Рахметова Айсулу Ермековна
Учитель истории
Казахстан
Павлодарская область
г.Экибастуз
Атыгайская общеобразовательная средняя школа
Предмет: История Казахстана
Класс:8
Дата:
Тема урока:Казахско-русские взаимоотношения до начала 18 века
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о развитии казахско—русских отношений, подчеркнуть колониальный характер политики царизма в Казахстане, рассказать о действиях казахов в ответ на строительство военных крепостей;
Развивательная: развитие логического мышления, при работе с информацией развивать умения сопоставлять, обобщать и опираясь на новые факты, определять причинно—следственные связи между различными событиями и явлениями;
Воспитательная: воспитывать чувства дружбы, взаимовыручки, целеустремленность, упорство.
Основные понятия: форпост, редут, военно—разведывательные экспедиции, колониальная политика Российской империи, ответная реакция казахов на строительство военно—оборонительных укреплений.
Вид урока: комбинированный
Метод урока:рассказ,самостоятельная работа,
Оборудование урока:интерактивная доска,электронный учебник,карта ,схема, таблица
Ход урока:
І.Организационный момент
Опрос домашнего задания:
1. Назовите основные причины завоевательной политики Джунгарии.
2. Основные сражения казахов в годы джунгарского нашествия. Кого из организаторов народной борьбы против джунгар вы можете назвать?
3. Причины поражения казахов и историческое значение борьбы казахского народа с джунгарской агрессией.
План изучения новой темы:
1. Активизация связей Казахского ханства с Русским государством.
2. Строительство царским правительством линии военных укреплений.
3. Дипломатические представительства России в Казахстане.
4. Приграничные конфликты России с казахами Младшего и Среднего жузов.
Из предыдущих уроков учащимся известно о заинтересованности двух государств в установлении как дипломатических, так и военных связей между ними, поэтому для нача—
ла можно спросить:
– Приведите примеры, свидетельствующие о заинтересованности двух государств в установлении взаимосвязей между ними.
В ходе своего рассказа необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что в российских документах, да и в быту,казахов называли «киргизами», «киргиз—кайсаками». Объяснить, с чем это было связано. Далее, с целью развития абстрактного мышления учащихся, можно предложить параллель, отражающую некоторые нюансы двусторонних связей:
ІҮ.Закрепление урока:
«Казахско-русские отношения в первой трети ХVIII века»
Казахское ханство | Российское государство | |
Дипломатические |
|
|
Торгово—экономические |
|
|
Последствия и значение |
|
|
С помощью карты рассматриваем вопрос о строительстве крепостей. Хронология событий:
• Корни казахско—русских отношений имеют давнюю историю, а с начала ХVIII века наблюдается возрастание интереса государств друг к другу. Сибирский губернатор
М.П. Гагарин представил русскому государю проект создания серии укрепленных пунктов от Иртыша до Яркенда, где,судя по рассказам, были сказочно богатые месторождения золота. В июле 1715 г. из Тобольска по Иртышу была направлена экспедиция во главе с подполковником И.Д. Бухгольцем, которая заложила Ямышевскую и Омскую (1716) крепости.
• 1715–1716 гг. – экспедиция князя А.Д. Бековича—Черкасского направилась в Хиву.
• 1717 г. – для продолжения строительства крепостей
от озера Ямышева вверх по Иртышу были посланы отряды П. Северского и В. Чередова. Отряд П. Северского построил Железинскую крепость, отряд В. Чередова построил Колбасинскую и выбрал место для крепости на правом берегу Иртыша, получившей название Семипалатинская (1718).
• 1719–1720 гг. – экспедиция майора И.М. Лихарева направилась вверх по Иртышу. В 1720 г. были построены Усть—Каменогорская, Черноярская и Коряковская крепости. Между ними позднее появились небольшие форпосты и редуты. Эти военно—оборонительные пункты составили Верхне Иртышскую линию и сыграли важную роль в защите от набегов джунгар и т.д.
Петр I по возвращении из персидского похода в 1722 г.,говорил о привлечении казахов в Российское государство:
«……Не смотря на великие издержки хотя бы до миллиона держать, но токмо чтоб только одним листом под протекцию Российской империи», «ибо оная Киргиз-кайсакская орда… всем азиатским странам ключ и врата».
При знакомстве с материалами пункта о конфликтах между казахами и российскими военными частями, задать вопрос, требующий логического ответа, для чего учащиеся,
опираясь на документы и рассказ учителя, выполняют задание:
Задание №1. Работа с документами.
Прочитайте тексты документов в хрестоматии и учебнике.
1. Основываясь на эти события, определите, какие цели преследовала Россия в своей политике в отношении Казахского ханства?
Задание №2. Работа с документами.
Прочитайте текст документов в хрестоматии и учебнике, и найдите ответы на следующие вопросы:
1. Определите цель и значение российской военной экспедиции Бухгольца в Казахстане.
2. Какую функцию выполняли военные крепости на Иртыше?
Закрепление:
1. Как вы думаете, какой была реакция казахов на строительство крепостей?
2. Почему между казахами и жителями русских крепостей часто происходили военные конфликты? В чем причина?
Выставление оценок
Домашнее задание:
1. Работа по карте: нанесите на карту военно—оборонительные укрепления, возникшие в период 1715–1720 гг.
2. Каковы причины активизации казахско—русских отношений? Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию в Казахском ханстве в начале ХVIII в.