Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4 имени Ю.А. Гагарина»

городского округа город Фролово Волгоградской области

Конспект урока по истории
в 5 классе

«Религия древних египтян»

подготовил

учитель истории

Аксенов Александр Валентинович

г. Фролово

2012

Цели:

1. Образовательные:

1.1. Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

1.2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание

текста учебника.

2. Развивающие:

    1. Способствовать развитию мыслительных операции учащихся: сравнение, анализ;

    2. Продолжить развитие общих учебных навыков и умении: работа с текстом; развитие внимания и различных видов памяти.

  1. Воспитывающие:

    1. Продолжить воспитание у учащихся интереса к религии Древнего Египта.

    2. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного психо — эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник. Хрестоматия по истории древнего мира.

3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».

4. Раздаточный материал по теме урока.

5. Иллюстрации к уроку.

1. Организационный момент. (2 мин.)

1) Психологическая установка на урок.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: создать благоприятные условия для совместного сотрудничества с обучающимися, психологического настроя на работу. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Задачи: организовать внимание и внутреннюю готовность класса

Методы организации работы учащихся: словесный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверен, у нас всё получится.

Выполняют психологическую установку на урок.

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)

Цель: вспомнить изученные темы раздела: «Древний Египет», создать условия для изучения нового материала.
Задача: закрепить в сознании учащихся решающую роль религиозных верований обусловивших своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет;
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач: правильные ответы детей на вопросы теста по вариантам.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, постановка проблемы урока, сотрудничества.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение учеников, слово учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Повторение изученного материала (слайд №2)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

-Как называется это государство?

Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта

А теперь мы с вами проведем проверку ваших знаний по ранее изученным темам раздела «Древний Египет». Время на выполнение теста 2 минуты.

Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте собственными работами и сравните ответы с правильными, которые представлены на слайде (слайд №3) используя при этом красную пасту.

Ребята, поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Кто не справился?

Молодцы, листы передайте на первую парту.

  1. Постановка проблемы (слайд №4)

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

А теперь мы с вами познакомимся с общей информацией о Геродоте. О которой нам расскажет Меринова Яна, прослушав вы должны ответить на вопрос: Почему Геродота называют отцом истории?

Еще раз обращаю ваше внимание на проблему, которую мы с вами поставили: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? (слайд №4)

В ходе урока мы с вами попробуем её решить.

Ответы учащихся

Египет

Работа с картой.

Древний Египет располагается в северо-восточной части Африки. С Юга на север страну пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению и до Средиземного моря. С Восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. В дали от Нила среди песков пустыни редко встречаются островки зелени-оазисы с июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в ноябре река входит в свои берега, оставляя на них плодородный ил.

Отвечают на тестовые вопросы по вариантам (выбирая вариант ответа).

Дети выполняют взаимопроверку

Отвечают на вопросы учителя

Выдвижение гипотез.

Прослушивание дополнительной познавательной информации. Расширение собственного кругозора.

Отвечают на вопрос учителя.

ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

Учебная цель: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

Цели и задачи: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян (пантеон богов); продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текстов учебника и других исторических источников.

Основные положения нового учебного материала:

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием наглядности, поиск решения поставленной проблемы, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: фронтальный опрос, частично поисковый метод, исследовательская деятельность отдельных учащихся.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по новому материалу, использование дополнительной литературы.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративные материалы, создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1) Поиск решения.

Историки, археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочности, неопределенности цивилизации древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Осталось множество неразрешенных загадок, в том числе, загадки возникновения строительства одного из чудес света – пирамид. Ранее изученный вами материал говорит о том, что религия древних египтян основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян.

Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №1)

2) Задачи на урок.
Познакомиться с мифами, религиозными обрядами древних египтян. Богами и их влиянием на все сферы жизни и деятельности населения древнего Египта (слайд №5)


3) Боги и мифы древнего Египта.

Открыли учебник на стр. 49, самостоятельно прочтите пункт 2, после чего вам необходимо ответить на вопрос: «Какие боги изображены на слайде и чему они покровительствовали?» (слайд №6). Время работы 2 минуты

Молодцы! Мы познакомились с основными, верховными богами древнего Египта, среди которых один олицетворяет свет — «Амон Ра», второй – тьму «Апоп». Давайте вместе с Вами прослушаем краткие информацию от двух учащихся, которые подготовили небольшие сообщения.

«Амон Ра» — подготовила Шкуратова Анастасия. А об боге «Апоп» нам расскажет Зозуля Анжелика.

После чего вам необходимо ответить на вопрос: «С каким природным явлением древние египтяне соотносили данных богов?»

Продолжим работу с учебником (стр. 51-52). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» (слайд №7)

Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог.

Запишите.

А сейчас познакомимся с отношением древних египтян к погребальным обрядам. И с тем, какую роль они играли в их жизни.

4) Погребальные обряды Египта

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. Поэтому рассмотрим слайды презентации. И ответим на вопрос: «Как происходил погребальный обряд и захоронение фараона в пирамиде» (слайд №8, №9)

Из вышеуслышанного формируется вывод: египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается.

5) Фараон и религия.

Мы узнали с вами, что пирамиды это усыпальницы. И возводились они для правителей Египта – фараонов. Сейчас обратите внимание на экран (слайд №10).

Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти?

Вы правы, основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр, давайте узнаем их значение

Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети — опахало от мух. Плеть — постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

Хека (Крюк): — это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова «править». Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

Из услышанного мы с вами приходим к мысли, что египтяне обожествляли фараона и называли его богом солнца. Они верили, что Омон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющих Египет.

6) Жрецы – служители бога.

Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Посмотрите на слайд (слайд №11) и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?»

Молодцы! Вы правы. От сюда следует вывод: жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей. Давайте его и запишем.

А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян. На слайде (слайд №12, №13) представлены верховные боги древних египтян. Назовите их.

Вы заметили, что среди данных богов присутствуют животные, возведенные в ранг священных. (слайд № 14).Это явление получило название «культа животных». Откройте Хрестоматию по истории древнего мира, стр. 38. Самостоятельно, в течении 2-х минут прочтите выдержки 66, 67, 68 и ответьте на вопрос: «Как древние египтяне относились к некоторым домашним животным?».

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Поиск решения поставленной проблемы.

Запись в тетради

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Прослушивание новой информации. Расширение собственного кругозора.

Фронтальный ответ учащихся на поставленный вопрос (Амон Ра — движение солнца, Апоп – наступление ночи. Оба – время суток).

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Конспектируют слова учителя

Слушают объяснения учителя, отвечают на поставленный вопрос (Каждый погребальный обряд был священным действием, выполнять которое поручалось специально обученным людям – жрецам. Тело умершего превращали в мумию. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги.

Строительство пирамиды для фараона начиналось с момента его рождения.

Запись в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя (плеть, скипетр)

Слушают объяснения учителя

Ответы учащихся (жрецы – особая группа людей, которая, по вере простых египтян, общалась с богами. Они были посредниками между богом и людьми).

Запись в тетради

Отвечают на вопрос учителя (РА – бог солнца, ИСИДА – покровительница семьи, БАСТ (Бастет – богиня любви), МААТ – богиня истины, НУТ – богиня неба, АПИС – священный бык).

Поиск дополнительной информации в хрестоматии по истории древнего мира.

Фронтальные ответы на вопрос учителя (они их обожествляли, мумифицировали и поклонялись.)

Повторение под диктовку учителя различных движений.

IY. Закрепление учебного материала (10 мин)

Учебная цель: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.
Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать, самостоятельно и оценивать результаты работы, делать самоанализ.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, дедуктивные.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: ответы на вопросы.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по самостоятельному поиску дополнительной информации по теме урока с целью написания краткого сообщения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» (Слайды № 15,16,17)

Хорошо. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

-Фараон считался сыном бога?

-В честь кого возводились храмы?

-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Наличие одного или множество богов?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.

Рефлексия.

Ребята! Ответьте мне на вопросы:

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Чего, до сегодняшнего урока вы не знали?

  3. Полученные на сегодняшнем уроке знания, где вы можете применить? На каких уроках?

Осознают новый опыт, размышляют, делают самоанализ.

Отвечают на вопрос учителя (Религия в Древнем Египте играла важную роль. С момента появления человека на свет и ло его последних дней, он готовился к загробной жизни. Здесь земная жизнь рассматривалась, как некий переход в другой мир.

У древних египтян, так же, как и у первобытных людей, была особенность обожествлять все то, чему они не могли найти объяснений.)

Отвечают на вопросы учителя (1. да египтяне считали его богом на земле. 2. храмы возводились в честь множества богов. 3. фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. 4. связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона. 5. у египтян было множество богов. :. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)

Отвечают на вопросы учителя.

Y. Задание на дом. (5 мин) (дифференцированное)

Цель самостоятельной работы учащихся: уметь отвечать на вопросы по тексту изученного параграфа, составить кроссворд про богов Древнего Египта.
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе пересказа и составления кроссворда по тематике данного урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подводит итоги урока. Организует домашнее задание:

  1. УРОВЕНЬ – Прочитать текст на стр 49-53 и подготовить пересказ прочитанного.

  2. УРОВЕНЬ- Прочитать текст на стр 49-53 и ответить на 1-3 вопросы на стр-53.

  3. УРОВЕНЬ — Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Обсуждение заданий.

Список использованной литературы

  1. Древний Египет. Мифы. Религия. Поэзия.

  2. Учебник истории Древнего мира. 5 класс


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Библиотека в Древнем Египте. Искусство Древнего Египта

bibliotekar.ru/skvorcova/1.htm

2. http://festival.1september.ru/articles/418614/


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here