Конспект урока по истории Древнего мира
5 класс
Учитель: Тальков С.В.
Тема: Основание греческих колоний
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Программное содержание: Греческие колонии на берегах Средиземного и черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Цель: ознакомить учащихся с основным содержанием материала
Задачи:
-
выявить причины колонизации;
-
обозначить основные направления колонизации, важнейшие колонии;
-
на примере греков и скифов донести до учащихся необходимость почитания Родины даже за ее пределами;
-
продолжить развитие навыков работы с картой;
-
побудить учащихся к рассуждению и аргументированию своей точки зрения.
Основные даты: 8 – 6вв. до н.э.
Основные понятия: Эллада, эллины
Основные имена: Геродот, Скил
Оборудование урока: карта Средиземноморья
План изучения нового материала:
-
Причины колонизации;
-
Основные колонии;
-
Соседи греческих колонизаторов, Скил;
Ход урока.
Деятельность ученика | |
Приветствие Отметка присутствующих Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности) Подготовка к работе: запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок
Вступительное слово учителя. Мы знаем о том, что страна греков была неплодородной, гористой. Здесь было мало земли, и нечем прокормить растущее население. И что же делали греки? Они уплывали за пределы Родины искать лучшую жизнь. Это и называлось Колонизацией. Главный вопрос: Нужно ли сохранять традиции своего народа?
1.Причины колонизации Образное повествование. Что заставляло греков покидать свою Родину? Я расскажу вам несколько историй из жизни Древних греков, а вы попытаетесь найти то, что, по вашему мнению, побудило их покинуть Родину. «Я бедный крестьянин, в нашей долине лучше меня никто не умеет вспахивать землю, но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила власть. Сколько не работай, все равно не сможешь прокормить себя». — Какая причина отъезда в этой истории? «У меня поставили на участке долговой камень, лишился я покоя. Боюсь стать рабом – должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где, сколько хочешь земли». — А здесь, какая причина? «Я торговец и мне нужно все знать, что твориться за границей. Люди рассказывают, что в заморских странах меняют пшеницу и рабов на греческие товары: вазы, шерстяные ткани, вино, оливковое масло, оружие. Я хочу обогатиться за морем» — Что здесь является причиной? «В моем городе творится хаос. Мои друзья и я держали власть в руках, пока не взбунтовались соперники, они подняли народный мятеж и захватили город. Меня выгнали из родного города, нет пути назад». — Какая причина отъезда в этой истории?
Причины колонизации А теперь заполним схему.
Недостаток земли
Угроза долговой кабалы
Перспективы морской торговли
Политическая борьба
2. Основные колонии Образное повествование с использованием карты. А теперь ознакомимся с основными греческими колониями. Греки селились вдоль Черного моря, здесь были города Херсонес, Ольвия, Танаис. На Сицилии находились Сиракузы. На Севере Африки была Кирена, самая западная – Массилия.
3. Соседи греческих колонизаторов, Скил. Работа с понятиями. Рядом с греками жили слаборазвитые народы, которых они пренебрежительно называли варварами. Это слово переводится как «нечленораздельно говорящие», им казалось, что они говорят «bar – bar – bar», отсюда это слово вошло в обиход. Себя греки называли эллинами, а свою Родину – Элладой. Эллины воспевали свою Родину, считали ее лучшей, гордились ей и делали все для ее процветания. Сюжетное повествование. К северным берегам Черного моря приплыл знаменитый греческий историк Геродот. Это был город Ольвия. По соседству жили скифы. В своей книге Геродот рассказал легенду о скифском царе Скиле. Выборочное чтение.
— Почему Скилу понравилась греческая культура?
— Почему скифы разгневались на царя?
Повторительно – обобщающая беседа. — Вспомните причины колонизации.
-От кого мы знаем историю о Скиле? — Представьте себе, вы эллины и покинули свою Родину, где вы первой очередью будете селиться? Какой должна быть эта земля?
— Помнили они свою Родину, традиции, обычаи, семью, или навсегда забыли неприветливое Отечество?
Работа с картой: игра «молчанка». Учитель, молча, показывает основные колонии. Вывод: Грекам приходилось покидать Родину, но они на новой земле строили такую же жизнь, что и в Греции: законы, власть, праздники, божества, еда, напитки, дома, искусство… Соблюдение традиций и веры предков необходимо, т.к. это и есть история народа.
Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок
|
Приветствуют стоя Дежурный Пройти по рядам
На доске число
Запись темы в тетрадь
Нехватка земли
Долговая кабала
Выгодная торговля в колониях
Политическая борьба
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь
Запись в тетрадь под диктовку: направления колонизации. Херсонес, Ольвия, Танаис. Сиракузы. Кирена. Мессилия.
Запись в тетрадь под диктовку: Варвары – собирательное обозначение греками соседних народов. Эллины – самоназвание Древних греков. Эллада – обозначение Древней Греции.
Учебник стр.155 – 156 (6 человек по абзацу) Греческая культура была доселе невиданной и интересной для молодого царя, он считал ее высокоразвитой и красивой. Нельзя нарушать обычаи предков. Нужно почитать свою Родину, какой бы она не была.
Нехватка земли, долговая кабала, выгодная торговля в колониях, политическая борьба.
От Геродота.
На берегу моря с достатком земли и полезных ископаемых. Безусловно, почитали тех же богов, устраивали те же праздники, что и в Элладе. Учащиеся по очереди называют колонии.
Запись д/з в тетрадь: Параграф 32, запомнить записанное в тетради.
|
УМК
Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.
Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.
УМК
Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.
Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.