Макарова Светлана Анатольевна
учитель истории
МБОУ «Ново-Ямская СОШ»
Старицкого района Тверской области
Внешняя политика Александра II
Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России 60—70-х гг. XIX в.
Задачи:
Обучающие:
— уяснить, что главной целью внешней политики в этот период было создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы;
— выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II.
Развивающие:
— совершенствовать навыки работы с компьютером, дополнительным материалом, навыки подготовки и защиты проектов;
— закреплять умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой.
Воспитательные:
— воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны.
— способствовать повышению личностной уверенности у каждого участника проектного обучения
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма организации учебной деятельности: проект
Тип проекта: групповой
Подготовительная работа: работа над проектами.
Класс делится на группы для работы над проектами:
-
Европейская политика
-
Кавказская война
-
Политика России в Средней Азии
-
Дальневосточная политика России
-
Продажа Аляски
Группы работают самостоятельно над составлением проектов своего направления.
В проекте необходимо выделить:
-
причины, почему Россия считала необходимым своё вмешательство по данному направлению;
-
события, которые произошли в рамках вашего направления;
-
результаты, к чему привели эти действия.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Мне приятно видеть ваши лучистые глаза. Я чувствую, что вы готовы работать. Желаю вам и себе успехов на уроке.
-
Целеполагание и мотивация
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать правление Александра II. Главное свое внимание в управлении Александр II обращал на внутреннюю политику, в частности на реформировании страны. Но император также понимал, что в случае военной угрозы его преобразования окажутся неэффективными или незавершенными.
Тема урока – Внешняя политика Александра II. (слайд 1)
— Главная цель во внешней политике в 60-70 годы: создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы (слайд 2).
— Какие проблемы существовали во внешней политике? (Россия находится в международной изоляции. России запретили иметь флот на Черном море и строить крепости. Не закреплены границы в Средней Азии. Нет границ на Дальнем Востоке.)
Из этих проблем мы можем выделить задачи внешней политики (слайд 3).
— выход из международной изоляции и восстановление статуса России как великой мировой державы;
— отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море флот и военные укрепления;
— необходимо договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
— Какая общая проблема стояла перед императором? (сможет ли он решить все задачи, хватит ли ему времени; успешна ли будет политика Александра II)
— Что мы с вами предположили, какую гипотезу выдвинули? (политика будет успешной)
-
Изучение новой темы.
-
Основные направления внешней политики России.
Вы заранее готовились над проектами, где рассмотрели основные направления внешней политики. (слайд 5)
— Что нужно было узнать по каждому направлению? (причины вмешательства России по данному направлению; события, которые произошли в рамках этого направления; результаты, к чему привели эти действия)
С какой целью создавали презентации? Что не устроило вас в учебнике?
— Какой вывод мы должны сделать в конце урока? (выявить, чего было больше достижений или промахов при Александре II)
-
Выступления групп с проектами
Заслушивается выступление по 1 проекту «Европейская политика» (презентация)
Заслушивается выступление по 2 проекту «Кавказская война» (презентация)
Заслушивается выступление по 3 проекту «Политика России в Средней Азии» (презентация)
Заслушивается выступление по 4 проекту «Дальневосточная политика России» (презентация)
Заслушивается выступление по 5 проекту «Продажа Аляски» (после выступления дискуссия)
После каждого выступления в классе делается вывод: успешно ли данное направление.
Общий вывод. Были ли решены поставленные задачи? Оправдалось ли наше предположение?
Общий итог подводит ученик по карте Российская империя к концу ХIХ в.(слайд 6)
Учащиеся получают схему «Основные направления внешней политики».
— рассмотрите схему, есть ли вопросы? (Русско-турецкую войну будем изучать на следующем уроке)
-
Заполнение оценочных листов урока.
Каждая группа получает листок, оценивая выступление групп:
-
Ответственный группы оценивает деятельность каждого участника проекта.
Оценка работы в группе | |
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Каждая группа оценивает учебные проекты
Полнота работы, убедительность | Знание темы | Культура речи, использование наглядных средств | Ответственное отношение | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Проверка степени усвоения нового учебного материала
— Назовите направления внешней политики Александра II.
— Назовите страны, с которыми у России были международные контакты.
— Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией при Александре II.
| |
Б) В результате переговоров с этой страной за Россией закрепился о. Сахалин |
|
В) Эти государства стали вассальными владениями России |
|
Г) Договора с этой страной позволили России продолжать освоение Дальнего Востока |
|
Д) Эти страны стали союзниками России по «Союзу трех императоров» |
|
Е) В результате торговой сделки с этой страной Россия получила 7,2 млн. долл. |
|
Ж) Эта страна была против отмены нейтрализации Черного моря, но без поддержки европейских государств не решалась выступить |
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: А- 4; Б- 8; В-5,6,7; Г-2; Д-1,3; Е-9; Ж-10
-
Рефлексия. Подведение итогов.
Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой оценки.
Домашнее задание: п.27, вопросы, документы
Я довольна работой. Считаю, что эту тему вы усвоили. А ваше мнение, ребята?
Воспользуйтесь любой фразой:
-
Главным для меня на уроке было то, что…
-
Теперь я буду знать, что…
-
Меня огорчило то, что…
-
Я рад, что…я хотел бы, чтобы…