МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 г. ЛИПЕЦКА
Рассмотрена Утверждена
на заседании МС приказом МБОУ СОШ № 14 г. Липецка
Протокол № 1 от 26.08.2013 г. от 27.08.2013 г. № 216
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 5 классов
на 2013-2014 учебный год
Составитель Аничкин Александр Николаевич
Пояснительная записка
1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
В основу рабочей программы положены следующие нормативные правовые документы:
— Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
— Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основ-ного общего образования;
— базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ на 2013-2014 учебный год;
— учебный план МБОУ СОШ № 14 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.
-
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
— Примерная программа по истории. Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по истории. — М.: Дрофа, 2008;
— Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Составитель Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
— Примерная программа по учебным предметам. История 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
— Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» – М.: Просвещение, 2012.
— Рабочая программа по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. Составители М. Б. Новожилова, Н. Н. Пантелеева. Волгоград: Учитель, 2013.
3. Обоснование выбора авторской программы.
Курс истории для 5 класса является частью концентрической системы исторического образования. Важность изучения курса истории в 5 классе обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, формируются представления о многообразии окружающего мира, толерантное сознание и поведение. Курс содержит огромный мотивационный потенциал для самоидентификации личности пятиклассника. В этом возрасте школьники впервые осмысленно задаются вопросами «Откуда я, мы», «Кто мои предки», «Где они жили», «Почему я такой», «Что значит жить вместе в одном мире», «Как связаны прошлое и современность» и др. Многие ответы дети находят при изучении эпохи первобытности и последующих эпох. Курс истории Древнего мира формирует первые представления о понятиях: история, человечество, историческое время, историческое пространство, государство, страна, народ, общество, гражданин, демократия, республика, личность, подвиг, патриот, герой, права человека. Знание исторических фактов и явлений позволяет образно и доступно сформировать устойчивые представления о ключевых категориях и понятиях учебного предмета.
Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия, обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе осуществляется по регионально – страноведческому принципу, прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально – политические отношения, культурное развитие), что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету
Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами, оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в учебный материал занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путём вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общие учебные умения. К ним, помимо воспроизведения учебного материала, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Знакомство с историей в 5 классе начинается с вводного пропедевтического курса «Введение в историю», рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников и т. п. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно – географических.
Курс имеет гуманитарно-акстологическую направленность, которая заключается в следующем:
— неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности ис-торических персоналий;
— введение сюжетов о жизни типичных представителей разных социальных слоёв – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у обучающихся формируются представления о мире человека определённой эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений;
— наличии развёрнутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, что позволяет оценить их вклад в становление современной цивилизации.
4. Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:
1. Воспитание уважения к истории и традициям других народов, к правам и свободам человека;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями рабо-тать с различными источниками исторической информации;
4. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;
5. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
Задачи курса:
— Определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в сов-ременном мире;
— Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человечества с древнейших времён;
— Приобретение опыта активного освоения мирового культурно – исторического наследия;
— Воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;
— Усвоение базовых национальных ценностей на основе изучения мирового исторического опыта;
— Формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений и их оценки;
— Развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;
— Выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни.
5. Информация о внесенных изменениях в рабочую программу и их обоснование
Рабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе. Государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. С учётом требований стандарта в рабочую программу были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» в объёме 10 часов.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Место предмета «История» в учебном плане МБОУ СОШ № 14 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по истории, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю): «Что изучает история» — 10 часов; «История Древнего мира» — 58 часов.
Содержание рабочей программы
Раздел I. Что изучает история
Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия.
Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чём говорят пословицы, песни, сказания. Архивы и библиотеки. Музеи. Деятельность археологов, этнографов.
Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц.
Историческая карта. Легенда карты.
Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие, год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.
Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Моё имя.
Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамёна. Флаги. Национальные цвета. Гимны.
Курсы «Всеобщая история» и «История России».
Как работать с учебным материалом по истории.
Раздел II. История Древнего мира
Тема 1. Жизнь первобытных людей
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Повторение
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток
Древний Египет
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», скульптурный портрет», роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилона, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.
Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция и эллинистический мир
Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афин: граждане, переселенцы, рабы.
Город Афины. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы. Фидий и его творения. Образование афинян. Рабы педагоги. Начальная школа. Палестра. Гимнасии. Аристотель, Антифонт, Сократ.
Театр. Трагедии и комедии.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот, их функции. Перикл во главе Афин.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление полисов Греции. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Приход к власти Александра. Поход его на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека.
Повторение
Вклад эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока и в Афинах.
Тема 4. Древний Рим
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Реки Тибр, По. Население — латины, этруски, самниты, греки.
Легенда об основании Рима. Почитание богов Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим город на семи холмах. Управление в Риме. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «сенат», плебеи».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства.
Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Организация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — Крупное государство в Средиземноморья. Первые победы над Кафагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом. Господство Рима в Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф» и «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Гладиаторские игры. Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Крупнейшее восстание рабов. Победы Спартака. Поражение восставших. Превращение римской армии в наёмную. Кризис управления.
Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Социальная политика Цезаря и его опора. Убийство Цезаря. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций.
Римская империя в первые века нашей эры
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон. Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде, Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Последние завоевания римлян.
Строительство. Повседневная жизнь. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Падение Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенос столицы на Восток.
Разделение Римской империи на два государства. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Повторение.
Учебно – тематический план
Тема раздела | Количество часов | |
| История 5 класс | 68 |
1 | Что изучает история | 10 |
2 | История Древнего мира: | 58 |
3 | Жизнь первобытных людей | 6 |
4 | Древний Восток | 19 |
5 | Древняя Греция и эллинистический мир | 20 |
6 | Древний Рим | 13 |
8. Виды и формы контроля
— самостоятельная работа;
— хронологический диктант;
— понятийный диктант;
— работа с контурной картой;
— тестирование;
— работа с персоналиями;
— анализ источников;
— решение познавательных задач.
9. Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
В результате изучения истории учащийся должен:
Знать:
— Основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
— Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
— Изученные виды исторических источников.
Уметь:
— Определять последовательность и длительность важнейших событий древней ис-тории;
— Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
— Читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
— Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
— Использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
— Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
— Группировать исторические явления и события по заданному признаку;
— Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
— Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
— Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
— Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
— Высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
— Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
— Использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
10. Литература и средства обучения
Для учителя:
— Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
— Майков А. Н. История. Введение в историю. М.: Вентана-Граф, 2013.
— Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь в 2 частях. М.: Просвещение, 2012.
— Шевченко Н. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические ре-комендации. М.: Просвещение, 2012.
— Арасланова О. В., Соловьёв К. А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М.: Вако, 2013.
— Чернова М. Н. История Древнего мира. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2013.
— Андреевская Т. П. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы. М.: Астрель, 2002.
— Атлас. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2013.
— Контурные карты. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2013.
— Драхлер А. Б. Кроссворды по истории Древнего мира. 5 класс. М.: Вако, 2005.
Для учащихся:
— Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
— Майков А. Н. История. Введение в историю. М.: Вентана-Граф, 2013.
— Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь в 2 частях. М.: Просвещение, 2012.
— Атлас. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2013.
— Контурные карты. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы:
— Древняя история мира — http ://www .earth -history .com
— Древний Египет — http ://www .rusedu .ru /search .php
— Древний Египет — http ://www .kemet .ru
— Китай, Индия, Персия — http ://www .rusedu .ru /search .php
— Древняя Греция и эллинистический мир — http ://www .rusedu .ru /search .php
— Античная мифология — http ://mythology .sgu .ru /mythology /ant /index .htm
— Древний Рим – http ://www .gumfak .ru /history ./shtml
Календарно – тематическое планирование
история 5 класс
Тема урока (с указанием темы раздела и количества часов) | Дата | Причина корректировки | Согласовано с заместителем директора по УВР | ||||
план | факт | ||||||
5А | 5Б | 5А | 5Б |
|
| ||
Раздел I. Что изучает история (10 часов) | |||||||
1 | Предмет истории |
|
|
|
|
|
|
2 | Счёт лет в истории |
|
|
|
|
|
|
3 | Источники знаний о прошлом |
|
|
|
|
|
|
4 | Откуда пошли наши имена |
|
|
|
|
|
|
5 | Символы государств |
|
|
|
|
|
|
6 | Страны, города, посёлки |
|
|
|
|
|
|
7 | История разных стран и народов |
|
|
|
|
|
|
8 | История нашей страны |
|
|
|
|
|
|
9 | Символика России |
|
|
|
|
|
|
10 | Повторение «Что изучает история» |
|
|
|
|
|
|
Раздел II. История Древнего мира (58 часов) | |||||||
Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 часов) | |||||||
11 | Древнейшие люди |
|
|
|
|
|
|
12 | Родовые общины охотников и собирате-лей |
|
|
|
|
|
|
13 | Возникновение искусства и религиозных верований |
|
|
|
|
|
|
14 | Возникновение земледелия и скотоводст-ва |
|
|
|
|
|
|
15 | Появление неравенства и знати |
|
|
|
|
|
|
16 | Повторение «Жизнь первобытных людей» |
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Древний Восток (19 часов) | |||||||
Древний Египет (7 часов) | |||||||
17 | Государство на берегах Нила |
|
|
|
|
|
|
18 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
|
|
|
|
|
|
19 | Жизнь египетского вельможи |
|
|
|
|
|
|
20 | Военные походы фараонов |
|
|
|
|
|
|
21 | Религия древних египтян |
|
|
|
|
|
|
22 | Искусство Древнего Египта |
|
|
|
|
|
|
23 | Письменность и знания древних египтян |
|
|
|
|
|
|
Западная Азия в древности (7 часов) | |||||||
24 | Древнее Двуречье |
|
|
|
|
|
|
25 | Вавилонский царь Хаммурапи и его зако-ны |
|
|
|
|
|
|
26 | Финикийские мореплаватели |
|
|
|
|
|
|
27 | Библейские сказания |
|
|
|
|
|
|
28 | Древнееврейское царство |
|
|
|
|
|
|
29 | Ассирийская держава |
|
|
|
|
|
|
30 | Персидская держава «царя царей» |
|
|
|
|
|
|
Индия и Китай в древности (4 часа) | |||||||
31 | Природа и люди Древней Индии |
|
|
|
|
|
|
32 | Индийские касты |
|
|
|
|
|
|
33 | Чему учил китайский мудрец Конфуций |
|
|
|
|
|
|
34 | Первый властелин единого Китая |
|
|
|
|
|
|
35 | Повторение «Древний Восток» |
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Древняя Греция и эллинистический мир (20 часов) | |||||||
36 | Греки и критяне |
|
|
|
|
|
|
37 | Микены и Троя |
|
|
|
|
|
|
38 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» |
|
|
|
|
|
|
39 | Религия древних греков |
|
|
|
|
|
|
40 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
|
|
|
|
|
|
41 | Зарождение демократии в Афинах |
|
|
|
|
|
|
42 | Древняя Спарта |
|
|
|
|
|
|
43 | Греческие колонии на берегах Средизем-ного и Чёрного морей |
|
|
|
|
|
|
44 | Олимпийские игры в древности |
|
|
|
|
|
|
45 | Победа греков над персами в Марафонс-кой битве |
|
|
|
|
|
|
46 | Нашествие персидских войск |
|
|
|
|
|
|
47 | В гаванях афинского порта Пирей |
|
|
|
|
|
|
48 | В городе богини Афины |
|
|
|
|
|
|
49 | В афинских школах и гимнасиях |
|
|
|
|
|
|
50 | В театре Диониса |
|
|
|
|
|
|
51 | Афинская демократия при Перикле |
|
|
|
|
|
|
52 | Города Эллады подчиняются Македонии |
|
|
|
|
|
|
53 | Поход Александра Македонского на Вос-ток |
|
|
|
|
|
|
54 | В Александрии Египетской |
|
|
|
|
|
|
55 | Повторение «Древняя Греция и эллинис-тический мир» |
|
|
|
|
|
|
Тема 4. Древний Рим (13 часов) | |||||||
56 | Древнейший Рим |
|
|
|
|
|
|
57 | Завоевание Римом Италии |
|
|
|
|
|
|
58 | Устройство Римской республики |
|
|
|
|
|
|
59 | Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье |
|
|
|
|
|
|
60 | Рабство в Древнем Риме |
|
|
|
|
|
|
61 | Земельный закон братьев Гракхов |
|
|
|
|
|
|
62 | Восстание Спартака |
|
|
|
|
|
|
63 | Единовластие Цезаря. Установление им-перии |
|
|
|
|
|
|
64 | Первые христиане и их учение |
|
|
|
|
|
|
65 | Расцвет Римской империи во II веке. Вечный город и его жители. |
|
|
|
|
|
|
66 | Римская империя при Константине |
|
|
|
|
|
|
67 | Падение Западной Римской империи |
|
|
|
|
|
|
68 | Повторение «Древний Рим» |
|
|
|
|
|
|