Масленникова Галина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок № 11 класс, профиль
Тема: Гражданская война: трагедия страны
Цель и задачи урока: проанализировать состав противоборствующих сил; определить причины массового террора; оценить действия белых, преимущество и недостатки политики «военного коммунизма» и сделать вывод на чьей стороне была правда в Гражданской войне. Развивать умение работать с источниками, анализировать, делать выводы
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
Действия учеников | |||
| |||
| |||
Чтение документов на стр. 240 — Изучите тексты, о чём в них идет речь?
— Определите, какие образы «красных» и «белых» присутствуют в массовом сознании потомков – участников Гражданской войны в России.
-В чем, на ваш взгляд, они противоречат друг другу?
— Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?
— Сформулируйте свой вариант учебной проблемы.
— А теперь сравните его с авторскими стр. 370 |
— На чьей стороне была правда в Гражданской войне? | ||
| |||
— Объясните значение термина Гражданская война.
-Вспомните, в истории каких стран случались гражданские войны.
— -Какие события революции 1917-1918 гг. привели Россию к Гражданской войне?
| Гражданская война – период острых классовых столкновений Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил Гражданская война – противостояние классов и общественных групп.
| ||
| |||
— В чем ее особенности? |
| ||
Чтение п. 1. Цвета периода Гражданской войны. Стр. 241-243
— Каковы причины Гражданской войны?
— Когда началась Гражданская война?
— Работа с таблицей стр. 242
-Кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне. См. стр. 241. схема Три группы выделяются в войне
|
Стр. 242-243 учебника | ||
— Проанализируйте состав противоборствующих сил.
-Сделайте вывод: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?
Чтение п. 2. Белое движение и интервенция. Стр. 243 и работа по карте.
-Когда началось оформление белого движения и кто стоял во главе?
— Кто возглавлял добровольческую армию?
Работа по карте стр. 244-245
-Кто был лидером белых на востоке страны?
-На северо-западе?
-На юге?
-На севере?
— От кого зависел исход войны?
— Раньше в советской историографии роль интервенции преувеличивалась. Утверждалось, что именно ме6ждународный империализм вызвал у нас гражданскую войну. На самом деле это не так. Но несомненно, что без иностранного участия и помощи белое движение не смогло бы вести такую длительную войну.
-Что такое интервенция?
-Кто предоставлял помощь белому движению и почему? Каковы причины интервенции?
— Силы интервенции – чехославацкий корпус, войска Англии, Франции, США, Японии. Например, французы израсходовали на финансирование корпуса более 11 млн. франков, Англия – 80 тыс фунтов стерлингов, США – займ в 12 млн. долларов. На начало 1919 года в Сибири находилось 72 тыс. интервентов, из них 20 тыс. англичан и 13 тыс.американцев.
— Почему потерпели поражение, каковы причины?
— Почему белому движению не удалось добиться успеха?
|
— В начале 1918 г.
— Генерал Деникин
Адмирал Колчак
Генерал Юденич
Деникин
Е.Миллер
— От позиции деревни
Интервенция – насильственное вмешательство одной или несколько стран во внутренние дела другой страны или в ее взаимоотношения с третьими странами.
— Разделаться с Советской властью; защищали свою собственность; боялись социалистического влияния
| ||
«Нельзя охулом хаять народ!» А «белых», конечно, можно. Народу, революции все прощается — «все это только эксцессы». А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито, — родина, родные колыбели и могилы матери, отцы, сестры, — «эксцессов», конечно, быть не должно. «Революция -стихия…» Землетрясения, чума, холера тоже стихия. Однако никто не прославляет их, никто не канонизирует, с ними борются. А революции всегда «углубляют». «Народ, давший Пушкина, Толстого». А белые — не народ». (Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1990, с. 73 — 74)
— Как вы думаете, какие основания были у писателя для такого рода рассуждений? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
— Оцените действия белых и сделайте вывод по проблеме урока На чьей стороне была правда в Гражданской войне?
Чтение п. 3. Красный и белый террор. Стр. 246-247.
— Определите причины массового террора сторон. Сделайте вывод по проблеме урока: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?
Чтение п. 4. «Военный коммунизм» стр. 247-249.
— Оцените преимущества и недостатки политики «военного коммунизма». — Сделайте вывод по проблеме урока: На чьей стороне была правда в Гражданской войне? Чтение п. 5. Оценки результатов Гражданской войны и их причин. Стр. 249
-Проанализируйте текст и сделайте вывод по проблеме урока: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?
— Сравните свою формулировку решения проблемы с авторским стр. 249.
|
| ||
| |||
§ 160 О, стр. 240-249 |
|