Конспект урока по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
МБОУ «Таканышская СОШ»
| |
ФИО учителя | Нигматуллин Рамиль Марсович
|
Тема | «Православие при царях и императорах России»
|
Цель темы | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими с православной церковью в XVI – начале XX века
Развивать творческое мышление учащихся; умения и навыки школьников пользоваться компьютерными технологиями; высказывать свое мнение и строить логические цепочки
Формировать знания школьников о последствиях церковных реформ, проведенных в изучаемый период; умения и навыки учащихся определять причинно-следственные связи
Воспитывать школьников в духе толерантности, веротерпимости, гуманизма, уважительного отношения к православным традициям
|
Планируемые результаты |
|
Тип урока | Комбинированный урок: обобщение ранее изученного материала, изучение нового материала.
|
Основные понятия | Реформа, Смутное время, Раскол, Патриарх, Святейший Синод
|
Межпредметные связи | История, Обществознание, ОРКСЭ, Философия и Этика
|
Ресурсы
| Учебная литература:
Оборудование: компьютер, презентация, диаскоп, мультимедиа экран, интерактивная доска
|
Организация пространства | Работа фронтальная с элементами работы в группах |
______________________________________________________
Пояснительная записка
Разработка данного блока уроков предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений, изучающих предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Конспект урока и презентация содержат материалы, рассказывающие об истории Православия, начиная с XVI столетия, и завершая началом ХХ века.
Тема блока включает в себя следующие аспекты для всестороннего изучения:
-
Реформы Православной церкви в эпоху XVI – XX веков
-
Изменения, произошедшие в результате этих реформ с Православной церковью
-
Роль Православной церкви в переломные моменты в истории России
-
Духовность как основа жизни и деятельности общества
Уроки по теме истории Православной церкви могут быть проведены как самостоятельно, так и быть включены как отдельный блок в курс изучения истории и обществознания.
«Православие при царях и императорах России» (слайд 1)
| |
Цели и задачи урока | Что изменилось в православной церкви во время правления царей и императоров России
(слайд 2) |
План урока |
(слайд 3) |
Оборудование | Учебники и дополнительная литература
Компьютер, диапроектор, экран
Рабочие тетради |
Ход урока | Вводная часть урока В начале урока учитель объясняет тему урока, ставит перед учениками цель и задачи урока (слайд 1- 2). Знакомит их с планом изучения новой темы (слайд 3).
Актуализация Перед учениками учитель ставит вопросы по изученным ранее темам и создает условия для изучения новой темы (все вопросы высвечиваются на экране – слайд 4).
Ответы учащихся обобщаются учителем и дополняются ответами других учеников.
Изучение нового материала Изучение новой темы начинается с анализа расширение территории русского государства в XV – XVI веках (слайд 5). Учитель рассказывает о том, какие территориальные изменения произошли в России в это время. Затем показывается, что происходило с православной церковью во времена правления Ивана Грозного (слайды 6 – 7). После изучения, ученикам предлагается ответить на вопрос:
«Какие изменения произошли с православной церковью при правлении Ивана Грозного?»
(слайд 8).
При изучении вопроса о православной церкви в Смутное время, учитель обращает внимание на следующие аспекты: — что такое Смутное время — кто такой Лжедмитрий — понятие и роль народных ополчений — о роли патриарха Гермогена, Минина и Пожарского (слайды 9, 10, 11).
Православная церковь в XVII – XVIII веках изучается через раскрытие сущности церковной реформы Никона и сущности и последствия раскола, а также изменений в системе православной церкви в результате реформы Петра I (слайды 12, 13, 15, 16).
Завершение изучения темы урока посвящается роли православной церкви в русской истории (слайд 17).
Закрепление изученного материала В конце учащиеся подразделяются на 2 группы, каждая из которых отвечает на поставленные перед ними вопросы (слайд 18).
Дается творческое домашнее задание (слайд 19)
|