«Согласовано» Руководитель МО _____________/Бедряева В.В./ ФИО Протокол № 1 от «27» августа 2014 г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя МОУ «СОШ № 1 г.Калининска Саратовской области» _____________/Щербакова С.Н./ ФИО «28» августа 2014 г.
| «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ №1 г.Калининска Саратовской области» _____________/Фирсунин М.А./ ФИО Приказ № 188-ос от «29» августа 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Магадеева Ильяса Фаватовича учителя истории и обществознания
Элективный курс по предпрофильной подготовке в 8 а,б и 9 а,б классах по истории
«ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
на 2014/2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2014 г.
Пояснительная записка
-
Рабочая программа составлена на основе :
авторской программы Дунаевой Н.А. учителя истории МОУ «СОШ № 50 г. Саратова»
-
Общее количество часов по программе – 12;
количество часов по рабочей программе — 10
-
Цели и задачи курса :
«Судьбы народа сокрыта в его истории», — говорил замечательный русский философ Иван Ильин. Невозможно понять судьбу России, если не учитывать, что две трети всей истории она воевала. Каждый век нашей истории, начиная с XIII в. – это одно или два больших нашествия. В XIII веке монголы и крестоносцы, в ХIV веке Мамай, в ХV – Ахмат, в ХVI веке крымский хан и Стефан Баторий во время Ливонской войны, в ХХ веке – дне страшные войны с Германией.
В этих условиях роль в русской истории армии, полководцев, защищавших Отечество, трудно переоценить. Дни воинской славы России отмечаются в нашей стране как государственные памятные дни, посвященные нашим предкам , в жестоких боях отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Как заметил В.О. Ключевский, «История никого ничему не учит, но жестоко спрашивает за невыученные уроки».
Целью данного курса является:
-
формирование интереса к героическому прошлому нашей Родины, углубление чувства патриотизма и уважения ко всем народам;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
-
расширить объем глубину знаний учащихся;
-
предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к знанию военного искусства, героическому прошлому
-
вызвать стремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.
Методические рекомендации.
Курс рассчитан на 12 часов, но исходя из особенностей учебного плана 8-х и 9-х классов, календарно-тематическое планирование было составлено из расчета 10 часов. Включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя лекцию с элементами проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к творческой деятельности. Практические и семинарские направлены на выработку учащихся навыков работы с исторической, библиографической литературой, картами, атласом, схемами.
-
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должны знать:
-
предпосылки и причины изучаемых событий;
-
основное содержание этих событий;
-
альтернативы их развития;
-
оценить роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса;
Учащийся должны уметь:
-
выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий;
-
работать с различными видами исторических источников;
-
критически анализировать полученную историко-социальную информацию;
-
сравнивать различные взгляды и различные источники: от документов до свидетельств очевидцев;
-
аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам;
-
определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности
-
составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию через анкетирование и интервьюирование.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Элективный курс по истории России играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
— анализ исторической литературы и исторических источников;
— эвристическая беседа;
— лекция;
— дискуссия (дебаты);
— подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
— «мозговой штурм» и др.
Календарно – тематическое планирование
элективного курса по обществознанию
Классы 8 А,Б 9 А, Б
Учитель Магадеев И. Ф.
Количество часов — 10
Всего __10 час;.
Планирование составлено на основе авторской программы Дунаевой Н.А., учителя истории
МОУ «СОШ № 50 г .Саратова»
.
Дата | Тема урока | Элементы содержания. | Основные понятия термины | Подготовка к экзамену | Д/З | ИКТ | Примечания. | ||||||||
План | Факт | ||||||||||||||
8А | 8Б | 9А | 9Б | 8А | 8Б | 9А | 9Б | ||||||||
1 | 5.09.14 | 3.09.14 |
|
|
|
|
|
| Введение. Ледовое побоище | Война как часть истории нашего государства. Александр Невский Ледовое побоище | Крестоносцы Ополчение Побоище «Свинья» |
| лекция | Презентация |
|
2 | 12.09.14 | 10.09.14 |
|
|
|
|
|
| Куликовская битва | Дмитрий Донской Куликовская битва Историческое значение битвы для дальнейшей судьбы государства. | Иго, ярлык, выход, ополчение, Куликово поле | Решение тестов в формате ГИА | лекция составление плана -схемы | Презентация |
|
3 | 19.09.14 | 17.09.14 |
|
|
|
|
|
| Освобождение Москвы | Самозванцы. Первое ополчение Второе ополчение Роль народы в военной истории России 4 ноября – день Освобождение Москвы | Самозванцы, интервенция, ополчение, Совет всея Земли |
| лекция
| Презентация |
|
4 | 26.09.14 | 24.09.14 |
|
|
|
|
|
| Полтавская битва | Петр I. Северная война. Полтава. Историческое значение битвы в ходе войны | Рекруты «Матерь Полтавской битвы»
|
| лекция составление исторического портрета | Презентация |
|
5 | 3.10.14 | 1.10.14 |
|
|
|
|
|
| Гангутское сражение | Создание флота в России Первые победы на Балтике. | Флот
| Решение тестов в формате ГИА | лекция | Презентация |
|
6 | 10.10.14 | 8.10.14 |
|
|
|
|
|
| Штурм Измаила | Выход к Черному морю – стратегическая задача России на юге. Русско-турецкие войны. Суворов А.В. | Осада, штурм ученье |
| анализ исторического источника, эссе | Презентация |
|
7
| 17.10.14 | 15.10.14 |
|
|
|
|
|
| Бородинское сражение Синопское сражение | Отечественная война 1812. Бородино. Кто победил? Кутузов М.И. Ход сражения Адмирал Нахимов | Редуты, флеши, драгуны Эскадра Османская империя Линейное построение | Решение тестов в формате ГИА | Подготовка заданий для викторины «Кто есть кто?» лекция | Презентация
|
|
8 | 24.10.14 | 22.10.14 |
|
|
|
|
|
| Начало контрнаступления советских войск под Москвой Победа в Сталинградской битве | Начало войны Силы сторон Боевые действия Итоги и значение сражение под Москвой Приказ № 227 Операция «Уран» Начало перелома в ходе войны | Операция «Тайфун» Операция «Барбаросса» «Генерал Мороз» Добровольцы — ополченцы «котел»
| Решение тестов в формате ГИА | лекция Написание исторического портрета
| Презентация
|
|
9 | 31.10.14 | 29.10.14 |
|
|
|
|
|
| Курская битва | Операция «Цитадель» Сражение под Прохоровкой Операция «Кутузов» Операция «Суворов» | Танковое сражение, Гвардия Салют
| Решение тестов в формате ГИА | анализ исторического источника, эссе | Презентация |
|
10 | 14.11.14 | 12.11.14 |
|
|
|
|
|
| Снятие блокады Ленинграда | Хроника событий День за днем в городе «Дорога жизни» Город-герой Итоговое повторение | «Дорога жизни» Блокада
|
| Лекция Историческая викторина | Презентация |
|
Литература
-
Аммон Г.А. Морские памятные даты.
-
Борисов. Н.С. Русские полководцы XIII — XVI в.в. – М., 1993.
-
Великая отечественная Война Советского Союза 1941-1945 год Краткая история. – М., 1984.
-
Дни Воинской славы. Учебное пособие для студентов неисторических факультетов.
-
Дорогой мужества. Сост. Кузнецов В.А., Иванов А.Т.
-
Карамзин Н.М. Предание веков: сказание, легенды, рассказы, из «Истории государства Российского».
-
Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: материалы юбилейной конференции.
-
Павленко И.И., Артамонов В.А. 27 июня 1709 года (Полтавская бита).
-
Скрынников Ф.Т. На страже Московских рубежей (XV—XVII в.в.). – М., 1986.
-
Троицкий Н.А. 1812 Великий год России. – М., 1988.
-
Федотов Г.П. Святые Древней Руси.
-
Энциклопедия для детей История России XX век.