ТЕМА урока: Первая мировая война и человеческие судьбы:

Цель урока: Формирование у учащихся собственной оценки влияния Первой мировой войны на человеческие судьбы.

Задачи урока:

— организовать работу по повторению материала, связанного с событиями Первой мировой войны;

— продолжить развитие навыков систематизации информации, выделения главного в тексте, умения преобразовывать текст, прослеживать причинно-следственные связи;

— совершенствовать механизмы осуществления совместной деятельности в ходе занятия;

— содействовать формированию гуманистического мировоззрения, толерантности, гражданственности, осознанию ценности человеческой жизни.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемые результаты

Результаты

1. Стадия «вызова»

3-5 минут

Актуализация знаний учащихся: повторение войн России

Коллективная работа

ТЕХНОЛОГИЯ: ТРКМ

Методы: поисковый, частично поисковый

Постановка темы, цели, составление плана в совместной или самостоятельной деятельности учеников

1.ПОБУЖДАЮЩИЙ диалог.

2.Постановка проблемной ситуации: Описание требования к профессии телефонистки

3.Побуждение к осознанию противоречия, к гипотезам, контраргумент.

4. Подсказка решающей гипотезе и плану.

ГИПОТЕЗЫ

Предлагают тему, цель и план урока.

2. Стадия «осмысления»

3 минуты

2 минуты

7минут + 8минут

1. Предлагает работу с картой-схемой: ПРИЧИНЫ войны

1. Коллективная работа по анализу карты.

Находят страны и называют их противоречия

1. соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

• использовать историческую карту как источник информации

2. Проблемный вопрос объясните что изображено — на слайде (туалет у немецких и чешских солдат).

3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ состояние

1. Коллективная работа. Ответ на вопросы

2. Личные впечатления учеников

2. Коллективная и групповая, индивидуальная работа с текстовой информацией способствует продолжению формирования умений работы с текстом: проектирование (плакаты), прогнозированию, обобщению, синтезу, анализу, самостоятельной продуктивно деятельности учащихся.

Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

3. Зачитывает художественный текст, отрывок из Э.М. Ремарка

3.Дифференциация по сложности и объёму способствует внешняя форма урока- урок исследование, внутренняя форма: комбинированный урок.

4. Технические, наглядные и дидактические средства способствуют формирование регулятивных, познавательный, коммуникативных, личностных УУД, метапредметных.

5. Учащиеся продолжили развитие умений работы с текстом:

-общая ориентация т.е. объяснение значения текста, карты, диаграммы, рисунка

— нахождение информации т.е. поиск необходимой информации

— интерпретация текста т.е. умение сравнивать и противопоставлять информацию

— рефлексия содержания текста т.е. нахождение доводов в подтверждение своей точки зрения

— рефлексия на форму текста т.е. мастерство исполнения т

2. Выполнение: различия между мальчиками и девочками

4. Предлагает работу в группах:

1. Анализ художественного текста

2. Поиск информации из исторического текста

5. Индивидуальная работа

6. Проведение физкультминутки

7. Отчеты

1.Групповая работа и отчет каждой из групп

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ отчеты

2. Делают вывод согласно цели урока

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:

3.Стадия»Рефлексия»

5 минут

1. Эмоционально состояние

1. Проводят самооценку работы на уроке

2. Итоги и выводы

3. Телефонные провода-

ПАЦИФИЗМ

1. Реализация рефлексии деятельности учащихся на занятии путем самоконтроля и самооценивания.

1. Стадия вызова: (коллективная работа)

  • Слайд №1. Найдите принципы, по которым объединены ряды:

1) Ледовое побоище, Куликовская битва, «Задонщина»

2) Кутузов , Наполеон, Багратион, «Бородино» Лермонтов М.Ю.

3) Марна, Ипр, Верден, Брусиловский прорыв

ОТВЕТЫ:

1) Монголо-татарское иго

2) Отечественная война 1812 года

3) Первая мировая война

  • Текст: Слайд №2

В начале XX века и во время Первой мировой войны эта должность в России считалась достаточно престижной. При этом правила приема были крайне жестокими. На службу принимались только девушки (не имевшие в последствие права выйти замуж), с хорошей памятью, знанием иностранных языков, обладающие высоким ростом и размахом рук не мене 154 см. При одном выходном в месяц эти сотрудницы не могли ни при каких обстоятельствах покидать своего места.

Кто из присутствующих девушек хотел бы занять данную должность?

  • Слайд №3. И так о чем мы сегодня с вами будем говорить, какова тема нашего урока: Первая мировая война и человеческие судьбы

  • СЛАЙД №4: Цель и план

Цель урока: Повторить главные события войны и проанализировать эмоциональное состояние человека в период войны

  • План урока:

  1. Повторить исторические причины начала войны

  2. Повторить кратко ход войны

  3. Выяснить эмоциональное состояние человека на основе дополнительной информации 2. Стадия осмысления — Коллективная, групповая работа и индивидуальная работа.

Противоречия в начале XX века

Буквы на карте

А

Б

В

Г

Д

Е

Страны

Англия -Россия

Англия-Франция

Германия-Франция

Борьба за влияние в Османской империи

Борьба за влияние на Балканах

Борьба за колонии в Африке

+

+

Борьба за сферы влияние на Среднем Востоке

+

Борьба за Эльзас и Восточную Лотарингию

+

Стремление к господству на морях

Торгово — экономические противоречия

+

Задание:

1.Определите на карте страны, между которыми возникли противоречия.

2. Какие это страны? Соотнесите с буквенным обозначением.

3. Выберите из списка существующие между ними противоречия (образец заполнения показан).

ПРОВЕРОЧНЫЙ СЛАЙД

  • Слайд №6: Что это за приспособления? Высказывают суждения-предположения.

  • 2.2.Фронтальная работа: Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»

На правом краю луга выстроена большая солдатская уборная — добротно срубленное строение под крышей. Впрочем, она представляет интерес разве что для новобранцев, которые еще не научились из всего извлекать пользу. Для себя мы ищем кое-что по лучше. Дело в том, что на лугу там и сям стоят одиночные кабины, предназначенные для той же цели. Это четырехугольные ящики, опрятные, сплошь сколоченные из досок, закрытые со всех сторон, с великолепным, очень удобным сиденьем. Сбоку у них есть ручки, так что кабины можно переносить.

Мы сдвигаем три кабины вместе, ставим их в кружок и неторопливо рассаживаемся. Раньше чем через два часа мы со своих мест не поднимемся.

Я до сих пор помню, как стеснялись мы на первых порах, когда новобранцами жили в казармах и нам впервые пришлось пользоваться общей уборной. Дверей там нет, двадцать человек сидят рядком, как в трамвае. Их можно окинуть одним взглядом, — ведь солдат всегда должен быть под наблюдением. С тех пор мы научились преодолевать не только свою стыдливость, но и многое другое. Со временем мы привыкли еще и не к таким вещам.

Что вас поразило, заинтересовало в описании Ремарка?

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Усталость, стеснение, ..

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА — Зеленные карточки

Групповая работа — красные карточки и голубые карточки и цветные

2.3. Индивидуальная работа по выполнению заданий

Текст №1. Эрих Мария Ремарк «Три товарища» (отрывок)

  • 1917 год. Фландрия. Мы с Мидендорфом купили в погребке бутылку красного вина. Собирались покутить. Но не вышло. На рассвете англичане открыли ураганный огонь. В полдень ранили Кестера. Майер и Петере были убиты перед вечером. А к ночи, когда мы уже надеялись отдохнуть и откупорили бутылку, началась газовая атака. Удушливые облака заползали в блиндажи. Правда, мы вовремя надели противогазы. Но у Мидендорфа маска прорвалась. Когда он заметил, было уже поздно. Пока он срывал ее и искал другую, он наглотался газа, и его рвало кровью. Он умер на следующее утро; лицо было зеленым и черным. А шея вся истерзана. Он пытался разорвать ее ногтями, чтобы глотнуть воздух.

  • Выполните следующие задания:

1. Предположите, где опасней было находиться солдатам во время газовой атаки.

  • ТЕКСТ №2. (Индивидуальная работа). Воспоминания очевидца газовой атаки немцев на британские позиции.

Правый фланг французов составлял полк тюркосов, на левом фланге англичан стояли канадцы. Аульд описывает атаку в следующих словах:

«Попытайтесь вообразить себе ощущения и положение цветных войск, когда они увидали, что огромное облако зеленовато-желтого газа поднимается из-под земли и медленно двигается по ветру по направлению к ним, что газ стелется по земле, заполняя каждую ямку, каждое углубление и затопляет траншеи и воронки. Сначала удивление, потом ужас и, наконец, паника охватили войска, когда первые облака дыма окутали всю местность и заставили людей, задыхаясь, биться в агонии. Те, кто мог двигаться, бежали, пытаясь, большею частью напрасно, обогнать облако хлора, которое неумолимо преследовало их».

  • Выполните следующее задание:

1.Вставьте слова в пропуски

Индивидуальная работа.

Выполните следующие задания:

1. Дайте название диаграмме

2. Выделите две причины возникновения этих данных

3. Сделайте три вывода о последствиях войны на основе предложенных данных

Индивидуальная работа. Соотнесите даты и события:

Дата

Событие

1. 1 августа 1914 г.

А) Верденское сражение

2. 5-9 сентября 1914г.

Б) Битва на Марне

3. Февраль – июнь 1916 г.

В) Вступление России в войну

1

2

3

Индивидуальная работа:

  • Во время Первой мировой войны данная должность в России считалась достаточно престижной. При этом правила приема были крайне жестокими. На службу принимались только девушки (не имевшие в последствии права выйти замуж), с хорошей памятью, знанием иностранных языков, обладающие высоким ростом и размахом рук не мене 154 см. При одном выходном в месяц эти сотрудницы не могли ни при каких обстоятельствах покидать своего места.

Описание, какой профессии предложено в тексте? Докажите свою точку зрения.

Групповая работа:

  • В русской армии времен Первой мировой войны четверо из пяти солдат призывались на фронт из деревни, не будучи в состоянии отойти от привычных крестьянских представлений о жизни, они воспринимали боевые действия как сезонный сельскохозяйственный цикл.

  • Предположите, с какими сезонами солдаты сравнивали определенные боевые действия:

— Зима:

— Весна:

— Лето:

— Осень:

  • ТЕКСТ №1

В своем донесении великому князю Михаилу Александровичу полковник граф Воронцов-Дашков, восхищенный отвагой всадников Кабардинского и 2-го Дагестанского конных полков, писал:

С чувством особого удовлетворения должен отметить геройскую работу полков вверенной Вашему Императорскому Высочеству дивизии. Промокшие от проливного дождя, идущего всю ночь, ослабевшие от 4-х дневной “уразы”, всадники, по вязкой от дождя земле, стойко и стройно шли вперед под градом пуль, почти не залегая, и трепет обнимал противника, не выдержавшего такого стремительного наступления. Некоторые всадники – Дагестанцы, чтобы быстрее наступать, снимали сапоги и босиком бежали в атаку. Пленных почти не брали: всадники были озлоблены поведением австрийцев, поднимавших руки, выкидывать белые флаги и затем расстреливавших наших с близких дистанций; офицерам с трудом удалось вырвать из рук всадников около 20 австрийцев, принадлежащих ко всем четырем батальонам 97-го Имперского полка, к 7-му драгунскому и 11-му гусарскому полкам”.

С восхищением говорил Брешко-Врешковскнй о том, как смело бросаются горцы в атаки на неприятельскую пехоту, пулеметы и даже артиллерию: “Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым, как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атаках рассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов “дьяволами в мохнатых шапках”. И действительно, одним своим видом, таким далеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…»

Выполните следующее задание:

  • Составьте один вопрос, который начинается со слов: почему или зачем.

  • Задайте вопрос противоположной группе

ТЕКСТ №2

В середине осени 1915 года есаул Андрей Григорьевич Шкуро написал рапорт на имя командующего Юго-Западным фронтом. В нем автор предложил «отрядить его с партией казаков терзать тылы и коммуникации противника». Идея пришлась командованию по душе. И вскоре Кубанский конный отряд особого назначения приступил к действиям за линией фронта.

Есаул сам отбирал бойцов в отряд. А служить под его командованием хотели многие казаки. Недостатка в желающих не было.

При первом налете кубанцы истребили полторы сотни немцев, захватили шесть пулеметов и три десятка пленных. Сдав трофеи, дивизия ушла в более продолжительный рейд по немецким тылам, во время которого среди прочих удачных наскоков под покровом сумерек и метели внезапно атаковала поселок Нобель, где располагался штаб германской пехотной дивизии, уволокла в зимнюю ночь ее командира и нескольких штабных офицеров. Немцев охватила паника. Срочно стали планироваться и предприниматься меры противодействия лихим партизанским набегам. Но Шкуро, несмотря ни на что, продолжал гулять по вражеским тылам в лесах Минской губернии.

В середине 1916 года (в обход запрета высшего начальства) на базе дивизии была сформирована специальная партизанская бригада особого назначения. Бригада стала проводить глубокие рейды в тыл противника и участвовала в знаменитом Брусиловском прорыве, разрушая и дезорганизуя тылы германцев и австро-венгров.

Выполните следующие задания

  • На основе текстовой информации составьте предложение с исторической ошибкой.

  • Прочитайте предложение противоположной группе

2.4. Физкультминутка:

Упраж. №1. «Атака»: наносят удар штыком, удар снизу и удар выпадом вперед, как это требует военная наука. Русские крестьяне принесли на войну элементы крестьянского быта: уборка снопов.

2.5.Индивидуальные отчеты, Отчеты групп

ВСЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ЦЕЛИ УРОКА, ПЛАНУ, ПОСТАВЛЕННЫХ, В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ.

План:

1. Стол №3 ваши предположения. С какими чувствами солдаты ждали осени?

2. Стол №2. Индивидуальные отчеты:

— Соотношение дат;

— Вставить слова в пропуски;

— Анализ данных диаграммы;

— Анализ текста

3. Стол №1 задает вопросы столу №4

4. Стол №4 зачитывает ошибочные предложения столу №1

Эмоциональное состояние:

страх

паника

злость

смелость безжалостность

ИТОГИ

— какая судьба была у людей переживших Первую

мировую войну

— цель достигнута

— что-то вы узнали нового и интересного на уроке

— о чем захотелось узнать подробнее

— какой информацией захочется поделиться с 11″Б»

Список литературы: Потерянное поколение

Солдаты, возвращённые отчизне,

Хотят найти дорогу к новой жизни.

(Ремарк роман «Возвращение»)

Эрих Мария Ремарк: На Западном фронте без перемен, Три товарища, Возвращение

Конспект для презентации

Стадия вызова

Ученики

Слайд:№1: Найдите принципы, по которым объединены ряды

1.Ответ показать

2. Какую войну мы сегодня будем повторять

Тема: Первую мировую войну

СЛ.№2: Какая судьба, жизнь ждала девушек на такой работе?

———ЛЕНТЫ

Тяжелая судьба, печальная

Тяжелая судьба, печальная

Т:Первая мировая война и человеческие судьбы

Судьбу каждого человека на войне на уроке не проанализировать. А что могло объединять все судьбы людей на войне? Какую цель урока надо нам поставить, чтобы узнать судьбы людей на войне? Что общее они испытывали?

ЭМОЦИИ СЛ.№3 Цель и план

Ц:Повторить главные события войны и проанализировать эмоциональное состояние человека в период войны

СЛ.№4: Проверка цели

Проверка плана

А задачи урока

1. Повторить причины

2. Повторить кратко ход войны

3. Проанализировать эмоциональное состояние на основе дополнительной литературы

Стадия осмысления

Давайте повторим причины: работа с картой СЛ.№6 противоречий международных ——————————-БЕЛЫЕ КАРТОЧКИ

Работа в парах и тройках:

СЛ.№6 Проверка- таблица

СЛ.№7. Описание Ремарка

Что это, какие эмоции уже узнали?

А судьба какова людей?

ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ С ЭМОЦИЯМИ

Усталость

Стеснение

А теперь я предлагаю вам поработать индивидуально и в группах —- ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ:

Индивидуально: даты, текст, диаграмма

Группы: текст——составить 2 вопроса и 2 суждения

——— предположить

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

ПРОВЕРКА ИТОГОВ РАБОТЫ: индивидуальные работы

СЛ.№8 ——даты

СЛ.№9,10 —-газометы и текст

СЛ.№11 —— диаграмма

СЛ.№12—— плакаты

ГРУППОВЫЕ ВОПРОСЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОШИБКАМИ

СТОЛ №1и СТОЛ №4

СТОЛ №3——- соотношение иллюстраций СЛ. №13 и №14

РЕБЯТА перечислите какие эмоции испытывали участники войны, о которых вы узнали в текстах.

Страх

Злость

Паника

Смелость

Безжалостность

Стадия рефлексии

Если на протяжении 2-3х лет испытывать такие эмоции почти каждодневно, что станет с жизнями и судьбами людей? Как война повлияла на судьбы людей?

СЛ.№15 —— возвращение к цели урока.

Люди станут в обычной жизни нетерпимыми, озлобленными, готовыми применять физическую силу для решения проблем. Трудно будет жить спокойной жизнью.

Давайте подведем итог урока:

— цель достигнута

— что-то вы узнали нового и интересного на уроке

— о чем захотелось узнать подробнее

— какой информацией захочется поделиться с 9″Б»

—————- Вернемся к тяжелой судьбе девушки. Она была телефонисткой

————Давайте и мы создадим свою телефонную станцию

———- Оцените пожалуйста нашу сегодняшнюю работу на уроке

— Цветные ленты: отлично, хорошо, или что-то не удалось нам на уроке

СВОЮ ЛЕНТУ Я ВАМ ДОБАВЛЯЮ.

СПАСИБО РЕБЯТА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

ЧТО БЫ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ БЫЛИ ДРУГИМИ НАДО ЧТО БЫ ВО ВСЕМ МИРЕ БЫЛ мир.

—— Знак пацифистов

19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here