Департамент образование администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ№6»
Числа правят миром
(Интегрированный урок по истории и математике)
5 класс
Пасечник Елена Аркадьевна
учитель истории и обществознания
Подоляк Татьяна Алексеевна
учитель математики
2012год
Числа правят миром.
(Интегрированный урок по истории и математике. 5 класс)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Натуральные числа. Дроби» и по истории по теме « Культура Древнего Востока», показать связь математики и истории.
Задачи урока:
образовательные:
-
повторить действия с линейными числами ; закрепить умения и навыки по выполнению действий с натуральными числами, по решению задач по действиям,
-
развивать вычислительные навыки
-
повторить развивать вычислительные навыки, логическое мышление, пространственное и обобщить основные знания по теме « Культура Древнего Востока»,
-
формирование математических и исторических знаний в нестандартных ситуациях,
-
гуманизация обучения математики .
развивающие:
-
развитие познавательного интереса к математике и истории;
-
развитие логического мышления и внимательности;
-
развитие умений рассуждать и анализировать;
-
развитие пространственного воображения.
воспитательные:
-
привитие навыков работы в группе.
-
Отрабатывать аккуратность в записях, ответственность,
-
Воспитывать трудолюбие, умение слушать и слышать.
Тип урока: интегрированный
Методы обучения: коммуникативный, преобразовательный, систематизирующий.
Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Класс: 5
Оборудование: презентация, сообщения учащихся, справочный материал, рабочая карта- схема, лента времени, модель пирамиды, карта, смайлики.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Задание 1. Устный счет. Головоломка. (Работа в парах)
Слайды 2-4
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
В | Р | И | Д | Е | Н | И |
| О | С | К | В | Т | О |
Д | Р | Е | В | Н | И | Й |
| В | О | С | Т | О | К |
Вычисли, выбери правильный ответ, заполни таблицу и расшифруй свою запись.
1) 26 + 33 8) 72: 9
Е.69; В.59; К.58 О. 8; К. 9; Л.7.
2) 58 – 34 9) 44 + 56
Р. 24; У.28; А.34. С. 100; А. 82; Е. 90.
3) 18 * 3 10) 280: 4
О.32; И. 54; А.44 А. 7; У. 80; К .70;
4) 42: 7 11) 35 * 20
К. 28; М.7; Д .6. Н. 70; К.15; В .700
5) 15 * 5 12) 96: 4
Е.75; К.25; О.20 Р. 24; К. 26; Т. 24.
6) 32 – 16 13) 25*20
К.26; П.22; Н.16. О . 450; К.500; Л. 50 .
7) 36 * 4
А.72; Р.96; И.144.
(Ответ: Древний Восток)
Задание 2. Реши ребус (Работа в парах)
Команда 2
Ответ: Пирамида
Задание 3. Работа с лентой времени.
1) Назовите родину пирамид. (Египет)
2) Ярким образцом архитектуры древнего Египта, дошедших до нашего времени, являются пирамиды. Самая знаменитая пирамида- это пирамида Хеопса(Хуфу)
Слайд 7. (Вопросы для учащихся)
«Эстафета»
1. Когда построили это, единственно уцелевшее до наших дней, чудо света?
2. Отметить на ленте времени время строительства пирамиды Хеопса.
3. Как давно это произошло?
4. Запишите римской цифрой тысячелетие, когда Хеопс строил это сооружение.
5. Сколько тысячелетий стоит это уникальное сооружение?
( Ученики разделены на команды. Участник эстафеты задания передаются, по принципу эстафетной палочки. Пронумерованные задания лежат на первом столе ряда, где работает команда)
Слайд 8. Верные ответ.
Задание 4. Сегодня мы с вами попробуем высчитать каковы размеры пирамиды Хеопса.(работа в парах)
1.Решите уравнение:
1 команда 2команда
4100+Х:49=4103 5321+441:Х=5324
Х=147 Х= 147
(по ходу решения уравнений повторить правила нахождения компонентов действий, определения: уравнение, корень уравнение, что значит решить уравнение)
Слайд 9. 147 м первоначальная высота пирамиды Хеопса.
Задание 5. Составить уравнение, корнем которого является число(3 и 70), используя следующие действия :
1 команда 2команда
Вычитание и умножение Сложение и деление
1) 3 70
10Х-5=25 Х:2+5=40
Слайд 10. 1) самый маленький блок весит около 3т, самый большой около 70т, общий вес всего камня, более 6 млн.тонн
2) Найди значение Х
(Ответ: 128)
Слайд 11. В пирамиде Хеопса камни уложены в 128 слоёв.
Задание 6. Решите задачу.
Команда 2 | |
Высота пирамиды Хеопса 147 метров. Высота одного этажа современного многоэтажного дома 3 метра. Сколько нужно будет возвести этажей, чтобы этот дом был равен по высоте пирамиде Хеопса? | Современный девятиэтажный дом строят один год, что составляет 1/20 часть срока строительства пирамиды Хеопса. Сколько лет строили эту пирамиду? |
Ответ команды 1.
Если представить высоту пирамиды, то это- небоскрёб в 49 этажей ( без учета девятиметрового основания на котором стоит пирамида).
Слайд 13
Ответ команды 2. Строили пирамиду 20 лет.
Задание 7. Найди значение Х.
Слайд 14. На территории современного Египта и Судана археологи обнаружили 80 пирамид.
Слайд 15. Физминутка «Поклонение Солнцу»
Преодолеть такое препятствие было непросто, за помощью в этом случае древние египтяне обращались к могущественному божеству — богу Амон- Ра, к Солнцу. Мы тоже поблагодарим солнце и поклонимся ему, как это делали жители Египта, за его гостеприимство. Займите свободное положение на расстоянии вытянутой руки и приготовитесь выполнять упражнения.
-
Наклонитесь как можно ниже. Потрясите кистями рук, стараясь сбросить усталость.
-
Поднимаясь медленно, встаньте на носочки, мысленно найдите глазами солнце.
-
Медленно поднимите руки над головой, как будто вы дотронулись до лучей солнца. Приобрели силы и энергию для дальнейшей работы.
Приняли исходное положение и улыбнулись друг другу. Садитесь.
Слайд 16. Подведение итогов математических наших расчетов.
Сообщения и презентации учащихся.
Слайд 17-19. Эйфелева башня.
(Групповое задание: ученики с помощью старшеклассников и родителей приготовили презентации. Сообщения )
Башня воздвигнута во Франции в Париже на Марсовом поле в 1889году. Первоначально Эйфелевая башня возвышалась на 300,65 м над уровнем земли, Но сейчас, когда на неё установили антенну, высота её составляет 324 метра (2010 год).
На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени — пирамиды Хеопса (146,6 м), Кёльнского (156 м) и Ульмского собора (161 м),
Полный вес башни равен 10 100 тонн. Фундамент выведен из бетонных массивов . На башню ведут лестницы (1792 ступений) и лифты .
Строительные работы шли в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров всех её деталей.
На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени.
И более 100 лет эта воздушная конструкция украшает Париж.
Слайды 20-22. Бурдж Халифа. Дубай, ОАЭ
Дубай– крупнейший город Объединённых Арабских Эмиратов, он как известно, город самых высоких зданий в мире. Строительство мирового рекордсмена среди самых высоких башен мира башни Бурдж Халифа началось в 2004 году. Закончилось строительство в 2010 года. Торжественная церемония открытия самого высокого сооружения в мире, когда-либо построенного человеком – небоскреба Бурдж- Халифа. Состоялось 4 января 2010 года
Высота 163-этажного небоскреба составляет 828 м.
«Дубайская башня» проектировалась как «город в городе» — с собственными газонами , бульварами и парками.
Специально для «Бурдж Халифа» была разработана особая марка бетона, который выдерживает температуру до +50°C. Заливали его только ночью, а в раствор добавляли лёд. Лифты, установленные в небоскрёбе — самые высокоскоростные в мире , способные развивать скорость до 18 м/с.
Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, уменьшающими нагрев помещений внутри (в Дубае бывают температуры свыше 50 °C), что уменьшает необходимость в кондиционировании.
Подведение итогов урока учителем математики
………
Заключительное слово учителя истории
Слайд 23.
Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: «площадь большего круга – это познанное мною, а площадь малого круга – это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений.»
Как вы понимаете слова древнегреческого философа и математика?
Слайд 24.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке
Использованная литература и ресурсы:
1. Детская энциклопедия в картинках. Перевод с английского С. Белова. М. 1994 г.
2. Чудеса Света. Ханс Райхардт, М. 2006.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki
Физминутка (прозапас)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)