Археолого – этнографический музей «Мещера»
МОУ Перовской средней общеобразовательной школы
Национальный парк «Мещера».
Отчет
по исследованию праздника «Ярилин день»
в рамках проекта «Что мы знаем о старине
и русском быте.
Работа членов совета музея:
Тереховой Марии – 9 класс,
Скуловой Марии — 11 класс.
Руководитель:
зав. музеем – Скулов Н.И.
Перово 2007
Ярилин день – праздник годичного календаря древних славян, связанный с земледелием. Отмечался он во время цветения хлебов по всей Руси, в самые жаркие летние дни. Начинался этот праздник с того, что еще до восхода солнца женщины – крестьянки срезали сноп цветущей ржи или пшеницы и в момент восхода начинался торжественный ритуал – шествие со снопом вокруг поля и крестьянского поселения, в котором участвовали только женщины. Так как сноп цветущих хлебных злаков считался у славян символом плодородия и вносился в помещение, где проходили роды. Этот обряд назывался «Зачин».
Ярило – очень древнее слово пришедшее к нам еще от предков славян, олицетворяет жаркое солнце, имеет много родственных слов в русском языке: яркий, яростный, ярый, яровые (хлеба). Кроме этого есть имена славянского происхождения посвящены Яриле: Ярослав, Ярополк, Яромир.
Поскольку жаркое летнее солнце, несло сытую жизнь, плодородие, процветание, то символом его в еде считалась яичница – глазунья, приготовленная на большой сковородке, на костре, разведенном посреди лесной поляны.
В этот день мальчиков – подростков подвергали обряду, который назывался «Постриг», означающий переход мальчика из лона матери в лоно отца. С этого времени мальчиков начинали обучать боевым искусствам, владению оружием, брали на охоту.
Посвящаемый в белой рубахе садился на табурет вблизи горящего огня. Старейшина рода, одев гривну – символ власти и положив руку на голову мальчика начинал обряд.
В различных частях древнего славянского мира этот обряд проводили по своим традициям. Однако по единым правилам вопросов и ответов, с помощью которых взрослые удостоверялись в том, что мальчик понимает смысл посвящения в мужчину – защитника Родины.
Старейшина: «По давним предков наших обычаям, по требованию здесь присутствующего отца, приступаю к святому обряду пострижения сына его, тут сидящего и сотворяю то, способом, установленным предками нашими…»
По его знаку мальчик вставал по стойке смирно. Старейшина ему начинал задавать вопросы:
— Кто ты будишь? — Русич смелый!
— Какой знак твой? — Орел белый!
— Где живешь ты? — Между вами!
— В каком крае? — В земле Русской!
— Чья земля та? — Моя Отчизна!
— Чем добыта? — Кровью русской!
— Кто ты ей? — Дитя родное!
-Что ты должен? — Отдать жизнь?
— Во что веришь? — Русич – значит смелый. Смелый
мыслью, словом, делом! Так учили
меня предки. Тем живу и тем
горжусь!
После этого мальчик вставал на колени, старейшина брал ножницы с подноса, который подавала ему мать мальчика, срезал клок волос и бросал их в костер. Затем мальчик вставал, кланялся. И все присутствующие исполняли гимн:
« В праздник любви к любимой стране
Службу несем мы, как на войне,
От лет наимладших до седины
Мы охраняем покой страны.
Острее взор, ровнее шаг
Может быть где-то прячется враг.
Смело ударим, свернем ему выю
За Русь, за святую Великую Русь!»
После этого старейшина предавал в руки мальчика лук и другое оружие изготовленное отцом на кузнице. Юноша кланялся и благодарил всех. После этого взрослые по приглашению хозяйки дома садились за празднично накрытые столы, а мальчик с друзьями направлялся в лес, где на поляне разводили священный костер. На эту поляну сходилась вся молодежь села. Это празднество сопровождалось играми и плясками, выборами пар девушек и юношей, плетением венков, вручение их своим любимым, прыганием парами через костер, играми в догонялки, состязаниями по стрельбе из лука, кулачными боями. Именно этот праздник описан Чайковским в прекрасной опере «Снегурочка».
Так как праздник как и все другие древние праздники был похож на языческий, то его Преподобный Тихон запретил. Но народ нашел способ праздновать этот всеми любимый день, объединив его по времени с летними христианскими праздниками…
Знаменитый собиратель старинных обрядов М. Забылин в своей книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия», изданной в 1880 году, пишет, что этот праздник проводился: «…во Владимире на Клязьме – в Троицын день, за Лыбедью, у Патанина моста…». По рассказам знатока русских народных традиций, жительницы деревни Панфилово Гусь-Хрустального района Романковой Лидии Яковлевны в этот день даже самые строгие родители отпускали своих повзрослевших дочерей на гулянье. На празднике молодые люди присматривались друг к другу, т.к. во вседневной жизни у молодежи начисто выпадала возможность оказать своим избранникам симпатию. На празднике это можно было сделать в хороводе или в игре. Во время прыжков через костер примечали, если девушка и парень не разжали рук, то пара будет крепкая и возможно скоро можно будет засылать в дом девушки сватов… Девушки плели венки и надевали их своим избранникам или же бросали венок в воду, если молодой человек вылавливал венок понравившейся девушки, то тем он демонстрировал серьезность своих намерений.
Всю ночь пели и веселились в честь Ярилы. А под утро творили заключительный обряд праздника – похороны Ярилы. Сооружали гробик, клали туда куклу Ярилы и провожали его с причитаниями, больше похожими на озорные частушки. Хоронили его во Владимире под старой сосной, в Мещере – спускали на воду, чтобы он плыл вниз по реке с горящими свечами по углам гроба. Так заканчивался праздник.
Этот момент запечатлен знаменитым режиссером Тарковским в фильме «Страсти по Андрею» о великом русском иконописце Андрее Рублеве.
Литература
1. Забылин М. «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и поэзия. Москва. 1880, с. 80-83
2. Журнал «Родина» № 5 1991. И. Яковлев «Русские обычаи и обряды» с.25-28.
3. Рассказы Романковой Л.Я. – жительницы деревни Панфилово Гусь-Хрустального района.