ФИО автора материала: Якушева Лилия Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ №15 г. Сургут ХМАО-Югра
Должность автора: учитель истории и обществознания
Предмет: История России, 11 класс.
Тема урока: «Распад СССР и образование СНГ»
(завершающий тему «Советский Союз в последние десятилетия своего существования»)
Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы и дискуссии.
Цели урока:
— обучающие: формирование знаний о причинах распада СССР;
— развивающие: развитие навыков сравнения и анализа исторических явлений, процессов;
— воспитательные: воспитание учащихся в духе понимания важности правовых ценностей, формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.
В результате урока учащиеся должны:
— называть основные версии распада СССР;
— анализировать политику перестройки, процесс распада СССР и образования СНГ;
— давать оценку распада СССР, деятельности М. С. Горбачёва.
Оборудование урока:
-
учебник (А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России ХХ- начало XXI века, 11 класс);
-
политическая карта мира;
-
портреты политических деятелей
-
персональный компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
интерактивная доска;
-
документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I»;
-
документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point 2010
Winamp
VLC media player
Используемые приёмы:
— запись основных понятий, составление хронологического календаря;
— составление тематического конспекта по ходу лекции;
— обсуждение проблемных вопросов.
Основные понятия урока:
Перестройка – последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 – 1991 гг.; политика реформирования СССР.
Гласность – открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.
Плюрализм – множественность мнений, взглядов.
Путч – государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.
«Парад суверенитетов» — провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 – 1991 гг.
Демократизация – процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.
Многопартийность – наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.
Правовое государство – государство, в котором признаётся верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.
Радикализм – политические настроения, характеризующие сторонников быстрых, решительных мер.
Организационная структура урока.
Этап 1. Организационный момент.
Задачи: мотивация учащихся на изучение темы, целеполагание.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Содержание этапа:
— вступительное слово учителя:
Сегодня мы завершаем изучение темы «Советский Союз в последние десятилетия своего существования». Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
— целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.
Этап 2. Постановка проблемного вопроса.
Задачи: создание проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения.
Длительность этапа: 2-3 мин.
Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса.
Содержание этапа:
— проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел? Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».
Этап 3. Всесторонняя проверка знаний
Длительность этапа: 5 мин.
Итак, прежде всего, давайте вспомним, когда образовался СССР?
— 22 декабря 1922г.
Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны?
— План «автономизации» И.В. Сталина и союз равноправных республик В.И.Ленина.
Какие идеи были положены в основу этих проектов?
— план Сталина предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.
Ленин обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: «… мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию…»
Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б)?
— Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик был утвержден Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.
Этап 4. Усвоение новых знаний.
Длительность этапа: 20-22 мин.
Задачи: поиск ответа на проблемный вопрос.
Объяснение учителем материала. (презентация)
После второго слайда документальная хроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I».
Вопрос классу: сформулируйте причины, которые, на ваш взгляд, привели к распаду СССР. После обсуждения ответов учащихся, запись в тетрадь (слайд №3).
После шестого слайда документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».
Этап 5. Выводы.
Длительность этапа: 5 мин.
Задачи: анализ последствий распада СССР.
Содержание этапа:
— вопрос классу: что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР?
— ответы учащихся (возможные ответы: приобрели – суверенитет, свободу, возможность больше средств направить на развитие своей экономики (из тех, что ранее шли на развитие республик), потеряли – статус сверхдержавы, территории, стабильность и др.)
Этап 6. Домашнее задание:
Длительность этапа: 2 мин.
§67, составить синквейн на тему «Горбачёв», написать историческое эссе на тему: «Неизбежен ли был распад СССР?»