МБОУ «Чувашско – Бродская СОШ» Алькеевского МР РТ
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
В 5 КЛАССЕ ПО ИСТОРИИ
ТЕМА:
«Древнейшие цивилизации Индии и Китая»
Учитель истории и обществознания
Низамова М.Х.
2014-2015 уч.год
Курс: История Древнего мира
Класс: 5
Урок № 18
Дата: 29.10.2014
Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
Цель урока:
Создавать условия для:
— открытия учащимися новых знаний по теме «Древнейшие цивилизации Индия и Китая» с выявлением причинно-следственных связей между особенностями природных условий и уровнем развития занятий, культуры, верований жителей этих стран
— развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с древнейшими цивилизациями Индии и Китая: географическим положением этих стран, основными занятиями жителей, свидетельствами о развитии культуры и формировании государств.
2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.
3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: способности к анализу, наблюдательности, внимания, памяти речи, творческого мышления.
Оборудование: политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай», учебник, тетрадь, исторический документ.
Ход урока.
-
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Хорошо! Тогда начинаем наш урок.
1 мин
-
Проверка домашнего задания 5 -6 мин
Фронтальный опрос:
— О каком государстве мы говорили на прошлом уроке? (Междуречье)
( Работа с картой).
— Какие города Междуречье были самыми крупными ? (Ур, Урук.)
— На какие группы делилось население ? (Рабы, ремесленники и земледельцы.)
— Какие металлы обрабатывали жители Междуречье? (Золото, серебро.)
— Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
— Кем был Хаммурапи? (Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.)
— Чем прославился Хаммурапи? (он издавал первые законы)
— А кто скажет, что такое законы?
— Какие вы законы знаете?
— Существует ли сейчас Междуречье?
— А какие государства существует сегодня на этой территории?
— Давайте найдем эту страну на политической карте мира.
— Какие реки протекали на территории Междуречья?
— Находим реки Тигр и Евфрат, какая страна находится на этой территории?
— Правильно это страна – Ирак. Вы слышали об этом государстве?
3. Переход к изучению нового материала.
-Какой раздел мы с вами изучаем? (Древний Восток)
— Какие страны Древнего Востока мы уже изучили?
Учитель: Правильно, ребята! Мы изучили цивилизации Древнего Египта и Междуречья.
Посмотрите на карту. Какие государства мы будем сегодня изучать?
Это древнейшие государства, возникшие на территории Индии и Китая.
4.Изучение нового материала. 20 мин
Учитель сообщает тему урока. Запись в тетрадях.
Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
— А вы знакомы этими государствами?
— А что вы знаете об Индии?
— Что знаете о Китае?
— А кто покажет на карте эти государства?
— А сегодня существует эти государства?
— Правильно, ребята эти государства сохранились до сегодняшнего дня.
-Древнейшие цивилизации появились в Египте, Междуречье, Индии и Китае, там, где протекают крупные реки.
— На этом уроке мы должны найти ответ на вопрос:
— Почему древние государства Индии и Китая считаются цивилизованными?
На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны знать особенности местоположения и природы, занятия жителей этих государств.
-
Работа в группах. (2 группы)
-
Группы получают задание.
-
Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы
-
Выяснить местоположение и природу Древней Индии.
Ответить на вопросы:
— На каком полуострове находится Индия?
— Как Индия отделена от других государств северной части ?
— Покажите на карте горы Гималаи
— Назовите две реки, протекающие по ее территории.
— Какой металл индейцы добывали и что из него изготавливали?
-Что выращивали индейцы?
— Какой город был самым крупнейшим городом в Индии? (Мохенджо-Даро)
3. Сообщение учащегося. Хараппская цивилизация — древнейшая в Индии.
Вопрос к классу.
— Почему цивилизация получила название Хараппской? (первым был изучен город возле селения Хараппы.)
— Какие дома строили индейцы?
— Встречали ли мы такие города в Древнем Египте и Междуречье?
(Запись в тетрадях.) Вот эти раскопки позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в 25 — 18 веках до.н.э.
Делаем итог.
Физкультминутка. (если ответ правильный — встаем) (1-2 мин)
-
Фараон — правитель Египта. +
-
Хаммурапи правил 1792-1750 годах +
-
Письменность в Египте- это клинопись –
-
Зиккурат – храм – башня в виде ступенчатый пирамиды+
-
Тигр и Евфрат это реки Египта-
-
Гималаи находится на севере Индии+
-
Мемфис это столица Древнего Египта+
-
Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне+
-
Шамаш – бог солнце и правосудие в Междуречье +
-
Мохенджо-Даро самый красивый город Междуречье —
-
Работа в группах. Выяснить местоположение и природу Древнего Китая.
Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы
— На какой равнине находится Китай?
— Какие реки протекают в Китае?
— Какую реку и почему китайцы называют «блуждающая», «горе Китая»
— Чем занимались древние китайцы? Что было хорошо развито в Китае?
— Когда появилась первое государство в Китае?
Делаем итог. Первые поселения в Индии и Китае появились в долинах рек.
Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, ремесло.
Запись в тетрадях. Первое государство на территории Китая возникло в 18 веке. до.н.э
5. Работа с учебником. Стр. 65. Миф о великом Юе. (5 мин)
Анализ документа.
— Что в китайском мифе о потопе совпадает с мифом шумеров? Сравните главных героев этих мифов во время наводнения.
Теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
— Почему Древнюю Индию и Китай считают цивилизованными государствами?
(Появление земледелия, появление государств, появления городов, появление письменности приводит к цивилизацию.)
Слайд. Соврем. Индия. и Китай (2 мин)
-
Закрепление изученного.
Тест на слайде. 5 мин
Взаимопроверка.
Рефлексия. 2 мин.
— Что вы нового узнали сегодня на уроке? Было ли вам интересно узнать об этом?
7. Домашнее задание. Инструктаж д/.з. Стр. 66. Вопросы и задания к главе 3. воп.2 –письменно. Сообщение на тему «Пирамиды Египта»*. Выставление оценок.
Итог урока (2 мин)