Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 г.Оленегорска Мурманской области
Рабочая программа по истории (11 класс)
Разработала: учитель истории
Холзакова Марина Игоревна
г. Оленегорск, 2012 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 11 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» . Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В рабочей программе нашли отражение все изменения по исключенному для изучения материалу и введенному для изучения впервые, внесены дополнения к установленной форме плана в виде перечня понятий, отрабатываемых на уроках.
Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через элективный курс, подготовка к участию в олимпиадах разных уровнях.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
-
формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
-
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
-
Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
-
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
-
подготовка к участию в олимпиадах.
Задачи курса:
-
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
-
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
-
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
-
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
В результате изучения истории ученики 11 класса должны
-
Называть:
— даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
— основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
— место, обстоятельства, участников событий;
— крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
— основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
— выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
— известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
— территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
— промышленные центры, крупнейшие стройки;
— места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
— зданий, технических сооружений, машин;
— предметов быта;
— памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
— изменения политического строя России в ХХ в.;
— внутренней и внешней политики;
— модернизации, индустриализации;
— соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления;
— развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
— политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
— экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
— развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
— определять причины и следствия важнейших исторических событий;
— внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление, выявлять общность и различия сравниваемых событий и явлений; объяснять значение понятий, цели и задачи государственных и общественных деятелей;
14. Сравнивать:
— развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
— темпы и характер модернизации в России и других странах;
— группировать исторические явления и события по заданному признаку;
— политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
— российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
— Гражданской войны;
— прихода большевиков к власти;
— установления однопартийной системы;
В результате изучения истории родного края ученик должен знать, понимать:
приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера реформ и революций, внешнеполитических событий и войн;
знать историю своей семьи, города, области , края;
особенностей исторического прошлого края, сохранившихся памятников, раскрывать прошлое края;
раскрывать и обосновывать личную позицию по отношению к рассматриваемым событиям и явлениям, действиям тех или иных лиц, деятельности организаций.
Содержание учебного материала
Название темы | Содержание темы | Кол-во часов | |
1 | ГЛАВА I. Российская империя и Мир накануне Первой Мировой войны. | Введение. Россия и мир в конце 19 –начале 20 века. Особенности изучения. Международные отношения начале в 20 века. Нарушение европейского баланса. Россия в начале 20 века: особенности социально-экономического и политического развития. Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 1904-1905. Первая русская революция 1905-1907. Общественно-политическое развитие России. Формирование многопартийности. Западная Европа в начале 20 века. Третьеиюньская монархия. Реформа П.А. Столыпина: цели, ход, итоги. Серебряный век русской культуры: философия, литература, искусство. Россия и мир накануне Первой мировой войны. | 11 |
2 | ГЛАВА II. Россия и Мир в годы революций. | Послевоенное устройство мира. Появление новых государств. Революционные события в России: от февраля к октябрю 1917. Октябрьская революция и становление советской власти. Октябрьская революция и мировое сообщество. Гражданская война: белые и красные, причины войны, этапы, формирование основных фронтов.. Причины победы большевиков. | 5 |
3 | ГЛАВА III. Советское государство и общество, ведущие страны мира в 1920-1930 гг. | Новая экономическая политика: основные элементы. Последствия. Духовная жизнь в СССР в 20-егг. Мировой экономический кризис: причины, ход, значение. Страны Европы: поиски выхода из кризиса. Экономическая модернизация в СССР: коллективизация и ее итоги. Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом. Общественно – политический выбор ведущих стран. Духовная жизнь в советском обществе в 30-егг. Международные отношения СССР в 30-егг. Страны «Третьего мира» в период между мировыми войнами. Культура и наука в первой половине XX века. СССР в 1939 – 1941 гг. Мир накануне второй мировой войны. | 13 |
4 | ГЛАВА IV. Вторая мировая и Великая отечественная войны. | Начальный период второй мировой войны: сентябрь 1939-июнь 1941г. Начальный период великой отечественной войны: июнь1941- ноябрь 1942г. Коренной перелом в годы войны: ноябрь 1942- 1943. Формирование антигитлеровской коалиции. Завершающий этап отечественной войны: 1944-1945гг. Заключительный этап второй мировой войны: борьба с Японией. Международные конференции в годы войны и их значение. Итоги и уроки войны. Масштабы трагедии. Общемировой характер войны. | 9 |
5 | ГЛАВА V. Советский Союз и Мир в послевоенные годы 1945-1964 гг. | Мирное урегулирование после войны. Начало противостояния. Начало холодной войны. Этапы. Выбор политического курса. Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период. (1945-1953г). Политическое развитие СССР в послевоенный период: апогей сталинизма. Советское общество: ожидание перемен. Послевоенные репрессии. Духовная жизнь СССР. Оттепель. | 7 |
6 | ГЛАВА VI. СССР в годы «Коллективного руководства». Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940 – 1990 – х гг. | Экономическое развитие СССР: реформы и их итоги. Внешняя политика: период разрядки середина 60-х — начало 80-х годов XX века. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940 – 1990 – х гг. Углубление кризисных явлений в СССР. Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940 – первой половине 1980 – х гг. Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократии. Духовная жизнь в СССР в середине 60-х начале 80-х годов. Диссиденты. Начало политических и экономических реформ в СССР.(1985-1987). Перестройка. Развитие гласности и демократии в СССР. Политика «нового мышления» в международных отношенияхв80-е – 90-е годы. Кризис и распад СССР (1980-1991). | 12 |
7 | ГЛАВА VII. Перестройка и распад Советского общества. Россия и Мир на рубеже XX – XXI вв. | Страны Азии и Африки во второй половине XX века. Страны Латинской Америки во второй половине XX века. Экономическое развитие СССР в конце 80-х – начале 90-х годов. Новый политический режим. Выборы 1993. Новая конституция. Россия в XXI веке. Научно-техническая революция и её социально-экономические итоги к началу XXI века. Международные отношения: перезагрузка. Международный терроризм и методы борьбы с ним. | 11 |
Контрольные работы проводятся по следующим темам:
Контрольная работа №1 «Россия и мир в начале XX века»;
Контрольная работа №2 «Мир между двумя мировыми войнами»;
Контрольная работа №3 «Великая отечественная и вторая мировая войны»;
Контрольная работа №4 «СССР и Европа в середине 40-х начале 60-х годов XX века»;
Контрольная работа №5 «СССР в середине 60-х начале 90-х годов»;
Контрольная работа №6 «Россия и мир в конце XX – начале XXI века».
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем, впервые введенных в программу:
-
А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев «Всеобщая история Новейшая история» 11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
-
Данилов А. А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Р XX века». — М.: Просвещение, 2004.
-
Методические рекомендации к учебнику «История Отечества XX век» / Е. Е. Вязе О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2000.
-
Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев Дрофа, 2003.
-
Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. — М.: Материк — Альфа, 2005.
-
Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. — М.: Владос, 20»
-
«Материалы ЕГЭ» — 2003-2006 годы.
-
Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров «История Отечества XX – начало XXI века». – М.: Русское слово, 2006.
-
Сороко-Цюпа О. С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран. XX — начало XXI в.: учебник. -«Просвещение, 2006.
-
Сороко-Цюпа О. С. Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. — М.: Просвещение 2005.
-
Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX — начало XXI в.». -Просвещение, 2006.
-
Карты периода новейшей истории.
-
Электронные средства обучения.
-
Карты изучаемого периода.
-
Электронные средства обучения.
-
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (68 часов).
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | |
ГЛАВА I. Российская империя и Мир накануне Первой Мировой войны. | ||||||
1 | Введение. Россия и мир в конце 19 –начале 20 века. Особенности изучения. | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с курсом Истории России XX — начала XXI вв., анализ учебного пособия. | Объяснить смысл терминов урока. Почему изучают историю. |
|
2 | Международные отношения начале в 20 века. Нарушение европейского баланса. | 1 | Комбинированный урок | Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Неравномерность экономического развития. Империи и империализм. Проблемы модернизации. | Объяснить смысл терминов урока. Умение анализировать изменения в международной обстановке, вести дискуссию. Знать основные направления внешней политики. |
|
3 | Россия в начале 20 века: особенности социально-экономического и политического развития. | 1 | Комбинированный урок | Российская экономика на рубеже веков. Роль государства в экономике, иностранный капитал. Противоречия между властью и обществом. Борьба в верхних эшелонах власти. Возникновение политических партий. | Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы. Излагать суждения о причинах изменения социальной и политической структуры общества. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников. |
|
4 | Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 1904-1905. Первая русская революция 1905-1907. | 1 | Комбинированный урок | Направления внешней политики России в начале века. Причины, ход, итоги русско-японской войны 1904-1905 гг. Ее последствия для внутреннего и внешнего развития Российского государства. Активизация легальной политической деятельности. | Анализировать политическую и социальную обстановку в стране. Характеризовать направления внешней политики. |
|
5 | Общественно-политическое развитие России. Формирование многопартийности. | 1 | Комбинированный урок | Противоречия между властью и обществом. Борьба в верхних эшелонах власти. Возникновение политических партий. | Излагать суждения о причинах изменения социальной и политической структуры общества. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников. |
|
6 | Западная Европа в начале 20 века. | 1 | Комбинированный урок | Демократизация, социалистические движения, рабочие движения. | Излагать суждения о причинах изменения социальной и политической структуры общества. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников. |
|
7 | Третьеиюньская монархия. Реформа П.А. Столыпина: цели, ход, итоги. | 1 | Комбинированный урок | Политическая программа Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910 г. | Называть причины и анализировать последствия преобразований Столыпина. Давать толкование понятиям: думская монархия, третьиюньская монархия, аграрная реформа, отруб, хутор, переселенческая программа. |
|
8 | Серебряный век русской культуры: философия, литература, искусство. | 1 | Комбинированный урок | Культура серебряного века. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Музеи. Научные открытия российских ученых. «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм — ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX—XX вв. | Рассказывать о новых веяниях и достижениях в литературе, искусстве, кино и театре. |
|
9 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. | 1 | Комбинированный урок | Россия в системе военно-политических союзов. Политика протекционизма. Происхождение первой мировой войны. | Анализировать отношение к войне представителей российского общества. Называть основные черты политики протекционизма. Называть причины происхождения Первой мировой войны. Уметь работать с историческим документом. |
|
10 | Война и общество. | 1 | Комбинированный урок | Международный кризис. 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание политических, социальных, экономических противоречий. | Рассказывать о причинах, ходе военных действий. Оценивать влияние войны на внутреннюю социально-экономическую и политическую обстановку. |
|
11 | Контрольная работа №1 «Россия и мир в начале XX века». | 1 | Урок проверки знаний |
| Произвести проверку знаний по главе «Россия и мир в начале XX века». |
|
ГЛАВА II. Россия и Мир в годы революций. | ||||||
12 | Послевоенное устройство мира. Появление новых государств. | 1 | Урок изучения нового материала | XX век — новая национальная история. Революции в Германии, Австро-Венгрии, России Особенности стабилизации. Последствия войны для внутреннего развития России. | Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события России с мировыми, знание событий Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. |
|
13 | Революционные события в России: от февраля к октябрю 1917. | 1 | Комбинированный урок | Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. | Называть причины Февральской революции. Высказывать свои суждения о возможных вариантах развития событий после Февраля 1917 г. |
|
14 | Октябрьская революция и становление советской власти. Октябрьская революция и мировое сообщество. | 1 | Комбинированный урок | Революция октября 1917 г. | Называть причины революции, рассказывать о ходе революции. |
|
15 | Гражданская война: белые и красные, причины войны, этапы, формирование основных фронтов.. Причины победы большевиков. | 1 | Комбинированный урок | Причины Гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия. Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад (обоих движений). Особенности каждого этапа. | Знать понятие «Гражданская война». Владеть показом по карте. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории. Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии). |
|
16 | Международные отношения в 20-егг. Раппальский договор. Коминтерн. | 1 | Комбинированный урок | План Дауэса. «Процветание» по-американски. Германия и Англия в стабилизации. Преодоление дипломатической изоляции. Соглашения со странами востока. Дипломатические конфликты с западными странами. | Умение анализировать изменения в международной обстановке, вести дискуссию. Знать основные направления внешней политики. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования). |
|
ГЛАВА III. Советское государство и общество, ведущие страны мира в 1920-1930 гг. | ||||||
17 | Новая экономическая политика: основные элементы. Последствия. | 1 | Урок изучения нового материала | План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа. | Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками. |
|
18 | Духовная жизнь в СССР в 20-егг. | 1 | Комбинированный урок | Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. Начало «Нового искус ства». | Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей. |
|
19 | Мировой экономический кризис: причины, ход, значение. | 1 | Комбинированный урок | Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы.
| Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия. |
|
20 | Страны Европы: поиски выхода из кризиса. | 1 | Комбинированный урок | «Новый курс» США -либерально-демократическая модель. Тоталитарная модель. Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании. | Анализировать особенности «нового курса» Ф.Рузвельта. Знание новых видов общественного движения в Европе. Фашизм. III рейх. |
|
21 | Экономическая модернизация в СССР: коллективизация и ее итоги. | 1 | Комбинированный урок | Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники индустриализации. Методы индустриализации. Цели, методы, результаты коллективизации. | Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализации. Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания. |
|
22 | Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом. | 1 | Комбинированный урок | Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом. | Знать основные положения репрессивной политики. Уметь характеризовать личность Сталина. |
|
23 | Общественно – политический выбор ведущих стран. | 1 | Комбинированный урок | Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. | Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско-Вашингтонской системы. |
|
24 | Духовная жизнь в советском обществе в 30-егг. | 1 | Комбинированный урок | Достижения науки и техники. Метод социалистического реализма. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. | Знать достижения культуры данного периода. Использовать знания для формирования собственных суждений о происшедших переменах. |
|
25 | Международные отношения СССР в 30-егг. | 1 | Комбинированный урок | Внешнеполитический курс в 20-30-е гг. Вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германский пакт 1939-1941 гг. | Владеть понятиями: полоса не признания и процесс признания СССР; Коминтерн и антифашистский фронт; Мюнхен 1938 г. |
|
26 | Страны «Третьего мира» в период между мировыми войнами. | 1 | Комбинированный урок | Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета. | Умение анализировать изменения в международной обстановке, вести дискуссию. |
|
27 | Культура и наука в первой половине XX века. | 1 | Комбинированный урок | Революция в естествознании. Теория Эйнштейна. Особенности художественной культуры. | Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему. |
|
28 | СССР в 1939 – 1941 гг. Мир накануне второй мировой войны. | 1 | Комбинированный урок | СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Причины и характер Второй мировой войны. | Уметь соотнести событие со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны. |
|
29 | Контрольная работа №2 «Мир между двумя мировыми войнами». | 1 | Урок проверки знаний |
| Произвести проверку знаний по главе «Мир между двумя мировыми войнами». |
|
ГЛАВА IV. Вторая мировая и Великая отечественная войны. | ||||||
30 | Начальный период второй мировой войны: сентябрь 1939-июнь 1941г. | 1 | Урок изучения нового материала | Периодизация, фронты. Великая Отечественная война — во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия. | Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной. |
|
31 | Начальный период великой отечественной войны: июнь1941- ноябрь 1942г. | 1 | Комбинированный урок | Нападение Германии. Провал «Молниеносной войны». | Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны. |
|
32 | Коренной перелом в годы войны: ноябрь 1942- 1943. | 1 | Комбинированный урок | Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны Тегеранская конференция. | Называть даты и основные события коренного перелома. Рассказывать об основных событиях второго периода войны, используя разные источники информации. |
|
33 | Формирование антигитлеровской коалиции. | 1 | Комбинированный урок | Формирование антигитлеровской коалиции. | Знать участников антигитлеровской коалиции. |
|
34 | Завершающий этап отечественной войны: 1944-1945гг. | 1 | Комбинированный урок | Военно-стратегическая обстановка к 1941 г. «10 сталинских» ударов по врагу. Берлинская операция. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. |
|
35 | Заключительный этап второй мировой войны: борьба с Японией. | 1 | Комбинированный урок | Военные действия против Японии. Итоги, последствия. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной. |
|
36 | Международные конференции в годы войны и их значение. | 1 | Комбинированный урок | Московская, Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. | Знать содержание программ конференций, планы сторон. Уметь делать выводы. |
|
37 | Итоги и уроки войны. Масштабы трагедии. Общемировой характер войны. | 1 | Комбинированный урок | Многонациональный советский народ на фронтах Великой отечественной войны. Национальные движения в годы войны. Советский тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой отечественной войны. Народы мира в годы войны. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. Владеть фактами великого подвига народа. Уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне. |
|
38 | Контрольная работа №3 «Великая отечественная и вторая мировая войны». | 1 | Урок проверки знаний |
| Произвести проверку знаний по главе «Великая отечественная и вторая мировая войны». |
|
ГЛАВА V. Советский Союз и Мир в послевоенные годы 1945-1964 гг. | ||||||
39 | Мирное урегулирование после войны. Начало противостояния. | 1 | Урок изучения нового материала | Разделение сфер влияния между мировыми державами. Начало «Холодной войны». | Понимать причины противостояния мировых держав. |
|
40 | Начало холодной войны. Этапы. Выбор политического курса. | 1 | Комбинированный урок | Причины и содержание «холодной войны». Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. | Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики. |
|
41 | Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период. (1945-1953г). | 1 | Комбинированный урок | Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления. | Экономические проблемы построения социализма в СССР. |
|
42 | Политическое развитие СССР в послевоенный период: апогей сталинизма. | 1 | Комбинированный урок | Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма». | Знать решение XX съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС. |
|
43 | Советское общество: ожидание перемен. Послевоенные репрессии. | 1 | Комбинированный урок | Духовная атмосфера в обществе после победы в Великой Отечественной войне. Идеологические кампании 40-50 гг. Новая волна репрессий. | Анализировать документы, формулировать выводы. |
|
44 | Духовная жизнь СССР. Оттепель. | 1 | Комбинированный урок | «Оттепель». Разоблачение «культа личности» Сталина. Принятие новой программы КПСС. Развитие науки и образования. Атомная энергетика. Космонавтика. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, кино и их роль в общественной жизни. | Рассказывать о преодоление сталинизма в литературе и в искусстве. Анализировать развитие науки и образования сравнивать научные достижения на Западе и в СССР. |
|
45 | Контрольная работа №4 «СССР и Европа в середине 40-х начале 60-х годов XX века». | 1 | Урок проверки знаний |
| Произвести проверку знаний по главе «СССР и Европа в середине 40-х начале 60-х годов XX века». |
|
ГЛАВА VI. СССР в годы «Коллективного руководства». Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940 – 1990 – х гг. | ||||||
46 | Экономическое развитие СССР: реформы и их итоги. | 1 | Урок изучения нового материала | Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва. Развитие промышленности. Аграрная реформа 1965. Реформы в промышленности, замыслы и результаты. | Объяснять причины, итоги нововведений в экономике. Давать собственные аргументированные суждения. Объяснять основные положения экономики «Развитого социализма». Давать собственные аргументированные суждения. |
|
47 | Внешняя политика: период разрядки середина 60-х — начало 80-х годов XX века. | 1 | Комбинированный урок | Отношения с западом. Региональные конфликты, Афганская война. «Доктрина Брежнева». | Особенности политики разрядки. Развитие умения работать с текстом учебника. |
|
48 | Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940 – 1990 – х гг. | 1 | Комбинированный урок | Послевоенный курс «мировая ответственность» принципы политики в 1945-1990 -е годы. Социальные политические программы. Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития. Социально-экономическая и политическая история XX в. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента. Юг — региональные проблемы Италии. Три периода истории Германии, особенности Италии. Соревнование двух систем в рамках одной страны. Трудности реинтеграции восточных земель. | Усвоение особенностей исторического пути США, ее роль в мировом масштабе. Представить результаты изучения в виде мини –проекта. Усвоить особенности исторического развития. Понимать проблемы «консервативной революции», «третьего пути» Т. Блэра. Уметь характеризовать особенности развития на разных исторических этапах республик во Франции и Италии. Установление причинно-следственных связей перемен в историческом развитии Германии XX в. (вторая половина). |
|
49 | Углубление кризисных явлений в СССР. | 1 | Комбинированный урок | Курс на перестройку. Конституция СССР. Кризис власти. | Знать основные положения конституции СССР. Знать основные понятия перестройки и ее лидеров. |
|
50 | Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940 – первой половине 1980 – х гг. | 1 | Комбинированный урок | Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований. | Знать понятие «Восточная Европа». Уметь анализировать виды социализма. |
|
51 | Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократии. | 1 | Комбинированный урок | Берлинская стена. Объединение Германии. Страны организации Варшавского договора. | Знать основные этапы объединения стран Восточной Европы. Кризис организации Варшавского договора. Уметь анализировать возникшую ситуацию. |
|
52 | Духовная жизнь в СССР в середине 60-х начале 80-х годов. Диссиденты. | 1 | Комбинированный урок | Политика гласности. Литература, кино, театр. Издержки гласности. | Знать основные понятия, основных, наиболее видных деятелей искусства. |
|
53 | Начало политических и экономических реформ в СССР.(1985-1987). Перестройка. | 1 | Комбинированный урок | «Кадровая революция», реформа 1988. Формирование многопартийности. Августовский кризис. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Переход к политике «перестройки». М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. | Излагать суждения о причинах изменения политической системы общества. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников Владеть знаниями по теме. Анализировать реформы, оценивать последствия их проведения. Уметь работать с историческими источниками, критически их анализировать. |
|
54 | Развитие гласности и демократии в СССР. | 1 | Комбинированный урок | Реформа политической системы. Президент СССР. Формирование политических партий, общественно-политических движений. Гласность. | Владеть материалом по теме. Участвовать в дискуссии. Определять свою позицию по отношению к явлениям современной жизни. |
|
55 | Политика «нового мышления» в международных отношенияхв80-е – 90-е годы. | 1 | Комбинированный урок | Мировые войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм. | Ориентироваться в направлениях деятельности Лиги наций и ООН. |
|
56 | Кризис и распад СССР (1980-1991). | 1 | Комбинированный урок | Август 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета РФ. Б. Н. Ельцин. Декларация о государственном суверенитете России. | Характеризовать изменения социальной системы общества. Проводить поиск информации в разных источниках. Участвовать в дискуссии по проблемам. |
|
57 | Контрольная работа №5 «СССР в середине 60-х начале 90-х годов». | 1 | Урок проверки знаний |
| Произвести проверку знаний по главе «СССР в середине 60-х начале 90-х годов». |
|
ГЛАВА VII. Перестройка и распад Советского общества. Россия и Мир на рубеже XX – XXI вв. | ||||||
58 | Страны Азии и Африки во второй половине XX века. | 1 | Урок изучения нового материала | Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индомусульман-ского, латиноамериканского и африканского регионов. Варианты выбора. | Овладение понятием «деколонизация». Знать особенностей проблемы «мирового юга». |
|
59 | Страны Латинской Америки во второй половине XX века. | 1 | Комбинированный урок | Проблемы выбора путей развития. Культурно- цивилизационные особенности латиноамериканского региона. | Овладение понятием «деколонизация». |
|
60 | Экономическое развитие СССР в конце 80-х – начале 90-х годов. | 1 | Комбинированный урок | От советской экономической системы к рынку. Экономические реформы 1992-1993 гг., приватизация. | Называть и анализировать программы перехода к рыночной экономике, оценивать их последствия. |
|
61 | Новый политический режим. Выборы 1993. Новая конституция. | 1 | Комбинированный урок | Конституция 1993 г. Выборы. | Знать основные положения конституции 1993 г. Уметь анализировать политическую ситуацию в стране. |
|
62 | Россия в XXI веке. | 1 | Комбинированный урок | Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Дефолт 1998 г. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. | Владеть знаниями по теме. Использовать знания для определения собственной позиции по вопросам современной истории. Критически анализировать источники информации, представлять результаты работы. |
|
63 | Внешняя политика демократической России. | 1 | Комбинированный урок | Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики. | Рассказывать о положении России в мире. Давать оценку развитию отношений России с другими странами. Знать основные направления внешней политики России. Критически анализировать источники информации, представлять результаты работы. |
|
64 | Научно-техническая революция и её социально-экономические итоги к началу XXI века. | 1 | Комбинированный урок | Россия в мировой экономике. Российское общество в условиях реформ. Культурная жизнь современной России. | Называть основные направления экономических преобразований. Анализировать итоги преобразований, представлять итоги работы. |
|
65 | Процессы глобализации в современном мире. | 1 | Комбинированный урок | Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм. | Ориентироваться в направлениях деятельности Лиги наций и ООН. |
|
66 | Международные отношения. Международный терроризм и методы борьбы с ним. | 1 | Комбинированный урок | Международные отношения в начале XXI века. Международный терроризм, теракты конца XX начала XXI века и методы борьбы с террористами. | Знать основные теракты. И уметь работать с документами по данной теме. |
|
67 | Контрольная работа №6 «Россия и мир в конце XX – начале XXI века». | 1 | Урок проверки знаний |
| Произвести проверку знаний по главе «Россия и мир в конце XX – начале XXI века». |
|
68 | Повторительно – обобщающий урок «Россия и мир в конце XX – начале XXI века». | 1 | Урок проверки знаний |
| Знать основные положения пройденных разделов. Уметь: — анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; — высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; — работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. |
|