуманного или усовершенствованного объекта, творческий подход к решению любого задания, культуру выполняемой работы, использование рациональных приемов проектировочной и графической деятельности.
Учебно — тематический план.
Наименование темы
| Количество часов | |||
всего
| теоретические | Практи- ческих | ||
1 | Вводное занятие. Сведения из истории дизайна. Развитие дизайна в России. |
1 |
1
|
|
2 j | Понятие о творческой деятельности дизайнеров. Правило безопасности труда |
1 |
0,25
|
0,75 |
з | Определение темы проекта. Выбор объекта проектирования. Составление дизайн- спецификации на проектируемое изделие. |
1 |
0, 25 |
0,75 |
4 | Применение законов художественном конструирования при выполнении творческих проектов учащихся. Эскизное проектирование. |
2 |
0,5 |
1,5 |
5 | Влияние формы к цвета на изготавливаемое изделие. Эргономичность изготавливаемого изделия, |
1 |
0,25 |
0,75
|
6 | Составление чертежа проектируемого изделия. |
1 |
|
1 |
7 | Разработка технологической документации на проектируемое изделие. | 2 | 1
| 1
|
8 | Изготовление спроектированного изделия по чертежу.
| 6
|
1
|
5 |
9 | Подготовка творческих работ к выставке. | 1 |
0,25 |
0,75 |
100 | Защита творческих проектов учащихся
| 1 |
| 1 |
| Итого | 17 | 4 | 13 |
Содержание программы
Тема 1
Вводное занятие. Сведения из истории дизайна» Развитие дизайна в России,
Цели и задачи элективного курса. Содержание занятий. Сведения из истории дизайна. Истоки дизайна. Дизайн в России. Правила поведения на занятиях элективного курса.
Тема 2.
Понятие о творческой деятельности дизайнеров. Правило безопасности труда.
Содержание деятельности дизайнеров на промышленных предприятиях Художник конструктор. Правила безопасности труда. Рабочее место,
материалы и инструменты дизайнера.
Практическая работа: Изучение практических работ выполненных
известными дизайнерами.
Тема 3.
Определение темы проекта. Выбор объекта проектирования.
Составление дизайн- спецификации на проектируемое изделие.
Выбор темы, анализ задания, знакомство с проектами, выполненными в прошлом году. Составление дизайн- спецификации на проектируемое изделие.
Требование к оформлению проекта. Практическая значимость проекта. Практическая работа? выбор совместно с учителем темы проекта.
Тема 4.
Применение законов художественного конструирования: при выполнении творческих — проектов учащихся.
Рисование по памяти, на представление. Задачи художественного конструирования. Рабочее место художника конструктора.
Практическая работа: Создание эскизного варианта проектируемого
изделия.
Тема 5
Влияние формы и цвета на изготавливаемое изделие. Эргономичность изготавливаемого изделия
Форма, цвет, ритм композиции. Сочетание цветов в природе. Эргономика. Эргономичность изготавливаемого изделия.
Практическая работа: Определение формы, цвета проектируемого изделия.
Составление чертежа проектируемого изделия.
Разработка чертежа изделия. Требования к чертежам и технологическим карт?:-::. Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
Практическая работа: Составление чертежа проектируемого изделия.
Тема 7.
Разработка технологической документации на проектируемое изделие.
Технологическая документация на проектируемое изделие. Маршрутная и технологическая карты. Написание рекомендаций по технологии изготовления.
Практическая работа: Составление технологической и маршрутной карты.
Тема 8.
Изготовление спроектированного изделия по чертежу.
Материальное воплощение проекта.
Практическая работа: Изготовление проектируемого изделия, соблюдая требования чертежа.
Тема 9.
Подготовка творческих работ к выставке.
Самооценка качества выполненной работы. Недостатки обнаруженные после изготовления. Окончательное оформление проекта. Подготовка краткого плана ответа.
Тема 10.
Защита творческих проектов учащихся
Список литературы
1.Варламов Р.Г, Струков О.Д. Элементы художественного конструирования в технической эстетике: Учебник для техникумов.- М.: Советское радио, 1980.
2.Гяинкин В.А. искусство современного интерьера — школьнику.- М.
Просвещение, 1984.
3.Джонс Дж. К. инженерное и художественное конструирование.- М:
Мир,1 976.