Конспект урока по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

ОУ

МБОУ «Таканышская СОШ»

ФИО учителя

Нигматуллин Рамиль Марсович

Тема

«Православие при царях и императорах России»

Цель темы

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими с православной церковью в XVI – начале XX века

Развивать творческое мышление учащихся; умения и навыки школьников пользоваться компьютерными технологиями; высказывать свое мнение и строить логические цепочки

Формировать знания школьников о последствиях церковных реформ, проведенных в изучаемый период; умения и навыки учащихся определять причинно-следственные связи

Воспитывать школьников в духе толерантности, веротерпимости, гуманизма, уважительного отношения к православным традициям

Планируемые результаты

  1. Учащиеся получают знания о понятиях реформа, смутное время, церковный раскол. Учатся делать самостоятельные выводы и решать учебные задачи.

  2. Учатся понимать ход исторических событий и роли православия в этих событиях, а также в развитии российской цивилизации.

  3. Получают знания о последствиях церковной реформы XVII века и о расколе.

  4. Развивают умения и навыки работы с компьютерными технологиями.

  5. Учащимся прививаются толерантность, гуманистическое мышление и веротерпимость.

Тип урока

Комбинированный урок: обобщение ранее изученного материала, изучение нового материала.

Основные понятия

Реформа, Смутное время, Раскол, Патриарх, Святейший Синод

Межпредметные связи

История, Обществознание, ОРКСЭ, Философия и Этика

Ресурсы

Учебная литература:  

  1. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики»

  2. Учебники по истории России

  3. Дополнительные материалы

  4. Энциклопедии для школьников и словари

Оборудование: компьютер, презентация, диаскоп, мультимедиа экран, интерактивная доска

Организация пространства

Работа фронтальная с элементами работы в группах

______________________________________________________

Пояснительная записка

Разработка данного блока уроков предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений, изучающих предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Конспект урока и презентация содержат материалы, рассказывающие об истории Православия, начиная с XVI столетия, и завершая началом ХХ века.

Тема блока включает в себя следующие аспекты для всестороннего изучения:

  • Реформы Православной церкви в эпоху XVIXX веков

  • Изменения, произошедшие в результате этих реформ с Православной церковью

  • Роль Православной церкви в переломные моменты в истории России

  • Духовность как основа жизни и деятельности общества

Уроки по теме истории Православной церкви могут быть проведены как самостоятельно, так и быть включены как отдельный блок в курс изучения истории и обществознания.

Тема урока

«Православие при царях и императорах России» (слайд 1)

Цели и задачи урока

Что изменилось в православной церкви во время правления царей и императоров России

  • Какие реформы были проведены в вере в России в 16 – 19 веках?

  • Как изменилась церковь в эти времена?

  • Как церковь и власть действовали в обществе?

  • Что дает человеку вера?

(слайд 2)

План урока

  1. Православие при Иване Грозном

  2. Православная церковь в Смутное время

  3. Религиозная реформа при Алексее Михайловиче Романове

  4. Православная церковь и Петр I

  5. Роль православной церкви в царской и императорской России

(слайд 3)

Оборудование

Учебники и дополнительная литература

Компьютер, диапроектор, экран

Рабочие тетради

Ход урока

Вводная часть урока

В начале урока учитель объясняет тему урока, ставит перед учениками цель и задачи урока (слайд 1- 2). Знакомит их с планом изучения новой темы (слайд 3).

Актуализация

Перед учениками учитель ставит вопросы по изученным ранее темам и создает условия для изучения новой темы (все вопросы высвечиваются на экране – слайд 4).

  1. Как Московское царство приняло православие?

  2. Чему и как учил митрополит Алексей

  3. Кто такой Сергей Радонежский и что он сделал?

  4. Как православная церковь помогла русскому народу в освобождении от монголо-татарского ига?

Ответы учащихся обобщаются учителем и дополняются ответами других учеников.

Изучение нового материала

Изучение новой темы начинается с анализа расширение территории русского государства в XVXVI веках (слайд 5). Учитель рассказывает о том, какие территориальные изменения произошли в России в это время. Затем показывается, что происходило с православной церковью во времена правления Ивана Грозного (слайды 6 – 7). После изучения, ученикам предлагается ответить на вопрос:

«Какие изменения произошли с православной

церковью при правлении Ивана Грозного?»

(слайд 8).

При изучении вопроса о православной церкви в Смутное время, учитель обращает внимание на следующие аспекты:

— что такое Смутное время

— кто такой Лжедмитрий

— понятие и роль народных ополчений

— о роли патриарха Гермогена, Минина и Пожарского

(слайды 9, 10, 11).

Православная церковь в XVIIXVIII веках изучается через раскрытие сущности церковной реформы Никона и сущности и последствия раскола, а также изменений в системе православной церкви в результате реформы Петра I (слайды 12, 13, 15, 16).

Завершение изучения темы урока посвящается роли православной церкви в русской истории (слайд 17).

Закрепление изученного материала

В конце учащиеся подразделяются на 2 группы, каждая из которых отвечает на поставленные перед ними вопросы (слайд 18).

Дается творческое домашнее задание (слайд 19)

  1. Используя дополнительный материал составить рассказ о реформе патриарха Никона?

  1. Используя дополнительный материал объясните какую роль сыграла православная церковь в Смутное время?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here