Урок литературного чтения в 3 классе. Школа России.

Тема. Н. Н. Носов. « Федина задача ».

Цели урока: познакомить детей с рассказом Н. Носова; прививать

интерес к чтению; развивать навыки выразительного чтения, чтения по

ролям; развивать логическое мышление, память и внимание, умение

подробно излагать прочитанное и услышанное.

Оборудование: магнитофон и кассета с рассказами Н. Носова, герой

сказки Н.Носова Незнайка, карточки для самостоятельной работы

учащихся.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели. Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

а) подготовка к восприятию;

б) тренировка техники чтения и дикции;

в) первичное чтение текста цепочкой по одному предложению.

4. Закрепление изученного материала:

а) проверка понимания, работа с текстом;

б) восстановление деформированного плана;

в) чтение по ролям;

г) работа над пословицами.

5.Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

— Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

— Незнайка:

— Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Незнайка! Вспомнили

меня?

— Какие книжки вы про меня читали? («Незнайка на Луне», «Незнайка

в Солнечном городе», «Приключения Незнайки и его друзей»).

— А кто автор сказок обо мне и моих друзьях? (Н.Н.Носов).

— А что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? Вспомните что вы

узнали в прошлом году?

Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же

время, когда писали К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак, и С.Михалков.

— Какой рассказ был напечатан первым?

Первый его рассказ-«Затейники» был опубликован в журнале

«Мурзилка» в 1938 году, ещё до Великой Отечественной войны.

Н.Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших

сверстниках. А в1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения

Незнайки и его друзей».Потом появился «Незнайка в Солнечном

городе» и «Незнайка на Луне».

— Кем работал Н.Носов до того, как стал писателем?

Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил

множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом,

возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный

институт, а потом перевёлся в институт Кинематографии в Москве.

Был постановщиком нескольких учебных и научно- популярных

фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В

1952 году он получил Государственную премию СССР за свой повести

и рассказы.

— Какие книги, повести и рассказы Н.Носова вы читали?

«На горке», «Заплатка», «Живая шляпа», «Затейники».

В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич

Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь

интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает

нам о человеческих достоинствах и недостатках.

3.Изучение нового материала.

а) подготовка к восприятию;

Упражнение направлено на распределение и концентрацию внимания.

— Ребята, приготовьте тетради и посмотрите на доску. На доске две строчки чисел.

Сейчас вы будете их продолжать по определённому правилу.

Два числа в каждом столбике надо сложить. Сумму записывают на верхней

строчке, а под неё сносят верхнее число из предыдущего столбика (по диагонали).

3 5 8 13 21

2 3 5 8 13 21

Сигналом к началу решения примеров служит включение песенки.

( Звучит песня из мультфильма про Незнайку. Дети выполняют задание под

музыку.)

— Что помешало сосредоточиться? Песня?

— А о чем была песня? Кто помнит слова?

Вывод: делать два дела сразу — решать и слушать песню — трудно, практически

невозможно!

— А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя домой, вы включаете

магнитофон или телевизор и садитесь делать уроки?

— Давайте прочитаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Н.Носова

«Федина задача». А чтобы красиво читать нужно красиво и правильно говорить.

Отрабатывать дикцию нам помогают скороговорки.

б) тренировка техники чтения и дикции;

Скороговорки перевёртыши.

— Прочитайте и узнайте скороговорки.

— Произнесите их быстро.

Екрог ан илиротарат икротарат икорос ирт.

Моружаба дан тижжуж куж.

в) первичное чтение текста цепочкой по одному предложению;

Выразительное чтение рассказа «Федина задача». Дети читают цепочкой по

одному предложению.

Физминутка.

Поиграем в игру « Буква заблудилась».

— Вам нужно найти заблудившуюся букву и поставить её на нужное место.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

Остался на пальме последний баран (банан).

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей)

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

4.Закрепление изученного.

а) проверка понимания работа с текстом;

— Понравился вам рассказ?

— Почему Феде не удалось решить задачу?

— Какой из трёх типов текста здесь преобладает? (повествован.)

— Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

-Назови главного героя рассказа. (Федя Рыбкин)

-Опиши героя. (внешность, лицо, одежда, манеры поведения).

-Как вы думаете в каком классе учится Федя? (задача…450 мешков…)

— Перечисли основные черты характера героя. (любознательный-

интересуется концертом, ответственный- учит уроки, внимательный-

внимательно слушал, что говорили по телевизору (рассмотрите иллюстрацию

стр178), сердечный- милей родного брата.

— На кого похож герой произведения Федя Рыбкин, назови героев других

произведений, почему? («Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и

девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи

все допускали глупые ошибки.)

— Что рассмешило, что показалось грустным?

— В чём главная идея этого произведения?

— О чём нам предлагает задуматься автор?

б) восстановление деформированного плана;

— Восстанови деформированный план.

План:

_3__ 1. Титулярный советник.

_5__ 2. Это не та задача!

_1__ 3. Федя сел за стол делать уроки.

_6__ 4. Прямо наказание какое – то!

_2__ 5. Песня про блоху.

_4__ 6. Хорошая песня!

в) чтение отрывка рассказа по ролям;

— По ролям прочитаем вторую часть рассказа стр.179-181.

Сколько персонажей в рассказе? (Федя, слова автора, слова диктора)

  • Подготовьтесь к чтению по ролям. Подумайте, с какой интонацией будем читать слова Феди?

г) работа с пословицами;

  • Собери пословицы из частей.

  • Объясни смысл пословиц. Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу?

За всякое дело мастера хвалит.

Всякая работа такова и работа.

Каков мастер, сделаешь на смех.

Делаешь наспех, да ничего не понимает.

Читает летает, берись умело.

5. Подведение итогов урока.

— Как называется рассказ, который мы читали? («Федина задача»)

— Кто автор произведения? ( Н.Н.Носов).

  • — О чём этот рассказ? (о дурной привычке учить уроки, включив радио

телевизор.

  • Урок окончен.

6. Домашнее задание.

а) подбери синонимы к словам:

появился-

доставили-

гремит-

растолковал-

бежит-

б) нарисуй рисунок.

1.Упражнение на внимание.

3 5

2 3 5

2. Скороговорки перевёртыши.

— Прочитайте и узнайте скороговорки.

— Произнесите их быстро.

Екрог ан илиротарат икротарат икорос ирт.

Моружаба дан тижжуж куж.

3.Восстанови деформированный план.

План:

____ 1.Титулярный советник.

____ 2. Это не та задача!

____ 3. Федя сел за стол делать уроки.

____ 4. Прямо наказание какое-то!

____ 5. Песня про блоху.

____ 6. Хорошая песня.

4. Собери пословицы из частей. Объясни смысл пословиц.

За всякое дело мастера хвалит.

Всякая работа такова и работа.

Каков мастер, сделаешь на смех.

Делаешь наспех, да ничего не понимает.

Читает летает, берись умело.

5. Домашнее задание.

а) подбери синонимы к словам:

появился-

доставили-

гремит-

растолковал-

бежит-

б) нарисуй рисунок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here