Алейникова Светлана Вениаминовна
КГУ «Первомайская средняя школа»
Казахстан п.Прибрежный
Урок №____ дата______________ Тема: Литература и искусство Древнего Египта.
Учебно-воспитательные цели задачи:
Образовательная: формирование знаний о древнеегипетском искусстве-архитектуре, скульптуре, живописи, литературе – которая обладает высокими художественными достоинствами.
Развивающая: повышение интереса учащихся к искусству.
Воспитательная: на примере тяжелейшего труда египетских тружеников воспитывать у детей чувство добра и сострадания.
Методы: беседа, рассказ, самостоятельная работа с текстом учебника
Тип урока: стандартный
Наглядные пособия: иллюстрации в учебнике
Ход урока
-
Организационный момент
-
Опрос домашнего задания
Как возникла и развивалась письменность в Египте?
Какие отрасли научных знаний развивались в Египте?
Что способствовало возникновению и развитию математики?
По своей ли воле учились ребята в школах Древнего Египта?
Развитие каких наук требовала сама жизнь Древнего Египта?
-
Изучение новой темы
План:
1.литература
2.религия египтян
3.строительство пирамид
4.большой сфинкс
1. В древнем Египте было написано много литературных произведений. Особенно широко была развита устная литература, в которой отображалась жизнь народа, мирный труд и существование, подвиги доблестных воинов. Также было множество легенд, мифов и устных сказаний о египетских богах. Среди них и миф «об Осирисе и Исиде». В литературе Египта также есть произведения о путешествиях, полных опасностей и неожиданных приключений. Одно из них – «Приключение Синухета»
? прочитать сказание о приключениях Синухета (стр 46=47) пересказать содержание прочитанного.
В песнях египтяне восхваляли Нил, богов и фараонов. Бедняки не могли записывать свои песни, поговорки, сказки о тяжелой жизни, но все таки некоторые из них дошли и до нас. Горьким стоном звучит «Песня перевозчика зерна».
2. В Древнем Египте религиозные представления появились еще при первобытнообщинном строе. По ним все природные явления и жизнь людей были подчинены богам. Первые религиозные верования начинались с поклонения богу Солнца Ра (или Амон-Ра), которого называли царем богов. По их представлениям, Ра управлял остальными богами также как фараон управлял людьми. Он путешествовал по небу в золотой ладье. Своих богов египтяне представляли и изображали в облике людей со звериными головами (картинки в учебнике). Они считали что если люди не будут подчиняться воле богов, то они рассердятся и нашлют на людей беды и несчастья. Поэтому они часто совершали жертвоприношения в храмах, поклонялись богам в надежде на их благосклонность.
Также египтяне обожествляли фараона, называли его «сыном бога», «великим богом», прославляли его. Не только простые люди, но и вельможи падали перед фараоном на землю и целовали след его ноги. Большой честью считалось если фараон позволял целовать свою обувь.
? как вы думаете о чем это говорит, какова была власть фараона в Древнем Египте
Заполнить таблицу
Какие явления природы и жизнь людей представляли боги | |
Амон-Ра Нут Гебу Осирис Хапи Тота | Солнце – все вокруг оживало Небо – дарило дождь, предотвращало засуху Земля – давала место для выращивания урожая Подземное царство – жизнь людей после смерти Нил-кормилица и источник жизни Мудрость – дал людям знания, научил читать и писать |
3.На западном берегу Нила стоят, как бы разговаривая с небесами, одно из «семи чудес света» — пирамиды. Они своего рода являются символом Египта. Это величественные каменные гробницы-усыпальницы фараонов. Они были построены в Гизе, недалеко от Каира. Здесь находятся пирамиды Хеопса, Хефрена и других фараонов. Самая первая пирамида построена в честь фараона Джосера. Самая высокая пирамида фараона Хеопса – построена в 2600г.до н.э. ее высота почти 150 метров. По расчетам Геродота ее строили 20 лет.
Строительство пирамид было очень тяжелым трудом. Вначале подбирались подходящие камни, их добывали вырубая из скал. Для этого сперва на скалы наносили прямые линии, вдоль них сверлили отверстия. Затем вбивали в скалы деревянные колышки, на них лили воду. Под действие воды деревянные колышки разбухали, появлялись трещины по прямой линии. Образовавшиеся трещины расширяли с помощью каменных молотков и медных тесаков. Разделив камни долго шлифовали их песком, чтобы поверхность была ровной. Чтобы поднять камень наспали насыпь песка, делали дорожку. По этой дорожке, толкая вверх, поднимали камни весом в несколько тонн. А укладывали камни так, что между ними не могла пройти и иголка.
Строителей меняли каждые три месяца, те кто занимался украшением подземных помещений пирамиды там и жили. Затем их бросали в зинданы, чтобы сохранить тайну местонахождения драгоценных украшений.
5.прочитать про сфинксов (стр 46)
? построенные из камня, эти гиганты внушали страх людям, как называли их люди?
С какой целью возводились эти гигантские сооружения?
-
Закрепление.
1.Как называли бога Солнца?
2. Река дающая жизнь Египту?
3. какая пирамида самая высокая?
4. как называли египтяне фараонов?
5.как называлось скульптурное изображение с головой человека и телом льва?
5. подведение итогов урока
В древнем Египте сформировалось одно из первых государств в истории человечества. Важный вклад в развитие хозяйства страны вносил простой народ. Египтяне создали математическую систему исчислений, составили точный календарь, овладели искусством лечения многих болезней. До наших дней сохранились гигантские пирамиды, сфинкс, храмы. Поэтому в истории человечества Древний Египет занимает особое место.
Домашнее задание: п 8 стр 42-47 прочитать, подготовить ответы на вопросы стр 46, заполнить таблицу до конца.