ФИО автора материала: Якушева Лилия Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ №15 г. Сургут ХМАО-Югра

Должность автора: учитель истории и обществознания

Предмет: История России, 11 класс.

Тема урока: «Распад СССР и образование СНГ»

(завершающий тему «Советский Союз в последние десятилетия своего существования»)

Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы и дискуссии.

Цели урока:

— обучающие: формирование знаний о причинах распада СССР;

— развивающие: развитие навыков сравнения и анализа исторических явлений, процессов;

— воспитательные: воспитание учащихся в духе понимания важности правовых ценностей, формирование понимания сложности и противоречивости изучаемого события.

В результате урока учащиеся должны:

— называть основные версии распада СССР;

— анализировать политику перестройки, процесс распада СССР и образования СНГ;

— давать оценку распада СССР, деятельности М. С. Горбачёва.

Оборудование урока:

  • учебник (А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России ХХ- начало XXI века, 11 класс);

  • политическая карта мира;

  • портреты политических деятелей

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I»;

  • документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point 2010

Winamp

VLC media player

Используемые приёмы:

— запись основных понятий, составление хронологического календаря;

— составление тематического конспекта по ходу лекции;

— обсуждение проблемных вопросов.

Основные понятия урока:

Перестройка – последний период в истории СССР, связанный с попыткой обновления социализма в СССР в 1985 – 1991 гг.; политика реформирования СССР.

Гласность – открытое обсуждение государственной политики; возможность открыто сказать правду о своей истории и современности.

Плюрализм – множественность мнений, взглядов.

Путч – государственный переворот с участием небольшой группы заговорщиков.

«Парад суверенитетов» — провозглашение республиками СССР деклараций о государственном суверенитете в 1990 – 1991 гг.

Демократизация – процесс последовательного утверждения или обновления принципов народовластия.

Многопартийность – наличие в обществе наряду с правящими партиями (партией) легальной оппозиции, в роли которой выступают другие партии.

Правовое государство – государство, в котором признаётся верховенство права во всех сферах общественной жизни. Неотъемлемый элемент демократии.

Радикализм – политические настроения, характеризующие сторонников быстрых, решительных мер.

Организационная структура урока.

Этап 1. Организационный момент.

Задачи: мотивация учащихся на изучение темы, целеполагание.

Длительность этапа: 2-3 мин.

Содержание этапа:

вступительное слово учителя:

Сегодня мы завершаем изучение темы «Советский Союз в последние десятилетия своего существования». Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельциным, Л.М. Кравчуком и С.С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

целеполагание: сегодня на уроке мы попробуем выяснить причины распада СССР и его последствия.

Этап 2. Постановка проблемного вопроса.

Задачи: создание проблемной ситуации, не имеющей однозначного решения.

Длительность этапа: 2-3 мин.

Функции преподавателя: описание «проблемного поля», постановка проблемного вопроса.

Содержание этапа:

— проблемный вопрос: был ли распад СССР исторической неизбежностью? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, необходимо понять – распад или развал страны произошел? Оба термина применяются в работах, посвящённых этому периоду, употребляются в телепередачах и радиоэфире. Существует две точки зрения: первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР».

Этап 3. Всесторонняя проверка знаний

Длительность этапа: 5 мин.

Итак, прежде всего, давайте вспомним, когда образовался СССР?

— 22 декабря 1922г.

Какие проекты по объединению в единое государство независимых советских республик были разработаны?

— План «автономизации» И.В. Сталина и союз равноправных республик В.И.Ленина.

Какие идеи были положены в основу этих проектов?

— план Сталина предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Ленин обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: «… мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию…»

Какой проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б)?

— Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик был утвержден Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.

Этап 4. Усвоение новых знаний.

Длительность этапа: 20-22 мин.

Задачи: поиск ответа на проблемный вопрос.

Объяснение учителем материала. (презентация)

После второго слайда документальная хроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть I».

Вопрос классу: сформулируйте причины, которые, на ваш взгляд, привели к распаду СССР. После обсуждения ответов учащихся, запись в тетрадь (слайд №3).

После шестого слайда документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».

Этап 5. Выводы.

Длительность этапа: 5 мин.

Задачи: анализ последствий распада СССР.

Содержание этапа:

— вопрос классу: что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР?

— ответы учащихся (возможные ответы: приобрели – суверенитет, свободу, возможность больше средств направить на развитие своей экономики (из тех, что ранее шли на развитие республик), потеряли – статус сверхдержавы, территории, стабильность и др.)

Этап 6. Домашнее задание:

Длительность этапа: 2 мин.

§67, составить синквейн на тему «Горбачёв», написать историческое эссе на тему: «Неизбежен ли был распад СССР?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here