История села Михалево.
Человек на территории Мотыгинского района появился еще в эпоху палеолита.
Ко времени появления русских (а произошло это в 20-е годы XVII в.) здесь ночевали эвенки. Главными отраслями хозяйства эвенков были охота на копытных, пушного зверя, собирали сарану, черемуху, черемшу, дикий лук, ягоды и кедровые орехи. Основным жилищем служил переносной конический чум (джу, дюкан) с каркасом из 40 шестов, крытые летом берестой, зимой шкурами. Из бересты изготавливали посуду, коробы для запасов, одежды, инструментов и прочего, имели также деревянную долбленую посуду. Традиционные верования – анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков. Тунгусские шаманы считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы.
Село Михалево стояло на реке Тассеевой.
Так, в книге Л. Безъязыкова «Красноярск изначальный»
говорится о том, что в 1630 году красноярцы вышли на Ангару, где в «рыбной острожек, платил государев ясак с себя и людей своих князек Тупорак с Тасееева реки». Таким образом, можно сделать вывод, что свое название река получила с приходом сюда русских. Местное, эвенкийское название реки – Бирючей, не осталось, было заменено на другое.
Так как Ангара, притоком которой является р.Тасеева долгое время являлась главным путем из бассейна Енисея на восток через Илим и Лену и далее, то здесь стало оседать русское пришлое население. Вслед за служилыми людьми, осваивающими свой край, первыми шли крестьяне, оседавшие в местах пригодных для земледелия и скотоводства. Начало многим селам дали остроги, отдельные заимки, зимовья.
Местность по берегам Тасеевой подходит для занятий земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой. Поэтому не удивительно, что Николай Гаврилович Спафарий, глава русского посольства в Пекин в 1675г. оставил в своем дневнике-подорожнике запись: «….река Тасеева, течет та река из степи и впала в реку Тунгуску…. А на той реке Тасеевой берут слюду… а величиной та река Тасеева будет с Тобол реку… а потой реке Тасеевой есть многие русские деревни».
В 1641г. тунгусы указали казакам соленые копья по реке Тасеевой. В 1657г. промысловый человек Алексей Жилин обнаружил на месте будущего поселка Слюдрудник большое месторождение слюды. Ему было разрешено продолжать разведку и разработку слюды без уплаты налогов в казну. В 1659г. Жилину разрешили «Ломать» слюду на реке Тасеевой с уплатой в государственную казну каждого десятого пуда добытой слюды. С 1660г. по 1663г. было добыто 308 пудов слюды. До 50 годов здесь девствовала слюдяная фабрика.
В середине 17 в. была основана деревня Кондаки, а в 1657г. – Слюдрудник. Известно, что братья Жилины и Федорцов из Енисейска в 1641г. на притоке р. Тасеевой, Усолки, основали солеварню, а игумен Спасского монастыря добыли в 1648г. отводы на реке Тасеевой угодий для «Пропитания» монастырской братии.
В 1667 – 1669гг. в бассейне нижней Ангары было построено три острожка, прикрывавших от кыргызских набегов. Один из них был поставлен на Тасеево.
Из рапорта сына боярского Н. Хворова в Тобольск в 1668г., узнаем что «… енисейские служивые люди, как и монастырские крестьяне и посадский человек Иван Соловар по Тасеевой и по Усолки пашни на себя пашут и соль варят, и слюду капают, и железо делают».
Когда именно возникло село Михалево мне так и не удалось узнать. Можно только сделать предположение. Так, в книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии» изданной в 1916г., указывается, что церковный приход в Михалево был открыт в 1770г. Т.е. уже в 18 в. село существовало. В книге известного Красноярского краеведа Г.Ф. Быконя «История Приенисейского края. XVII – первая половина XIX века». Среди списка населенных мест края возникших в XVII в. указано и Михалево, возникшая в 30-40-е годы XVII в. В книге «Красноярье: пять веков истории» есть следующие строки: «Из таких заимок, основанных где-то в 1630-1640-х гг., в последствии развивались деревни Ерыкалово, Ожегово, Подтесов остров, Баженова, Сургутское, Михалево. Конечно, информации крайне мало, но это не мешает назвать хотя бы предположительную дату основания с. Михалево — XVII век. Во всяком случае, к этому времени, как мы уже убедились, берега реки Тасеевой активно осваивались, имелись поселки. Тогда можно говорить об этом селе как одном из старейших не только в районе, но и в нашем крае.
В 1770г. в Михалево был открыт Михалевский Николаевский приход. Свое название приход получил от И.П. Михалева – отставного поручика, в последствии ставшим воеводой в одном из сибирских городов. С помощью И.П. Михалева и была, в Михалево выстроена первая, деревянная церковь. Когда в 1775г. она сгорела, он на свои средства выстроил каменную. Причем новый Михалевский храм стоял на 5 верст выше того места, где стоял первый деревянный храм.
Люди жившие когда-то в Михалево, но сами уже церкви не заставшие, рассказывают, что их родители, вспоминая о церкви описывали ее, как очень красивую, звон колокола разносился на многие километры вокруг. Церковь стояла на возвышенном, красивом месте, на берегу Тасеевой.
К Михалевскому Николаевскому приходу относилось 4 деревни: Кандаки, Кулаково, Устье и Нижнее. Сама церковь была посвящена Святому Николаю. Храм два раза подвергался пожару, и один раз заливало его водою так, что престол и жертвенник сносило с места. При церкви имелась библиотека. Особым почитанием в приходе пользовался образ Святителя Николая Чудотворца. По преданию, образ этого Святого появился на реке напротив того места, где в последствии и была выстроена церковь. Ежегодно в декабре Михалево стекались богомольцы приходящих сюда для поклонения иконам и служению молебны Святителю Николаю.
В 1884г. в приходе была открыта церковная школа, помещавшаяся в старом деревянном доме, в ней обучалось до 14 человек. Имелось общество попечения о раненых войнах и их семьях, и школьное попечительство.
В храме служил священник и псаломщик, получавший 600 и 225 рублей жалования соответственно.
При церкви имелась 32 десятины сенокосной земли (это территория от речки Осетровой до речки Щучьей) которая давала приходу в начале 20 в. доход в 40 рублей.
В 1930 годах 20 в. храм в селе Михалево был взорван и неудивительно – в 1929г. из Москвы на места было отправлено специальные указание. Согласно ему все религиозные организации объявлялись легально действующей «Контрреволюционной силой».
Началось повальное закрытие церквей. Если в 1928г. Русская православная церковь имела свыше 30тыс. церковных приходов, то к 1939г. во всей стране осталось около 100 действующих храмов. Церковные здания или разрушались или использовались под мастерские, склады, клубы. Тысячами сжигались иконы, древние богослужебные книги. Священнослужителей арестовывали, ссылали, заключали в лагеря, расстреливали.
Но все равно, по переписи 1937г., в которую был включен и вопрос о религиозных убеждениях, показало, что 2/3 сельского населения продолжают считать себя верующими.
Сельский совет в 30-х 20 в. годах продал здание церкви Слюдрудник, очевидно, для того чтобы использовать кирпич церкви для какого-то строительства. Однако, церковь была построена хорошо, из широкого кирпича, для скрепления которого использовали состав куда были добавлены для большей прочности куриные яйца и поэтому церковь взрывали два раза, так как первый раз ничего не получилось.
Некоторые иконы из церкви смогли унести некоторые жители. Иконы прятали, иногда даже закапывали в землю, — подальше от глаз. Что стало с библиотекой при церкви — не известно.
Сейчас на месте церкви – груды кирпича, над которой кто-то установил крест.
По данным 1916г. в Михалево проживало 853 человека (из них 442 мужского и 412 женского пола). Население состояло в основном из крестьян выходцев Пермского края и эвенков, которые занимались земледелием, охотой, рыболовством и извозом.
Как утверждал «Сибирский сборник» изданный в 1901г. «Во всех деревнях Приангарского края лето, период усиленного тяжелого труда… Сенокос начинается с Петрова дня, но приготовление к нему идут чуть не с первых чисел июня…. Около Петрова дня начинается охота на лесную и водяную дичь…. На сохатого делают ямы. Они существуют положительно во всех деревнях Приангарского края».
Годы гражданской войны затронули и Михалево. В село входило в территорию Тассеевской республики, с которой упорно боролись белогвардейцы.
В селе тоже бывали «белые» и «красные». Как ни странно, именно белогвардейцы убили священника местной церкви. Как рассказывают, старожилы по каким-то причинам он поддерживал «красных». Очевидно, за это его и еще 5 человек повели на расстрел. Но он как-то смог вырваться и буквально кубарем, с высокого берега скатился в реку и пытался в плавь
скрыться от своих убийц. В него стреляли и ранили. После этого вытащили на берег и уже здесь добили.
Еще один случай – жителю Михалева «белые» приказали отвести их в Новосельцево, угрожая в противном случае расстрелом. Ему ни чего не оставалось, как выполнить приказания. Но когда они добрались до пункта назначения, оказалось, что это село уже занято «красными» которые тут же повязали «белых».
«Красные» предложили белогвардейскому офицеру сотрудничать с ними, но тот отказался сотрудничать с ними, и его просто утопили в проруби.
В 30 годах в селе имелись школа, где обучали до 4 класса, клуб где проводились танцы под гармонь, колхозные собрания, праздники и местными жителями ставились спектакли.
Здание клуба было не большое, состояло только из зала и сцены.
Михалево относилось к сельсовету центр которого находился в деревне Средней. На шесть деревень там был всего один участковый.
В школе, в одном кабинете занимались сразу несколько классов. Удалось узнать имена некоторых преподавателей этой школы – Мария Филиповна Якубова, Григорий Николаевич Аверкин (родом из Михалево).
Была медсестра, принимавшая у себя на дому.
В селе было две улицы, количество домов – более 50.
Численность населения примерно 150-200 человек.
В селе был свой колхоз под названием «Белка».
Население села было занято на работе в поле5(сеяли пшеницу, рожь), животноводством (был скотный двор где содержали свиней и коров).
В нескольких километрах от села находилась пасека, где с 30-х годов. работал Д.И. Иванов. За хороший добросовестный труд он пользовался уважением и был известен не только в селе. В 1944г. он выезжал на сельскохозяйственную выставку в Тасеево, в 1954г. принимал участие в сельскохозяйственной выставке в Москве, а в ноябре 1945г. лично из рук М.И. Калинина председателя Президиума Верховного Совета СССР получил орден Трудовой Славы.
В годы войны большая часть мужчин ушла на фронт. Многие из них домой так и не вернулись.
Все тяжелые работы легли на плечи тех, кто остался – подростков, женщин, стариков. Им приходилось пахать, сеять, собирать урожай, ухаживать за животными, заготавливать лес.
После окончания войны население села уменьшилось, он стал пустеть. Многие стали разъезжаться в соседние села – Никольск, Устье, Слюдрудник.
Окончательно село исчезло в 50-е годы 20 в.
Конечно, многое нуждается в уточнении и дополнении. Я и дальше буду продолжать работу по составлению как можно более полной истории Михалево. Обращаюсь к тем кто когда то жил в этом селе – если есть возможность поделитесь своими воспоминаниями и копиями фотографий, различных документов так или иначе связанных с этой темой.
Адрес: 663422 п. Машуковка, ул. Школьная 55, МОУ Машуковская СОШ, объединение «Юный краевед».
Благодарю за помощь В.И.Спирину и С.П.Михалева.
Список использованной литературы
-
Ангарский рабочий от 30 июля 2005г., 01 августа 1996г.
-
И.И. Долуцкий «Отечественная история 20 в.» М., Мнемозина 1998г.
-
«Краткое описание приходов Енисейской епархии». Репринтное воспроизведение 1916г. Красноярск КО РФК ХТО «Краевед» 1995г.
-
Г.И. Иванов «Тасеевская республика 1918-20гг.» К., 1964г.
-
Памятники истории и культуры Красноярского края К., 1995г.
-
Арктика – мой дом. Народы севера земли. М, Северные просторы 1999г.
-
Красноярье: пять веков истории. К., Платина 2005г.
-
Г.Ф. Быконя «История Приенисейского края». 17-1я половина 19 в. К., Горница 1997г.
-
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. «История России 20-начало 21в.» М., Просвещение 2005г.
-
А.П. Степанов «Енисейская губерния» К., Горница 1997г.
МОУ Машуковская СОШ
Научно-исследовательская работа на тему:
«История села Михалево».
Выполнила:
Ветошко Л.
ученица 9 кл.
Руководитель:
Захарцов М.Г.
Учитель истории,
Педагог дополнительного
образования
Юный краевед 2006г.