Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?».
Тип урока: урок закрепления пройденных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать названия одушевленных и неодушевленных предметов и правильно задавать вопросы к ним.
Метапредметные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы (П); развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Р); строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре (К).
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Образовательная программа: «Школа 2100».
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Учебник «Русский язык»- 2класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина.
3.Схемы — опоры.
4.Карточки с заданием для групповой работы.
5.Рабочие тетради учащихся.
Основные этапы урока:
1. Установка психологического комфорта.
2. Актуализация знаний.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
4. Минутка чистописания.
5.Развитие умений — применение знания.
а) работа в паре
б) работа в группах
6.Итог.
7.Домашнее задание.
8.Рефлексия.
9.Самооценка
Ход урока
1. Установка психологического комфорта.
— Дети, вам тепло? да
— В классе светло? да
— Прозвенел уже звонок? да
— Уже закончился урок? нет
— Только начался урок? да
— Хотите учиться? да
-Хотите успеха добиться? да
— Значит можно всем садиться.
2. Актуализация знаний.
-А что для этого нужно, чтобы добиться УСПЕХА?
(трудиться: отвечать, активно работать, внимательно слушать и т.д.)
— Что вы видите? Найдите их и поставьте к ним вопросы.
лисардтодругбтзвцстолвыкошкац (на доске)
(дети выходят к доске и обводят слова)
(лиса, друг, стол, кошка)
-КАКОЕ СЛОВО «ЛИШНЕЕ»? Почему?
-А какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
-А как будут называться оставшиеся слова? Почему?
-Что мы искали сейчас?
(слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?; называются одуш. и неодуш.)
СХЕМА — ОПОРА
слова
кто? что?
одуш. предметы неодуш.предметы
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
-
Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
(Ставить вопросы к словам. Распознавать: одуш. и неодуш. слова.)
-
Кто сформулирует ТЕМУ урока?
(Слова, которые отвечают на вопрос КТО? и ЧТО?)
-
Составим план урока. СЛАЙД
1.Ставить вопросы к словам- предметам. ( тема, план)
2.Распознавать: одуш. и неодуш. слова – предметы.
— Открываем тетради.
-Что надо записать? (число)
-Какую запись должны сделать дальше? (классная работа)
-Какие «опасные места» обозначили?
4. Минутка чистописания.
-А чтобы узнать, какую букву будем тренироваться писать, надо выполнить задание.
—Подскажите, как вы должны поработать, чтобы выполнить это задание.
( памятка работы с текстом)
прочитать – понять
найти главные (опорные) слова
соединить их
кратко и точно отразить содержание
-Посмотрите на слайд и назовите, что это. Т
-Что нужно сделать, чтобы доказать? (прочитать)
-
Давайте докажем. СХЕМА-ОПОРА
текст (о Москве) СЛАЙД о тексте
Москва – столица нашей родины России. Москва – город древний. В Москве много памятных мест. Много гостей принимают каждый день москвичи.
-О чём нам хотел сказать автор?
— Какова тема текста?
— Как бы вы озаглавили текст?
— Какое слово встречалось в каждом предложении? С какой буквы оно написано? Почему?
— Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания?
(буква Мм)
— Какой звук обозначает буква м? (согласный, звонкий, непарный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)
-Ребята, всё ли готово к минутке чистописания?
-
Пальчиковая гимнастика.
—Для того, чтобы работа в тетради была выполнена каллиграфически, разбудим наши пальчики, настроим их на красивое письмо.
Утро настало. Солнышко встало,
Эй, брат Федот, разбуди соседа!
Привет, Большак!
Привет, Указка!
Привет, Серёдка!
Привет, Сиротка!
И Ты, крошка — Митрошка!
Привет, ладошка!
-Все проснулись и потянулись
(объяснение написания буквы Мм) СЛАЙД
Мм Мм ….
(Заглавная М, строчная м)
— Напишите начатый ряд букв.
-С каким новым словарным словом мы познакомились в этом тексте?
-Назовите однокоренные слова к слову Москва (москвичи, москвичка, московский)
-На какой вопрос отвечают 2 и 3слова?
-Как называются такие слова? (одуш.)
-А первое? Почему?
-Какое слово «лишнее«? Почему?
Самооценка.
— Оцените свою работу в паре по шкале «Успеха», подчеркните самое красивое буквосочетание.
-Для чего мы выполняли эту работу?
(чтобы каллиграфически и аккуратно писать)
5. Развитие умений – применение знания.
а)- Откройте учебники на стр. 44, №50. Прочитайте 1 часть задания про себя и скажите, что необходимо сделать?
-У кого возникли вопросы?
-Проговорите друг другу, как поняли.
-Озвучьте задание, которое относится к теме нашего урока.
-Обозначьте цифрами 1 и 2 над словом.
—Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос: КТО?
—Прочитайте слова, к которым вы задали вопрос: ЧТО?
-
Выполняем самостоятельно по вариантам.
-
Проверю, какие вы внимательные.
(взаимопроверка в парах, оценивание по шкале» Успеха») СЛАЙД
— Кто выполнил всё без ошибок?
-У кого есть неточности?
-Какие дадим рекомендации?
-Назовите слово, которое нам уже сегодня встречалось в тексте? Россия
Физминутка
— А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?
— Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы приседаете, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? встаёте на носочки, руки вытягиваете над головой.
Москва, москвичка, москвич, Россия, россияне, российский.
— На какие группы можно разбить слова?
(слова, отвечающие на вопросы кто? и слова, отвечающие на вопросы что?)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)
— Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? (люди и животные)
— Как называются слова, отвечающие на вопросы что? (неодушевлённые)
— Что отнесём в группу неодушевлённых предметов? (все остальные предметы, которые не являются людьми и животными)
—Какое слово оказалось «лишним»? Почему?
— Понравилось играть в группы слов?!
б) РАБОТА В ГРУППАХ:
-В какое время года вам нравится наша родина Россия? Почему?
-Я раскрою секрет, что мне она нравится осенью. Почему? СЛАЙД
-Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. (об осени)
-
На листочках раздаётся текст с заданием.
-Чтобы правильно поработать, что нам нужно помнить?
(обратиться к памятке)
-
Прочитайте. Восстановите текст, используя слова для справок.
Наступила (что?) ………… . Жёлтые яркие (что?) ……………….
укрыли землю. Вот (кто?) …………………. прыгает с ветки на ветку.
А (кто?) ……………. … стучит по верхушке дерева.
Хорош (что?) ……… осенью.
Слова для справок: осень, листья, белка, дятел, лес
1группа: Что написано на карточке? (текст или набор предложений)
2группа: Что общего с картиной?
3группа: Озаглавьте текст.
-Проверим, какой текст у нас получился.
(читают по «цепочке» по предложению)
ВЫВОД: Назовите слова, которые отвечают на вопрос КТО?
-Кого называют слова, которые отвечают на вопрос кто?
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
-Оцените свою работу в группе.
6.Итог.
-Какие слова входят в группу одушевлённых? (названия людей и животных)
-А какие – неодушевлённых? (все остальные предметы)
-Для чего нам нужны эти знания? Всё ли мы знаем о словах- предметах?
7. Домашнее задание.
В Рабочей тетради: тема №4, с.19
8. Рефлексия. Самооценивание.
-С каким настроением заканчивается наш урок?
-Кому бы вы сегодня поставили отметку за урок?
(дети прикрепляют на доску свои знаки)
? – если не всё понятно, необходима помощь учителя
. – если всё понятно
! – если всё понял, было интересно