Разработка урока по истории по теме « Гражданская война»

Цели урока :

Образовательные – раскрыть причины и сущность Гражданской войны, рассказать о периодах Гражданской войны.

Воспитательныепродолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.

Развивающие -продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.

ПЛАН УРОКА:

  1. Причины Гражданской войны.

  2. Ход Гражданской войны.

  3. Итоги и последствия Гражданской войны.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Введение в новый материал:

Раскол российского общества, естественно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьского переворота дошел до крайности – Гражданской войны. Гражданская война- это самое великое несчастье для любой страны . и хотя трудно вести речь об этом трагическом периоде в истории нашей страны без эмоции , попытаемся проанализировать расстановку политических сил, позиции противостоящих сторон.

Дайте определение Гражданской войны ( возможно составление кластера, на основе составленного кластера формируется определение Гражданской войны).

Гражданская война— это война между гражданами одного государства , различными силами внутри страны за право владения государственной властью.

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой дети выявляют причины Гражданской войны, ход военных действий Гражданской войны, последствия и итоги.

Причины Гражданской войны :

  1. Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.

  2. Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания

  3. Брестский мир и его последствия

  4. Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.

  Ход Гражданской войны:

Период

Основные события

Первый период (май –октябрь 1918 г.)

Отряды Красной Армии легко подавляли первые антисоветские выступления юнкеров в Петрограде, Керенского и Красного – в Красном селе ( эшелонная война)

Второй период ( ноябрь 1918 –апрель 1919 г.)

В феврале – марте началась иностранная интервенция против Советской России. В мае 1918 г. начался мятеж Чехословацкого корпуса. К лету 1918 г. на территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Во второй 1918 г. Красная армия одержала первые победы на Восточном фронте, заняв Поволжье и часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии были заняты Украина и Белоруссия.

Третий период (1919 г -1920 г.)

После победы Антанты в первой мировой войне росла численность интервентов на Дальнем Востоке , в Сибире и на севере России. При поддержки Англии, США и Франции белогвардейцы развернули наступление с востока. Но в мае –июле 1919 г. Красная армия перешла в наступление на восточном фронте, заняла Урал, а затем при поддержке партизан Сибирь. К началу 1920 г. Красная армия взяла под контроль север России .

Четвертый период ( 1920 г.)

Весной 1920 г. против Советской России выступила Польша. Из Крыма в Причерноморье двинулись войска генерала Врангеля. Красные войска могли взять Варшаву, но из-за ошибок потерпели поражение. По рижскому миру Польша получила западную Украину и Западную Белоруссию. В ноябре 1920 г. войска М.В. Фрунзе овладели Крымом . В декабре 1920 г. Гражданская войны была объявлена оконченной.

Пятый период (1921 -1922 г.г.)

Советская власть утвердилась на северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Осенью 1922 г. Владивосток покинули японцы – последние интервенты

ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


1.Победа красных (большевиков)


2.Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил


3. Сохранение целостности России

Последствия Гражданской войны.


1. Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция — около 2 млн. чел. 
2.Нанесён колоссальный ущерб российской экономике 
3. Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.

4.Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( ТЕСТ):

1. Какую задачу не ставили перед собой большевики сразу после Октябрьской революции?

А) решение проблем российского общества

Б) выполнение собственной программы

В) соблюдение международных обязательств царского и Временного правительства

Г) создание коалиции с левыми эсерами

2. Не относится к системе советской власти:

А) Всероссийский центральный исполнительный комитет

Б) Совет народных комиссаров

В) Всероссийская чрезвычайная комиссия

Г) Учредительное собрание

3. Не является причиной Гражданской войны в России:

А) Брестский мир

Б) политика большевиков в деревне

В) интервенция

Г) разгон Учредительного собрания большевиками

4. Укажите даты Гражданской войны:

А) октябрь 1917г. – ноябрь 1920 г.

Б) май 1918 г. – октябрь 1922 г.

В) май 1918 г. – ноябрь 1920 г.

Г) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

5. Установите правильную последовательность событий, ответы впишите в таблицу:

А) Кронштадтские события

Б) походы армии Колчака и Деникина на Москву

В) введение продразверстки в Советской России

Г) мятеж Чехословацкого корпуса

Д) поход Керенского – Краснова на Петроград

Е) советско-польская война  

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание : подготовить реферативное сообщение о Колчаке, Фрунзе, Буденном .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here