Урок истории в 9 классе по теме « Новая экономическая политика ».

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический

Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».

Задачи урока:

1.раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа,

2.показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.

3.продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.

Разминка-Блиц — опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».

1.1904-1905гг

27 февраля 1917

25 октября 1917

1914-1918гг

1918-1920гг

1905-1907гг

2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».

За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.

К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн.человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.

За 4года Первой мировой войны по общему уровню Россия отброшена на десятилетия назад:

— по добыче угля – к концу 19 века;

— по выплавке чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г

-по производству сахара- в 45 раз меньше довоенного периода;

— прекратилось движение на 30 дорожных линиях;

-производство сельскохозяйственной продукции – уменьшилась в 2 раза.

Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис.

Это время называют «малой гражданской войной».

Проблемный вопрос: Что такое «Малая гражданская война»?

Доказать на примерах истории.

1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

2) 28 февраля 1921 по 18 марта — восстание моряков в Кронштадте .

Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).

События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадский мятеж, по определению Ленина, «был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров».

Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил. В стране кризис.

Предположите пути выхода из него.

1.Продолжение политики «военного коммунизма» т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.

Последствия — еще большая вооруженная борьба со стороны населения.

2.Полное удовлетворение требований мятежников.

Последствия- оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии

3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.

Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).

Переход к теме урока.

Какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.

Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.

Письмо

«Дорогой друг!

Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!

Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.

Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.

Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.

Твой друг Н.»

По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.

Конспект урока по истории "Новая экономическая политика" 9 класс

В. И. Ленин: «… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.»

Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа — решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что «НЭП — всерьез и надолго, но не навсегда.»

Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня, чтобы понять сложившуюся ситуацию в России в 20 годы. (Составление плана изученияурока).

План изучения материала

1.Причины перехода к НЭПу.

2.Цели НЭПа.

3. Основные мероприятия НЭПа.

4.Итоги и значение НЭПа.

I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы).

Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу?

( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь) :

Причины перехода к НЭПу:

  • Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;

  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;

  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Цели НЭПА:

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

3.Содержание НЭПа.

Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».

5 и 6 вопросы заполнятся учащимися в конце урока.

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области

с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков

Характерные черты НЭПа

НЭП

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно – административная система.

Продолжаем работать с мнениями очевидцев того времени. Предлагается ещё одно письмо (январь 1922 года).

«Дорогой друг!

Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: «Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами.» Все будет хорошо!

Твой друг Н.»

Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.

Перед учениками ставится проблемный вопрос: «Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?»

Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: «Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.»

Время на обсуждение 3-5 минут и на выступление 2 минуты.

После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:

Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Интеллигенция: Недостаток политической свободы.
Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Городские и сельские предприниматели: Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий.

Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась «всерьез и надолго, но не навсегда»

4.Итоги Нэпа ( работа по тексту учебника и запись в тетрадь) :

Положительные черты:

1.К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади.

2.К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года.

3.К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

4.Расслоение в селе: 60% — середняков; 26% — бедняков; 10% — батраков; 4% — кулаков.

5.К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

Отрицательные черты:

1. Не хватало промышленных товаров.

2. Рост цен на все виды товаров.

3. Массовая безработица.

4. Перенаселение городов.

5. Изменение социальной структуры.

6. Бюрократизация.

7. Отсутствие иностранных инвестиций.

После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.

Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.

В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.

IV. Закрепление изученного материала.

Мини-тест.

1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?

1)1919г

2)1920г

3)1921г

4) 1923г

Ответ: 3

2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

Подведение итогов урока.

Отношение учащихся к событиям НЭПа (мнение учеников).

Домашнее задание.

Можно ли было, в то время, обойтись без мер НЭПа. Аргументируйте свои ответы.

Выставление оценок.

Используемая литература:

  1. Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия М. 2001г.

  2. Виноградов С.В. НЭП: опыт создания многоукладной экономики,М.1996г.

  3. Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1921гг.Антоновщина:документы и материалы. Тамбов 1997г.

  4. Пособие по истории России, из-во высшая школа, 2002.

  5. Хрестоматия по истории России 20 век. М, Просвещение , 1999г.

  6. http://www.coolreferat.com/%D0%9D%D0%AD%D0%9F

  7. http://www.economicportal.ru/facts/nep.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here