Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 733
г. Москвы
Контрольная работа по литературе
5 класс
«В некотором царстве, в некотором государстве »
Составила
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Москва 2013г.
Цель: проверить знания учащимися русских народных сказок и их персонажей; умения соотносить героя сказки с текстом; определять виды сказок и сказочные элементы; развивать умения определять название сказки по иллюстрации. Пробудить интерес к изучению русских народных сказок.
I Вариант.
1.На какие три группы делятся сказки?
2.По какому признаку распределены сказки?
а) «Каша из топора», «Мужик и медведь»
б) «Василиса Прекрасная», «Лягушка-царевна».
в) «Лиса и журавль», «Теремок».
3. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
«Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой рукой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало».
4.Как называется эта композиционная часть сказки?
« В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; и было у него три сына …»
5.Как называется эта композиционная часть сказки?
«Стали жить-поживать, добра наживать да медок попивать».
6. Соотнесите элементы композиции и элементы сказки «Царевна-лягушка».
е) «Стали жить-поживать да добра наживать» | |
2. Завязка действия | г) сжёг Иван-царевич лягушечью кожу |
3. Развитие действия | д) поиски Василисы Прекрасной, смерть Кощея Бессмертного |
4. Кульминация | а) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у него было три сына» |
5. Развязка действия | в) женитьба Ивана-царевича на царевне-лягушке |
6. Концовка | б) пустил Иван-царевич стрелу, и попала она в болото |
7.С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
Змей Горыныч, лягушка-царевна, Баба Яга, Сивка-бурка, Иван-царевич, Кощей Бессмертный.
8. Подберите постоянные эпитеты к словам.
Лес, молодец, Василиса, вода, лиса.
9. Узнай героя сказки.
а) На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …
б) Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
в) Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
г) Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
10. В кого превращалась Царевна-лягушка ночью?
а) в Василису Прекрасную в) в Елену Прекрасную
б) в Варвару Красу г) в лебедя
11. Что делили мужик и медведь на вершки и корешки?
а) яблоки в) репу
б) свёклу г) редиску
12. Какие птицы помогли Бабе-Яге украсть Иванушку?
а) голуби в) лебеди
б) гуси г) гуси-лебеди
13. Назовите магическое число в русских народных сказках?
а) 5 б) 33 в) 3 г) 1
14. Вставьте пропущенные слова и напишите название сказки, о которой идёт речь в стихотворении.
Маша в коробе сидит,
Далеко она …
Кто её несёт ответ,
Быстрыми шагами?
А несёт её …
Вместе с …
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша …
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге …
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас такая книжка,
Это – «… и …».
15.Узнай сказку по иллюстрации.
1) 3)
2) 4)
I I Вариант.
1.На какие три группы делятся сказки?
2.По какому признаку распределены сказки?
а) «Каша из топора», «Как мужик гусей делил».
б) «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди».
в) «Журавль и Цапля», «Три медведя».
3. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в правое ухо залез – оделся , выскочил в левое – молодцом сделался, вскочил на коня, поехал; портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал!
4. Как называется эта композиционная часть сказки?
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба».
5. Как называется эта композиционная часть сказки?
«Стали жить да быть – на славу всем людям».
6. Соотнесите элементы композиции и элементы сказки «Царевна-лягушка».
е) «Стали жить-поживать да добра наживать» | |
2. Завязка действия | г) сжёг Иван-царевич лягушечью кожу |
3. Развитие действия | д) поиски Василисы Прекрасной, смерть Кощея Бессмертного |
4. Кульминация | а) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у него было три сына» |
5. Развязка действия | в) женитьба Ивана-царевича на царевне-лягушке |
6. Концовка | б) пустил Иван-царевич стрелу, и попала она в болото |
7. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
Змей Горыныч, лягушка-царевна, Баба Яга, Сивка-бурка, Иван-царевич, Кощей Бессмертный.
8. Подберите постоянные эпитеты к словам.
Царство, заяц, конь, Кошей, мачеха.
9. Узнай героя сказки.
а) В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.
б) Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была?
в) Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик …
г) Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?
10.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?
а) маршрутное такси в) печка
б) ковёр-самолёт г) сапоги-скороходы
11. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса?
а) на удочку в) на волчий хвост
б) на свой собственный хвост г) сетью
12. Какие реки текут в сказках?
а) Кофейные в) Клубничные
б) Молочные г) Чайные
13. Что обычно произносит Баба Яга, когда к ней кто-то приходит в гости?
а) «Зачем пришли?» в) «Здравствуйте, проходите»
б) «Фу-фу, русским духом пахнет» г) «Я вас сейчас съем!»
14. Вставьте пропущенные слова и напишите название сказки, о которой идёт речь в стихотворении.
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких …
Мама их любила,
Молочком …
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый …
Шкуру белую надел,
Нежным голосом ….
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, …
Ваша матушка пришла,
Молочка вам …
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
«… и ……….. ……..».
15.Узнай сказку по иллюстрации.
-
3)
2) 4)
Ответы. I Вариант.
-
Сказки волшебные, о животных, бытовые.
-
а) бытовые сказки б) волшебные сказки в) сказки о животных
-
«Царевна-лягушка». Волшебная сказка.
-
Зачин.
-
Концовка.
-
1) а 2) б 3) в 4) г 5) д 6) е
-
Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный.
-
Лес дремучий, добрый молодец, Василиса Прекрасная (Премудрая), вода мёртвая (живая), хитрая лиса.
-
а) Колобок б) Три медведя в) Царевна-лягушка г) Снегурочка
-
а) в Василису Прекрасную
-
в) репу
-
г) гуси-лебеди
-
в) 3
-
Глядит, медведь, пирогами, отдохнуть, съесть. «Маша и Медведь».
-
1) «Колобок» 2) «Снегурочка» 3) «Гуси-лебеди» 4) «Царевна-лягушка»
Ответы. II Вариант.
-
Сказки волшебные, о животных, бытовые.
-
а) бытовые сказки б) волшебные сказки в) сказки о животных
-
«Сивка-бурка». Волшебная сказка.
-
Зачин.
-
Концовка.
-
1) а 2) б 3) в 4) г 5) д 6) е
-
Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный.
-
Некоторое царство, трусливый заяц, добрый конь, Кошей Бессмертный, злая мачеха.
-
а) Баба Яга б) Кощей Бессмертный в) Василиса Премудрая г) Емеля
-
в) печка
-
в) на волчий хвост
-
б) Молочные
-
б) «Фу-фу, русским духом пахнет»
-
Козлят, поила, волк, запел, дверь, принесла. «Волк и семеро козлят».
-
1) «Сивка-бурка» 2) «Лиса и Журавль» 3) «Маша и Медведь» 4) «По щучьему велению»
Использованные материалы и интернет-ресурсы.
-
Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
-
Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы: Метод. пособие. – 4-е изд., Стереотип – М.: Дрофа, 2001. – 176 с.
http://nsportal.ru
http://zanimatika.narod.ru
http://images.yandex.ru