Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 127

города Нижнего Новгорода

Олимпиада

по учебному предмету

«Всеобщая История»

в 5 классе

«Загадки Востока»

подготовила

учитель истории

Ветюгова Мария Васильевна

г. Нижний Новгород
2015 г.

Задания

Олимпиады по Всеобщей истории

для учащихся 5-х классов

1. Решите кроссворд «Первобытное общество» и укажите ключевое слово.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

1.Материк, где по предположениям ученых, жили древнейшие люди.

2.Оружие охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.

4. Занятие первобытных людей, позволявшее добыть мясную пищу.

5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; обитает в каждом человеке.

6. Самое крупное из животных, на которое охотились древние люди.

7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.

8. Орудие, которым ловили рыбу.

9.Занятие, позволявшее добыть в основном растительную пищу.

2 Наряду с круглыми кожаными судами вавилоняне строили из тростника продолговатые суда, имеющие нос и корму. Двигались они на веслах и под парусами. На таких судах плавали не только вниз по Евфрату, но и вверх, преодолевая быстрое течение реки. Случалось, плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Согласно закону Хаммурапи виноватыми при этом всегда считались корабельщики того судна, которое шло против течения. Суд обязывал их возместить убытки потерпевшим: например, в том, случае, если плывущее вниз по течению судно затонуло и весь груз пошел на дно.

Вопрос  подумайте, почему по вавилонскому закону ответственность за столкновение судов на Евфрате несли корабельщики только одного из двух столкнувшихся судов, а именно того, которое плыло против течения. Справедлив ли этот закон?

3 Из дошедших до на документов мы узнаем, что в Древнем Египте Можно было приобрести дом в обмен на кровать и два отреза ткани. Не слишком ли маленькая цена?! В наши дни квартира для жилья и тем более целый дом стоят несоизмеримо дороже.

Вопрос  подумайте, чем объяснить возможность такого обмена.

4. Отряд воинов чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду и в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь эта река, текущая наоборот!»

Вопрос  предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

5. По-китайски человек будет «жэнь», это слово обозначается особым знаком (см.рис.). Слово ограда по-китайски «вэй» и обозначается другим знаком(см.рис.). Оба эти знака, взятые вместе, означают третье слово, по китайки «цю».

Вопрос – подумайте, что означает слово «цю» по-китайски.

6. Соотнесите факты и страны:

Факты:

1. Город Ур

2. Алфавит

3. Ливанский кедр

4. начало обработки железа

5. Гильгамеш

6. Логово Льва

7. крылатый бык

8. Священное число 60

9. Первая в мире конница

10 Изобретение прозрачного письма

11. Знаменитые мореплаватели

Страны

Двуречье

Финикия

Ассирия

7. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) царствование фараона Тутанхамона;

б) строительство пирамид Хеопса;

в) походы фараона Тутмоса III;

г) царь Южного царства подчинил Северный Египет;

д) преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити;

е) около 40 государств появились на берегах Нила.

8. Каким словом можно заменить следующие выражения:

а) вера в богов и духов — ….

б) изображения почитаемых богов и духов — ….

в) подарки богам и духам — …

г) поражение копьями нарисованного животного — …

9. Установите соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятие

Определение

1) Ветхий Завет

2) Миф

3) Предание

4) Заповеди

5) Завет

А) договор между Богом и людьми

Б) переходящий из уст в уста рассказ о былом, легенда

В) правила, по которым должны жить люди

Г) первая часть Библии

Д) древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка

1

2

3

4

5

10. Найдите в тесте ошибки и исправьте их:

Государство Египет располагалось в северо-восточной части Южной Америки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире — Днепр, который впадает в Ионическое море. По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник — ил. Вдали от реки среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени — пороги.

11. Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх.

Вопрос  чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешали участвовать?

12. Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. Ремесленник

5…

6. …

6. Сбор в пользу государства.

13 Установите соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятие

Определение

1) Демос

2) Ареопаг

3) Архонты

4) Демократия

5) Реформы

А) девять самых знатных и богатых правителей государства;

Б) преобразования;

В) власть народа;

Г) простой народ, не участвовавший в управлении государством;

Д) совет знати государства.

1

2

3

4

5

14. Кому принадлежат слова:

1) «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»

2) «Он первым устремился в бой и последний оставлял поле сражения»

3) «Снимаем тяжкую заботу с плеч римлян, которые никак не могут дождаться

4) «Орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки., лопаты, плуты».

а) Варрон; б) Катон; в) Тит Ливий; г) Ганнибал

15. Работа с историческим документом.

Плутарх. Марк Красс, 8-11

Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие не справедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве…

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 211-212.

Вопросам к документу.

1. Почему началось восстание рабов в городе Капуе?

2. Сколько рабов собиралось бежать из школы?

3. Чем были вооружены восставшие рабы?

4. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?

5. Что рассказывает Плутарх о Спартаке.

Ответы на задания

Олимпиады по Всеобщей истории

для учащихся 5-х классов

1.

Ответ:

1. Африка

2. Лук

3. Огонь

4. Охота

5. Душа

6. Мамонт

7. Бизон

8. Гарпун

9. Собирательство

10. Ключевое слово-Альтамира

2

Варианты ответа:

А. Идущий вверх по течению корабль должен уступить дорогу, поскольку противоположный корабль не может сбавить скорость, так как течение очень быстрое.

Б. Корабельщики, плывущие против течения, всегда могут перестать грести, и их станет сносить вниз, и столкновение не произойдет. Тот же корабль, который плывет вниз, не может отступить назад, плыть назад труднее.

3

Ответ: в Египет нет больших деревьев (лишь небольшие: акация, финиковая пальма, ива, тутовая смаковница) поэтому древесина из которой изготовляли кровать была дорога. Зато в Египте много глины, пригодной для изготовления кирпичей. Поскольку глины много, а изготовление (сырцового) кирпича и возведение кирпичной кладки не требовали особенного искусства, постройки были дешевы.

4.

Ответ: этим народом были египтяне, которые знали одну большую реку – Нил и полагали, что все реки, подобно Нилу, должны течь с юга на север.

5.

Ответ: слово «цю» по-китайски значит раб.

6.

Ответ:

Двуречье

Финикия

Ассирия

1, 5, 8

2, 3, 10, 11

4, 6, 7, 9

7.

Ответ: е, г, б, в, д, а.

8.

Ответ:

а) религия;

б) живопись;

в) жертвоприношение;

г) колдовской обряд.

9.

Ответ:

1

2

3

4

5

Г

Д

Б

В

А

10.

Ответ

Государство Египет располагалось в северо-восточной части Южной Америки. (Африки) По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире — Днепр (Нил), который впадает в Ионическое море (Средиземное). По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник — ил (папирус). Вдали от реки среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени — пороги (оазис)

11.

Ответ: незадолго до Олимпийских игр в Греции устанавливался священный мир и никто не имел права воевать. 5 игр.

12.

Ответы:

1 — место, где река делилась на несколько рукавов;

2 — папирус;

3 — повелитель всего Египта;

4 — крестьянин;

5 — мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла;

6 – налог.

13

Ответы:

1

2

3

4

5

Г

Д

А

В

14.

Ответ: 1а; 2в; 3г; 4а.

15. .

Ответы:

1. Почему началось восстание рабов в городе Капуе? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их на сильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)

2. Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200 рабов, но сбежали только 78.)

3. Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)

4. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Пред водителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)

5. Что рассказывает Плутарх о Спартаке. (Спартак — из Фракии, смелый, сильный.)

Литература:

О.В. Арсланова Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина. М.: Русское слово. 2001.

Г.И. Годер Методическое пособие по истории Древнего мира. М.: Просвещение. 1996.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here