ФИО: Трифонова Людмила Владимировна
Место работы: КГУ «Гимназия Бест», Казахстан, г.Петропавловск
Должность: учитель истории, общественных и правовых дисциплин
История Казахстана 8 класс. Конспект урока
Тема урока: Развитие просвещения в Казахстане в 19 веке.
Цель урока: рассмотреть особенности развития просвещения казахов в 19 веке,
Развивать умение работать с информацией, запоминать, излагать свои мысли.
Тип урока: Устный урок 1(технология БИС) (автор Вассерман Ф.Я)
Оборудование: Интерактивная доска, карта, портреты ученых и писателей.
Использованная литература:
Ж.Касымбаев «История Казахстана», Алматы, «Мектеп» 2012г.
З. Кабульдинов «История Казахстана» Алматы, «Атамура» 2012г.
Ход урока
-
Организационный момент. Постановка цели.
— Правила работы по карте.
— Актуализация субъективного опыта учащихся.
— Введение в тему урока.
— Раскрытие ключевых слов на доске по теме.
— Работа по МПМ (матрица посадочных мест).
2. Организация восприятия
— развитие внимания и памяти. На доске написаны 7 слов (НПС – нижний порог сложности)
Ключевые слова: 1.А.Левшин.
2. толмач.
3. русский и татарский языки.
4. Азиатская школа.
5. В.Даль.
6. 1833г.
7. «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
3. Запись по памяти
— Запись по памяти ключевых слов.
— Ввести в МПМ первые отметки (6-7 слов= отметка «+»)
|
| Средний ряд |
|
| Ряд у двери |
|
| |
| А | В |
| С | Д |
| Е | К |
1 | + | + | 1 | + | — | 1 | — | + |
2 | + | + | 2 | + | + | 2 | + | + |
3 | — | + | 3 | + | + | 3 | + | + |
4 | + | — | 4 | + | + | 4 | + | + |
5 | — | + | 5 | + | — | 5 | + | — |
4. Организация осмысления
— Работа с текстом на основе ключевых слов (время работы 3 минуты на лист учебника) Учебник Ж.Касымбаев «История Казахстана», параграф 18.
5. Перекрестный опрос (первичная проверка понимания) – вопросы репродуктивного типа
— указать ячейку, задать вопрос – 3 сек. на ответ. (если есть ответ- отметка «+»)
1. В начале 19в. какие предметы преподавались в мектебах Казахстана – Правила мусульманской религии. 17 часть Корана.
2. Где была открыта 1 светская школа в Казахстане — в ханской ставке Жангира.
3. В какие города направляли состоятельные родители учиться своих детей — Бухара, Хива, Ташкент, Самарканд.
4.В каком городе был организован Сибирский кадетский корпус — Омск.
5. Где правил хан Жангир — Внутренняя орда.
6. В каком году была открыта Азиатская школа — 1789г.
7. Кого готовила Азиатская школа – переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения.
8. В каком году хан Жангир открыл школу – 1841г.
9. Русский ученый, был на службе Оренбургского губернатора с 1833 по 1841гг. –Даль.
10. Какую известную поэму казахского народа записал Пушкин –Козы-Корпеш и Баян-сулу.
11. В этой повести Даль описал жизнь казахов Оренбургского края — «Бокей и Мауляна».
12. Главный 3-х томный труд А.Левшина – Описание киргиз-кайсацких орд и племен.
13. В каком году Пушкин прибыл в Оренбург и Уральск для сбора информации о восстании Пугачева – 1833г.
14. В каком городе Пушкин записал поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» -Уральске.
15. Что исследовала экспедиция Бутакова – Аральское море.
16. Русский чиновник, выражающий сочувствие руководителям восстания 1836-38гг.- Даль.
17. Кто занимался организацией научных экспедиций в Казахстан – Русское географическое общество.
18. В каком городе была открыта Азиатская школа – Омске.
19. Под чьим руководством проходило исследование берегов Каспийского моря – Карелина.
20. Руководители восстания 1836-38гг. – Исатай Тайманов и М.Утемисов.
21. Его называли «Геродотом» казахской истории – Левшин.
— Внести данные в МПМ.
6. Анализ и рефлексия перекрестного опроса
— Внести данные в МПМ – вторая отметка.
7. Критический опрос (первичное закрепление) – вопросы проблемного типа
— указать ячейку, задать вопрос – 3 сек. на ответ (если есть ответ – отметка «+»)
Критический опрос:
1. Шакирдами в мектебах называли учеников (+)
2. Светское образование –это нерелигиозное образование(+)
3. Первая светская школа была открыта по инициативе хана Жанибека.(-)
4. Неплюевский кадетский корпус был открыт в Оренбурге (+)
5. В начале 19в. в Казахстане было открыто несколько светских школ на родном языке. (-)
6. Азиатская школа была открыта в ставке хана Жангира.(-)
7. Состоятельные родители отправляли своих детей в светские школы Средней Азии (-)
8. В начале 19в. в мектебах казахстана обязательно преподавали «Слова назидания» великого Абая . (-)
9. Толмач — это переводчик. (+)
10. Даль в повести «Бокей и Мауляна» описал жизнь казахов Среднего жуза (-)
11. Сибирский кадетский корпус находился в Томске (-)
12. Изучением Аральского моря занимался Бутаков (+)
13. Преподавание в школе хана Жангира велось на русском и казахском язаках (-)
14. Хан Жангир открыл школу в 1841г. (+)
15. Даль не только составил Толковый словарь русского языка, но и записал «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» (-)
16. В 1833г. Пушкин посетил Оренбург и Уральск с целью сбора материала о восстании Исатая Тайманва М.Утемисова (-)
17. Карелин составил фундаментальный труд «Описание киргиз-казахских и киргиз-кайсацких орд и племен» (-)
18. Итогом посещения Пушкиным Оренбургского края стало написание «Капитанской дочки» и «Пугачевского бунта» (+)
19. При Неплюевском кадетском корпусе был открыт музей, о жизни казахов. (+)
20. Азиатская школа готовила толмачей (+).
21. В Сибирском кадетском корпусе учился Ш.Валиханов. (+)
— Внести данные в МПМ.
8. Анализ и рефлексия критического опроса
— Внести данные в МПМ – третья отметка.
9. Тематический словарный запас
— Письменный рассказ по теме урока (время 5 минут, норма для учащихся 7-11 классов – от 63 слов и выше)
— Внести данные в МПМ – четвертая отметка.
10. Анализ урока.
— Обобщение темы, заключительные выводы.
— Оценивание учащихся. (4 «+» — оценка 5, 3 «+» — оценка 4, 2 «+» — оценка 3, 1 «+» — оценка 2)