Рахметова Айсулу Ермековна

Учитель истории

Казахстан

Павлодарская область

г.Экибастуз

Атыгайская общеобразовательная средняя школа

Предмет: История Казахстана

Класс:8

Дата:

Тема урока:Казахско-русские взаимоотношения до начала 18 века

Цели урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о развитии казахскорусских отношений, подчеркнуть колониальный характер политики царизма в Казахстане, рассказать о действиях казахов в ответ на строительство военных крепостей;

Развивательная: развитие логического мышления, при работе с информацией развивать умения сопоставлять, обобщать и опираясь на новые факты, определять причинноследственные связи между различными событиями и явлениями;

Воспитательная: воспитывать чувства дружбы, взаимовыручки, целеустремленность, упорство.

Основные понятия: форпост, редут, военноразведывательные экспедиции, колониальная политика Российской империи, ответная реакция казахов на строительство военнооборонительных укреплений.

Вид урока: комбинированный

Метод урока:рассказ,самостоятельная работа,

Оборудование урока:интерактивная доска,электронный учебник,карта ,схема, таблица

Ход урока:

І.Организационный момент

Опрос домашнего задания:

1. Назовите основные причины завоевательной политики Джунгарии.

2. Основные сражения казахов в годы джунгарского нашествия. Кого из организаторов народной борьбы против джунгар вы можете назвать?

3. Причины поражения казахов и историческое значение борьбы казахского народа с джунгарской агрессией.

План изучения новой темы:

1. Активизация связей Казахского ханства с Русским государством.

2. Строительство царским правительством линии военных укреплений.

3. Дипломатические представительства России в Казахстане.

4. Приграничные конфликты России с казахами Младшего и Среднего жузов.

Из предыдущих уроков учащимся известно о заинтересованности двух государств в установлении как дипломатических, так и военных связей между ними, поэтому для нача

ла можно спросить:

Приведите примеры, свидетельствующие о заинтересованности двух государств в установлении взаимосвязей между ними.

В ходе своего рассказа необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что в российских документах, да и в быту,казахов называли «киргизами», «киргизкайсаками». Объяснить, с чем это было связано. Далее, с целью развития абстрактного мышления учащихся, можно предложить параллель, отражающую некоторые нюансы двусторонних связей:

ІҮ.Закрепление урока:

«Казахско-русские отношения в первой трети ХVIII века»

Отношения

Казахское ханство

Российское государство

Дипломатические

Торговоэкономические

Последствия и значение

С помощью карты рассматриваем вопрос о строительстве крепостей. Хронология событий:

Корни казахскорусских отношений имеют давнюю историю, а с начала ХVIII века наблюдается возрастание интереса государств друг к другу. Сибирский губернатор

М.П. Гагарин представил русскому государю проект создания серии укрепленных пунктов от Иртыша до Яркенда, где,судя по рассказам, были сказочно богатые месторождения золота. В июле 1715 г. из Тобольска по Иртышу была направлена экспедиция во главе с подполковником И.Д. Бухгольцем, которая заложила Ямышевскую и Омскую (1716) крепости.

1715–1716 гг. – экспедиция князя А.Д. БековичаЧеркасского направилась в Хиву.

1717 г. – для продолжения строительства крепостей

от озера Ямышева вверх по Иртышу были посланы отряды П. Северского и В. Чередова. Отряд П. Северского построил Железинскую крепость, отряд В. Чередова построил Колбасинскую и выбрал место для крепости на правом берегу Иртыша, получившей название Семипалатинская (1718).

1719–1720 гг. – экспедиция майора И.М. Лихарева направилась вверх по Иртышу. В 1720 г. были построены УстьКаменогорская, Черноярская и Коряковская крепости. Между ними позднее появились небольшие форпосты и редуты. Эти военнооборонительные пункты составили Верхне Иртышскую линию и сыграли важную роль в защите от набегов джунгар и т.д.

Петр I по возвращении из персидского похода в 1722 г.,говорил о привлечении казахов в Российское государство:

«……Не смотря на великие издержки хотя бы до миллиона держать, но токмо чтоб только одним листом под протекцию Российской империи», «ибо оная Киргиз-кайсакская орда… всем азиатским странам ключ и врата».

При знакомстве с материалами пункта о конфликтах между казахами и российскими военными частями, задать вопрос, требующий логического ответа, для чего учащиеся,

опираясь на документы и рассказ учителя, выполняют задание:

Задание №1. Работа с документами.

Прочитайте тексты документов в хрестоматии и учебнике.

1. Основываясь на эти события, определите, какие цели преследовала Россия в своей политике в отношении Казахского ханства?

Задание №2. Работа с документами.

Прочитайте текст документов в хрестоматии и учебнике, и найдите ответы на следующие вопросы:

1. Определите цель и значение российской военной экспедиции Бухгольца в Казахстане.

2. Какую функцию выполняли военные крепости на Иртыше?

Закрепление:

1. Как вы думаете, какой была реакция казахов на строительство крепостей?

2. Почему между казахами и жителями русских крепостей часто происходили военные конфликты? В чем причина?

Выставление оценок

Домашнее задание:

1. Работа по карте: нанесите на карту военнооборонительные укрепления, возникшие в период 1715–1720 гг.

2. Каковы причины активизации казахскорусских отношений? Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию в Казахском ханстве в начале ХVIII в.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here