Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с.Арзгир

Арзгирского района Ставропольского края

Программа элективного курса

«КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ».

10-11 класс

Социально-экономический профиль

подготовила

учитель истории, обществознания, МХК

Марюфич Татьяна Викторовна

Арзгир

2011

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С.АРЗГИР

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ № 1 с. Арзгир

_________________Н. Н. Палагута

Программа элективного курса

«КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ».

Общее количество часов — 68

Класс – 10 – 11 кл, социально-экономический профиль

Основания для разработки программы: Государственный стандарт общего образования по истории, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по истории, базисный учебный план, учебный план школы

Автор-составитель: Марюфич Татьяна Викторовна, учитель истории, обществознания, МХК, высшая квалификационная категория.

Рецензент: Масюкова Наталья Георгиевна, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО

АРЗГИР

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Глубокие социальные изменения, повсеместно происходящие в мире в начале XXI столетия, отражают переход к новому типу цивилизации, связанному с широким использованием новейших, в том числе информационных, технологий. В докладе Римского клуба 1991 года эти процессы были названы «первой глобальной революцией», которая « формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов…». На наших глазах видоизменяется система ценностей, что имеет подчас непредсказуемые последствия. Утрату ценностей (аномию) нередко ставят в разряд глобальных проблем, считая, что «затруднения человечества» во многом вызваны несовершенством поведения человека, его этических норм…»

Сегодня, в период перехода к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, особую остроту приобретает вопрос подготовки Человека, соответствующего этой новой культуре. В значительной степени само существование цивилизации зависит от процессов становления нового типа личности как системообразующего элемента общества.

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предложило не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Актуальность приобретают способы формирования и воспитания личности, способной интериозировать, воспроизводить и приращивать содержание культуры.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» поможет педагогу в решении этих проблем. Освоение курса позволит учащимся осознать истоки и проявление специфики различных сфер российской истории, постигнуть смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении, углубить и систематизировать знания по истории России, способствует реализации гуманитарного потенциала исторического образования.

Необходимость введения курса. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью становления ученика как субъекта российской культуры, но и предназначено в максимальной степени подготовить их к Единому государственному экзамену по истории. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по истории выявил факт дефицита знаний выпускников по «…целому блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры» (Отчет ФИПИ о результатах ЕГЭ по истории 2011 г, с.25). Разработка данной программы обусловлена запросами, как учителей истории восполнить пробелы в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» позволяет организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольно-измерительных материалов по истории на качественно новом уровне, и существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовно-культурного аспекта российской истории.

Место курса в образовательном процессе. Курс предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в третий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) и др.

Программа курса предполагает углубление содержания профильного курса по истории России; позволяет подготовиться к решению заданий по культуре России, включенным в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ по истории, на повышенном уровне; удовлетворяет познавательные и творческие интересы старшеклассников.

Предмет курса — отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества. Автор рассматривает культуру как несущую конструкцию, глубинную суть национальной истории.

Цель изучения курса — введение учащихся в мир русской культуры, создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организация условий для самостоятельного постижения старшеклассниками российских духовных ценностей.

Цель изучения курса связана с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базового курса и установления преемственности между базовым и элективным курсом.

Задачи преподавания курса:

  • формирование основ культурологического мышления;

  • развитие познавательного и креативного потенциала личности;

  • создание условия для живого общения учащихся с шедеврами русской культуры, обогащение их духовного мира через опыт поколений;

  • развивать понимание законов культуры, способность быть вдумчивым читателем, слушателем, зрителем, т.е. развивать способность и стремление воспринимать культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать определенную сумму знаний, раскрыть наиболее важные законы сложного процесса развития культуры.

Своеобразие предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.

Данная программа была разработана и апробирована как учебная модифицированная в МОУ СОШ № 1 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в течение 2 лет. При написании основной части программы использовались идеи изучения курса по истории русской культуры на профильном уровне Н. П. Берляковой, Е. Б. Фирсовой. Содержание разделов и методика преподавания курса планировались с применением материалов программ и учебников Л. А. Рапацкой «Русская художественная культура» (профильный уровень), Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», А. А. Аронова « Мировая художественная культура. Россия. Конец 19 — 20 век».

Содержание программы курса «Культурный аспект российской истории» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи. Это позволяет через знакомство с одним произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому при составлении программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждого периода российской истории.

Содержание и художественно – педагогическая идея отражают личностно-смысловую направленность курса, деятельностный характер обучения, направленных на формирование в процессе обучения общекультурной компетентности учащихся, что способствует самоидентификации и успешной социализации учащихся.

Программа рассчитана на 2 года обучения (10 — 11 класс) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Структурно курс построен по хронологически-проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России. Логика исторического линейного развития – от культуры Древней Руси до культуры современной России – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» культуры при сохранении единства культурных ареалов.

Предлагаемый курс основан на взаимодействии гуманистического, ценностного, культурологического, деятельностного, историко-проблемного подходов. Синтез данных подходов основан на их совместимости, непротиворечивости позиций. Подходы отражают гуманистическую направленность образования, характеризуют личностно-ориентированную специфику обучения.

Программа данного элективного курса осуществляет следующие функции:

Компенсаторную (формирует необходимый запас знаний, умений, опыта);

Трансляционную (поддерживает непрерывность в исторической пространстве, преемственность культурной системы, передает из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее образцы культурного поведения, которые прошли длительную апробацию, приобрели ценностную окраску и объективно отвечают потребностям общества);

Персоналистическую (обеспечивает понимание собственной уникальности, настраивает на позитивно-критическое мышление, закладывает основы для осуществления продуктивной рефлексивной деятельности и личностного выбора человека, согласования его собственного поведения с социальными нормами);

Созидательную (создает условия для самореализации, самовыражения, саморазвития личности, для выработки инновационных типов поведения на основе усвоенных образцов).

Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно — деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне. Значительное место в программе отведено современной российской культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального культурного развития и будущей профессии, успешное прохождение итоговой аттестации по истории в формате ЕГЭ.

Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней  информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. В программе спроектированы уроки, которые косвенно проектируют развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче (смысловой доминанте). Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков данного курса: погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. В данном курсе предлагаются следующие типы уроков: урок «образ – модель», урок «исследование», урок «созерцание», урок «тренинг», урок «панорама». Гибкое соотношение типа урока и поставленной смысловой доминанты доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческую активность учащихся.

В процессе преподавания  необходимо  динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов.  Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы —  творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа.

Программа предлагает примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам, а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Сопровождается приложением, в котором раскрываются методические рекомендации по отдельным темам курса, содержится дидактический материал для учителя, электронное приложение в виде интерактивной программы для тестового контроля в ходе тренинга.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:

Эмоциональные:

  • ситуация успеха;

  • поощрение и порицание;

  • познавательная игра;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые:

  • предъявление образовательных требований;

  • формирование ответственного отношения к получению знаний;

  • информирование о прогнозируемых результатах образования.

Социальные:

  • развитие желания быть полезными обществу;

  • создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

  • опора на субъективный опыт ребенка;

  • решение творческих задач;

  • создание проблемных ситуаций.

Ожидаемые результаты развития ученика:

  • владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;

  • владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;

  • умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;

  • умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;

  • умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;

  • умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);

  • умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.

Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.

Оценка результативности.

Подходы и принципы к организации контроля

1. Индивидуальный характер контроля.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.

4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность контроля.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.

Формы и методы отслеживания результативности

За время обучения учащиеся проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).

При рассмотрении каждой темы ученикам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, схемы, банк гипотез, карты размышлений, виртуальные выставки), представленные на семинарах и отчетном фестивале. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. После изучения каждого раздела проводятся уроки – тренинги, на которых разбираются модели заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории по соответствующей содержательной линии и тренинг по выполнению этих заданий. Всего в курсе таких уроков предполагается семь.

Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация и др.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать такую систему оценивания, как портфолио достижений учащегося.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории»

Учебно-тематический план (10 класс – 34 часа)

темы

Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Культура как смысл истории

1

1

Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

10

3

7

1

Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры

3

1

2

2

Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках

3

1

2

3

Московское царство как культурная эпоха

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси»

1

1

Раздел 2 . Культура русского Просвещения

13

4

9

4

Русская культура на пороге нового времени

3

1

2

5

Эпоха Просвещения в России

3

1

2

6

Художественный образ 18 века

3

1

2

7

«Золотой век» русской культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения»

1

1

Раздел 3. Классическая русская культура 19 века

9

2

7

8

Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг.

2

1

1

9

Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир

3

1

2

10

Русская культура второй половины 19 века

3

3

Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века»

1

1

Итоговый урок. Культурное наследие России от язычества до классики.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

Элективный курс «Культурный аспект российской истории»

Учебно-тематический план (11 класс – 34 часа)

темы

Разделы, темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века

1

1

Раздел 4. Серебряный век русской культуры и его альтернативы

14

4

10

11

«Новая» русская культура рубежа веков

4

1

3

12

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

5

2

3

13

Революция и судьбы культуры

3

1

2

Тренинг по разделу «Серебряный век русской культуры и его альтернативы»

2

2

Раздел 5 . Культура советского общества

10

2

8

14

Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

4

1

3

15

Официальное и неофициальное пространство советской икультуры

4

1

3

Тренинг по разделу «Культура советского общества»

1

1

Раздел 6. Культура постсоветской России

8

2

7

16

Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3

1

2

17

Культурное пространство постсоветского общества

3

1

2

Тренинг по разделу «Культура постсоветской России»

1

1

Мини-конференция. Защита творческой работы

2

2

Итоговый урок. Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе.

1

1

ИТОГО

34 ч.

9 ч.

25 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс.

Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)

Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования наци­онального самосознания. Культура как способ познания челове­ком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.

Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формирова­нии культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диа­лог» и «культурная доминанта» в истории культуры.

Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глоба­лизирующегося мира.

Ключевые понятия: культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (цен­ностные ориентации).

Раздел 1.

Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание (10 ч.)

Тема 1. Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры (3 ч.)

Особенности становления и факторы формирования культуры Древней Руси. Специфика сельской общины и древнерусского города.

Картина мира древних славян и ее воплощение в языческих божествах. Ценностные ориентации древнерусского человека.

Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Вхождение в мир Европы с помощью Византии. Принятие Русью христианства как «культурный переворот»: новые ценностные ориентации и их роль в становлении национального самосознания. Феномен двоеверия в русской культуре: проблема взаимоотношений христианства и язычества.

«Золотой век» древнерусской культуры. Письменность, «книжность» и «книжное учение». Рождение литературы. Формы и темы литературного творчества. Храм и икона как образ мира.

Культура Руси как разнообразие возможностей. Киев как русский Константинополь. Формирование языка храмового зодчества в Новгороде. Символика архитектурного облика Владимира.

Новые черты в изобразительном искусстве. Своеобразие фресковой живописи и самобытность иконописи Новгорода.

Целостный образ культуры домонгольской Руси.

Ключевые понятия: иерархия, монотеизм, пантеон богов, политеизм, православие, фольклор.

Тема 2. Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках. (3 ч.)

Изменение условий историко-культурного развития. Последствия монголо-татарского нашествия. Варваризация культуры. Взаимосвязь освободительных и объединительных идей в культуре в условиях борьбы за независимость. Обращение к культурному наследию Киевской Руси. Москва как преемница Киева и символ национального единства.

Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV— XV вв. Новые черты в русской книжности. Монастыри на Руси в XIV—XV вв. как центры книжного дела. Житийная литература как форма духовного просветительства и ее герои. Александр Невский, Дмитрий Донской — заступники Русской земли. Сергий Радонежский, Стефан Пермский — духовные подвижники.

Предвозрожденческие мотивы в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как символы самоопределения русской культуры.

Москва и Новгород как культурные альтернативы. Москва и тема духовного и политического единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности. Новгородские и псковские ереси как демонстрация самоценности человека в условиях формирования единой государственности. Новаторские черты художественного творчества в Новгороде.

Ключевые понятия: Возрождение, гуманизм, ересь, культурная альтернатива, культурный герой, Предвозрождение.

Тема 3. Московское царство как культурная эпоха (3 ч.)

Особенности историко-культурного процесса конца XV— XVI в. Перспектива Возрождения: несостоявшееся или невозможное? Обсуждение идеи свободы человека в русской общественной мысли в конце XV — начале XVI в. «Лаодикийское послание» Федора Курицына.

Рождение и культурное содержание формулы «Москва — третий Рим». Начало «культурного одиночества». Проблема соотношения власти светской и власти духовной в спорах иосифлян и нестяжателей.

Идея самодержавия в культуре Московского царства. Трактовка царской власти в духовной литературе и переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского. Иерархия ценностей московского человека. «Домострой».

Традиционализм и переходный характер культуры Московского царства. «Московская академия» Максима Грека. Тема «самовластия» человека в спорах «книжных людей». Поиск царства Правды в сочинениях Ф. Карпова и И. Пересветова. Книжная мудрость и книгопечатное дело. Юродивый в культуре XVI в. — обличитель и заступник.

Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского царства. Московский Кремль как символ Московского царства. Складывание единого общерусского национального стиля. Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация культуры.

Ключевые понятия: канон, провиденциализм, традиционализм, унификация.

Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси» (1 ч.)

Модели заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

Раздел 2 . Культура русского Просвещения (12 ч.)

Тема 4. Русская культура на пороге нового времени (3 ч.)

Смута как начало выхода из средневекового времени русской культуры. Процесс «обмирщения» культуры как доминанта культурной эпохи. Мироощущение человека «бунташного века». Кризис средневековой системы ценностей. Ослабление позиций церкви. Новые темы в народном творчестве. Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация картины мира. Новая трактовка времени в исторических сочинениях XVII в. Преодоление «культурного одиночества» как результат изменения представления о пространстве.

Новый язык изобразительного искусства. Поиск национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко. Новые явления в художественном творчестве. Парсунная живопись. С. Ушаков.

Десакрализация книги и книжного знания. Светская книга в жизни русского общества. Развитие системы образования. Славяно-греко-латинская академия.

Смена внешних культурных ориентиров. Двойственность и противоречивость культуры «бунташного века».

Ключевые понятия: десакрализация, житийная литература, иррациональный, «нарышкинское барокко», «обмирщение культуры», парсуна.

Тема 5. Эпоха Просвещения в России (3 ч.)

Культурное содержание термина «эпоха Просвещения». Смысл культурного переворота Петровской эпохи. Проблема культурного заимствования. Просветительская роль государства. Новые ценностные ориентации. Практицизм и рационализм культуры Петровской эпохи.

Становление системы государственного светского образования. Модели образования петровского времени. Профессиональная школа. Академическая модель светского образования. Университетский проект Елизаветы Петровны. Проекты воспитания и образования в эпоху Екатерины II. Создание системы массового школьного образования. Реформа образования при Александре I. Культурная значимость создания национальных основ просвещения в России.

Место светской книги в культуре XVIII в. Специфика развития книжного дела. Формирование новых средств информации. Газета. Календарь. Просветительская миссия светской книги. Появление слоя «читающей публики». Назидательность литературы и ее жанры. Проблема литературного языка.

Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры европейского типа. «Ученая дружина» петровского времени.

Русские просветители второй половины XVIII в.: типы и судьбы (М.В. Ломоносов,

Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.).

Противоречивость культурного процесса в Новое время. Диалог новых и традиционных культурных ценностей. Становление государственной цензуры как завершение формирования системы государственного просветительства в начале XIX в.

Проникновение европейского образования в провинцию. Появление различий между столичной и провинциальной культурами.

Ключевые понятия: гражданин, просветители, цензура, эпоха Просвещения.

Тема 6. Художественный образ 18 века (3 ч.)

Художественный образ века Просвещения как воплощение новых ценностей. Проблема истоков светской живописи: заимствование и традиция. Создание Академии художеств. Начало художественного образования. Становление жанров светской живописи.

Русский портрет XVIII в. — язык и образ эпохи. Формирование национальной школы портретной живописи. Феномен женского портрета. Особенности портретной живописи начала XIX в.

Русское барокко XVIII в. «Бюргерское» барокко в архитектуре Петербурга петровского времени как воплощение нового образа России. Особенности русского барокко середины XVIII в. Мастера и шедевры (Б.К. Растрелли, Ф.Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский).

Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский классицизм. Русский вариант барокко и классицизма в архитектуре второй половины XVIII в.

Ключевые понятия: барокко, классицизм.

Тема 7. «Золотой век» русской культуры (3 ч.)

«Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени. Загадка творчества А.С. Пушкина. Роль творчества Пушкина в становлении национального самосознания. Культурная жизнь российского общества в первой трети XIX в. Культурная доминанта пушкинского времени.

Классицизм и романтизм в художественной культуре. Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России. Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга.

Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси. Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в.

Ключевые понятия: Ренессанс, ампир.

Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения» (1 ч.)

Тренинг по выполнению заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) по данному содержательному блоку.

Раздел 3 . Классическая русская культура 19 века (9 ч.)

Тема 8. Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг. (2 ч.)

Социальные и политические бури в Европе и новые тенденции в сознании российского общества второй четверти XIX в. Рождение государственной «русской идеи». Политика государства в области просвещения и духовной жизни. Историко-культурные основы и содержание формулы «официальной народности». Художественное воплощение «государственной русской идеи».

«Национальная идея» в общественной мысли 1830—1850-х гг. Истоки формирования русской интеллигенции, особенности ее положения в обществе. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и начало интеллектуальных дискуссий о «русской идее». Размышления о культуре и судьбе России в спорах «славянофилов» и «западников». Особенности интеллектуальной деятельности русской интеллигенции в 1830—1850-е гг.

Формирование ведущей роли литературы и литературной критики в культурном процессе. Открытия Н.В. Гоголя. Культурная доминанта эпохи.

Ключевые понятия: литературоцентризм, классическая русская литература.

Тема 9. Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир (3 ч.)

Содержание понятия «традиционная культура». Феномен российской провинции. Особенности культурной среды провинциального города (на примере городов Ставрополь, Пятигорск и др.). Механизмы функционирования и развития культуры провинциального города. Образование и просветительство в провинции (Ставропольская губерния). Сферы художественного творчества и «культурные герои» провинциального мира (Ставропольская губерния).

Дворянская усадьба как культурный феномен конца XVIII — начала XIX в. Усадьба как «действующая модель идеального мира» дворянина. Элементы столичности и провинциальности в усадебном укладе жизни, в художественном облике барской усадьбы. Знаменитые «культурные гнезда»: Архангельское, Остафьево, Тарханы и др. Неповторимость каждой усадьбы как результат персонифицированности усадебной жизни. Крестьянский компонент культуры дворянской усадьбы. Синтетизм усадебной культуры. Место и роль дворянской усадебной культуры в становлении национального самосознания.

Содержание понятия «народная культура». Изменение условий существования культуры крестьянского мира в XIX в. (на примере Ставропольской губернии). Трансформация традиционных, интеллектуальных и духовных ценностей крестьянской культуры. Особенности художественного языка и образов крестьянской культуры. Традиции и новации в крестьянской культуре XIX в.

Ключевые понятия: «культурное гнездо», провинция, традиционный, традиция, усадебная культура.

Тема 10. Русская культура второй половины 19 века (3 ч.)

Демократический вариант русской культуры 1860-х гг. Реформаторский «дух времени» и его влияние на самосознание общества. Гласность и цензурная реформа. Перемены в общественной жизни. Университеты как центры просветительства и науки. Реформирование школьного дела. Эпоха Великих реформ как третья волна просветительства в России. Усиление роли интеллигенции в жизни общества.

Формирование реализма в живописи. Феномен «передвижничества». Художественный язык передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как составная часть демократической культуры второй половины XIX в.

Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870—1890-х гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан).

Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства.

Ключевые понятия: гласность, меценатство, передвижничество, реализм.

Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века» (1 ч.)

Тренинг по выполнению заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) по данному содержательному блоку.

Итоговый урок «Культурное наследие Росси от язычества до классики» (1 ч.)

Защита творческих работ и портфолио достижений учащихся.

11 класс.

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века (1 ч.)

Культура и человек в XX в. Катастрофичность XX в. в России в ее культурных моделях. Массовая культура и массовая информация как технологии современного общества. «Опасность информационной культуры» для человека. Необходимость умения работать с большим объемом культурной информации в современном мире. Необходимость поиска культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху глобализирующегося мира.

Ключевые понятия: глобализация, информационная культура, массовая информация.

Раздел 4 . Серебряный век русской культуры и его альтернативы (14 ч.)

Тема 11. «Новая» русская культура рубежа веков (4 ч.)

Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева. «Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа.

Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение русской интеллигенции.

Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового искусства» и направления их деятельности.

Многообразие и поисковый характер культурного творчества начала XX в. Художественный язык модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX — начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа.

Новые явления в классической культуре начала XX в. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе начала XX в.

Ключевые понятия: акмеизм (адамизм), богема, декаданс, импрессионизм, литература «нового реализма», модерн, меценатство, ретроспективные неостили, символизм, светская религиозная философия.

Тема 12. Условия появления и формы массовой городской культуры в России (5 ч.)

Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы начального образования. Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой культуры.

Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные творческие и выставочные объединения художников-авангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства. Эксперименты художников-авангардистов в области художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Место и роль авангарда в культуре России начала XX в. Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников).

Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны и революции.

Ключевые понятия: авангардизм, авангард, беспредметное искусство (абстракционизм), конструктивизм, кубизм, массовая культура, урбанизм, футуризм.

Тема 13. Революция и судьба культуры (3 ч.)

«Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых культурных форм и авангардного художественного языка. Новации революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия.

Культурная политика советской власти в 1918—1920 гг. Создание государственных органов по управлению культурой. Программа «культурной революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики.

Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции. Культурная миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. Место классического наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое наследие.

Ключевые понятия: диаспора, идеологизация культуры, конструктивизм, культурная революция, миссия, пролетарская культура, Пролеткульт, утилитаризм, утопия, эмиграция.

Тренинг по разделу «Серебряный век русской культуры и его альтернативы» (2 ч.)

Тренинг по выполнению заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) по данному содержательному блоку.

Раздел 5 . Культура советского общества (10 ч.)

Тема 14. Становление культуры советского общества в 1930—1940-е гг. (4 ч.)

Культура как средство и объект государственной политики. Введение государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией. Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и его влияние на литературное творчество. Создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Борьба за классовую чистоту художественного творчества. Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и «перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного направления политики государства по отношению к культуре.

Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификации жизненного пространства.

Темы и герои литературы социалистического реализма. Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в архитектуре.

Ценности и идеалы советской культуры. Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930— 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа формирования советского менталитета.

Ключевые понятия: мифологическое сознание, социалистический реализм.

Тема 15. Официальное и неофициальное пространство советской культуры (4 ч.)

Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946—1948 гг. по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с «космополитизмом» и ее результаты.

Культурный эффект «оттепели». Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества. Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950—1960-х гг. Эффект поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в кинематографе.

Обращение к «отложенной» литературе 1920—1940-х гг. Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека «отложенной литературы» 1960—1970-х гг.

Феномен «самиздата». «Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину.

Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества.

Культурное «двоемирие» 1970—1980-х гг. Дистанцирование официальной государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса в 1970—1980-е гг. Формы культурного сопротивления огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970—1980-х г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура. Ирония и смех в культуре 1970—1980-х гг.

Ключевые понятия: диссидентство, культурный андеграунд, «оттепель».

Тренинг по разделу «Культура советского общества» (1 ч.)

Тренинг по выполнению заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) по данному содержательному блоку.

Раздел 6 . Культура постсоветской России (8 ч.)

Тема 16. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества (3 ч.)

Изменение внешних условий для культуры в середине 1980—1990-х гг. Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение «локальной истории» как возможность осмысления истории через связь времен.

Духовный кризис человека и общества постсоветского времени. Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика» социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и жизненных ценностей.

Роль средств массовой информации в общественном движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения.

Ключевые понятия: гласность, гражданское общество, социокультурная идентичность, социокультурный кризис.

Тема 17. Культурное пространство постсоветского общества (3 ч.)

Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном мире.

Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса. Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве.

Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм художественного творчества в конце XX—XXI в. Интеллектуальные основания национального самосознания в современной культуре.

Ключевые понятия: «другая литература», китч, культурное наследство, массовая культура, медиацентризм.

Тренинг по разделу «Культура постсоветской России» (1 ч.)

Тренинг по выполнению заданий части 1 (А), части 2 (В), части 3 (С) по данному содержательному блоку.

Мини-конференция (2 ч.)

Защита творческих работ учащихся

Итоговый урок

«Поиск смысла и нового образа культуры в современном обществе» (1 ч.)

Культура как способ сохранения целостности общества в современном мире. Отход от абсолютизации идеи общественного прогресса. Культурная деструкция современной России как следствие ее выхода из советского пространства. Многоликость и противоречивость современного культурного процесса. Поиск смысла и новой функции культуры в гражданском обществе. Проблема общемирового культурного диалога.

Методические рекомендации для учителя.

У искусства много конкурентов, переводящих внимание растущего человека в область поверхностного бездуховного бытия, превращающих жизнь в прозябание. Чем «дышит» сегодня старший школьник? Мир компьютерных игр и мобильных телефонов, глянцевых и молодежных журналов сомнительного содержания, телешоу и оглушающей музыки — вот далеко не весь разнокалиберный суррогат молодежных субкультур.

У подростка, оказавшегося в бурлящем информационном потоке, зачастую не находится времени для раздумий и наблюдений, не возникает потребности проанализировать свой внутренний мир в поисках себя. Механическое поглощение информации (визуальной, текстовой, слуховой) в современном социуме делается почти нормой. Причем информации примитивнейшей, которая отнюдь не способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса, толерантного отношения к иным культурным традициям, пониманию поведенческой мотивации представителей различных культур, что подчас оборачивается трагедией.

В этих условиях именно урок российской культуры может стать пространством индивидуального духовного роста, неизбежно сопряженного с формированием гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Но без личностного отношения к художественным образам они могут оказаться не более чем очередным раздражителем, замкнутой в себе «базой данных» эмоционально образного опыта человечества. Поэтому педагогу так важно сделать взаимодействие подростков с памятниками культуры максимально эффективным.

Предлагаю выстраивать каждый урок курса как драматургическое действо, проходя вместе с детьми сложный путь от визуального поверхностного восприятия через осмысление к личностному присвоению глубинного смысла произведения искусства. Основная интрига подобного методического решения состоит в том, что действие урока как бы продолжится за стенами класса в размышлениях и поведенческих мотивациях детей, обретая личностное звучание, прорастая в сознании старшеклассника и принося свои плоды. Этот методический подход восходит к идеям Л.М.Предтеченской, стоявшей у истоков преподавания мировой художественной культуры в школе.

Даже довольно ограниченные временные рамки (40 минут в неделю) не снизят эффекта проникновения в художественный образ. Именно эстетическое переживание художественного произведения, целостность впечатления от художественного образа, погружение в атмосферу времени являются самыми важными результатами любого урока. И именно изучение русской культуры способно действительно помочь растущему человеку осознать свою культурную, национальную принадлежность и самоопределиться в современном мире

Типология уроков в системе художественно-педагогической сверхзадачи.

Учитель идет на урок культуры не только для того, чтобы преподать своим ученикам, как хороша и прекрасна культура, но затем, чтобы пробудить в них желание и за пределами школьных стен проживать художественную образность как нечто индивидуально осмысленное. Постижение эстетических, философских, мифологических особенностей того или иного произведения становится действенным только в том случае, когда дает растущему человеку уверенность и свободу собственного выбора, в чем бы он ни проявлялся. Научить постижению искусства, как и научить пониманию жизни, нельзя. Этот путь каждый из нас проходит сам.

Именно по этой причине уроки элективного курса «Культурный аспект российской истории» не будут похожи ни друг на друга, ни на уроки других предметных областей. Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно — педагогической сверхзадаче.

В курсе выделено четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков. Это погружение, постижение, сравнение, обобщение.

Художественно-педагогическая сверхзадача погружение ставится учителем в том случае, когда вдохновляющей идеей урока является эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, его стиль. В процессе такого погружения достигается эффект присутствия, усиленный субъективным восприятием каждого участника урока (и учащихся, и учителя). Эмоциональная окрашенность знаний позволяет максимально приблизить к нам изучаемые эпохи и стили, пережить их «здесь и сейчас». Музыкальное, поэтическое сопровождение способствует большей эмоциональной насыщенности и открытости границ урока, рождая личностное видение произведения искусства.

Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер. В ходе уроков, построенных на этой смысловой доминанте, происходит не только освоение, но и личностное переосмысление произведений искусства и тех культурно-исторических условий, благодаря или вопреки которым они были созданы. Такие уроки чрезвычайно важны для становления и развития мировоззрения подростка. Постижение предполагает использование имеющихся у детей знаний об изучаемом культурном феномене и активное стимулирование их способностей к рассуждению и самостоятельному анализу особенностей памятников искусства. Наиболее важными со стороны учителя в данном случае являются, на мой взгляд, верно избранная цель анализа и расстановка акцентов, а со стороны учащихся — усвоение материала и его актуализация в контексте собственного социокультурного опыта.

Художественно — педагогическая сверхзадача сравнение нацелена на эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их стилеобразующих черт, этапов развития видов искусства, мировоззренческих основ культурных эпох.

Художественно — педагогическая сверхзадача обобщение является смысловым стержнем итоговых уроков по различным тематическим разделам. Уроки, основанные на подобной сверхзадаче, позволяют:

1) обобщить социокультурный опыт, накопленный учащимися к моменту изучения конкретного художественно — исторического материала;

2) активизировать эмоциональный и познавательный багаж, полученный в курсе истории и элективного курса;

3) выйти на новый уровень понимания центрального художественного образа эпохи

Для успешной реализации художественно — педагогической сверхзадачи важен тип урока. Я выбрала пять типов урока: образ — модель, исследование, созерцание, панорама, тренинг. Гибкое соотношение типа урока и поставленной сверхзадачи доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческой активности учащихся. Выстраивая методическую стратегию элективного курса исхожу из своего видения. Однако хочу подчеркнуть, что вне зависимости от выбора учителя главное — относиться к каждому уроку не формально, не воспринимать его лишь как очередной шаг на пути «прохождения» программы.

На уроке по типу образ — модель важно найти эмоционально — художественное зерно, наиболее точно воплощающее смысловую доминанту темы. В качестве такого зерна может выступать архитектурная деталь, живописный прием, литературная или музыкальная форма. Урок, построенный по типу образ — модель, дает учителю возможность целостно охватить и содержательный, и эмоционально-образный контекст материала, а учащимся — полнее и глубже прочувствовать произведение, стиль, эпоху, находя при этом отзвук собственных мыслей и ощущений в предмете искусства. Так, в основу образно-смысловой модели урока «Кризис средневековой системы ценностей» положена строка из трагедии А.С. Пушкина «Народ безмолвствует» Именно этот образ, его обсуждение, организует ткань урока, позволяет

реализовать его художественно-педагогическую идею — через исследование прийти к выводу, о том, что безмолствие народа – приговор власти. Период Смуты – начало кризиса средневековой системы ценностей и постепенном перемещении центра культурного процесса из области духовной в область светскую.

Урок, построенный по типу образ — модель, дает учителю возможность целостно охватить и содержательный, и эмоционально — образный контекст материала, а учащимся — полнее и глубже прочувствовать произведение, стиль, эпоху, находя при этом отзвук собственных мыслей и ощущений в предмете искусства. На уроке по типу образ — модель можно органично сочетать эмоциональные и рациональные аспекты восприятия художественной культуры.

В рамках урока — исследования важно не соскользнуть на дидактический тон подачи материала. Этот тип урока предъявляет к учителю особые требования. Исследование шедевров русской культуры на уроке — процесс вдумчивого изучения, постоянного рассуждения и размышления педагога совместно с детьми. Учитель в контексте урока (имею в виду и информативный, и художественный, и эмоционально-образный контекст) не декларирует истину, а постоянно вовлекает школьников в процесс ее открытия, делая время от времени лишь небольшие комментарии. Такой подход предполагает, что учитель заранее наметит поисково — исследовательские задачи, которые предстоит решить на уроке.

Предлагаю сочетать на уроках данного типа групповую работу с самостоятельной, индивидуальной, организовать которую можно с помощью индивидуальных карт: познавательно — творческой карты, карты размышлений, исследовательской карты.

Так же как урок по типу образ-модель, урок — созерцание наиболее полно отражает природу искусства и рассчитан, прежде всего, на внешнее, чувственное воздействие. Искусству созерцания с помощью наставлений и навязанных схем детей не научишь. Этот процесс настолько индивидуален и неповторим, насколько уникален каждый ребенок, каждый человек на земле.

На уроках созерцания важны и интонация, и особая благожелательная атмосфера, позволяющая свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы. Любое произведение искусства существует не только в своей материальной форме (на холсте, в камне, в нотной записи, в слове, на кинопленке и т. д.). По-настоящему оно начинает жить и раскрывать свой глубинный, истинный смысл в момент его восприятия, поэтому задача учителя — так построить урок, чтобы ребенок смог прочувствовать художественный образ. К числу подобных художественно-педагогических приемов относятся художественно-эмоциональное созерцание, художественно-образное сравнение, художественно-психологическое наблюдение.

Урок — панорама меньше всего нуждается в комментариях, поскольку название говорит само за себя. Широкий обзор, позволяющий охватить взглядом произведения одного или нескольких стилей, разных видов искусства, в контексте изучения элективного курса просто необходим. Такие уроки содержатся в каждом тематическом разделе курса. Они, как правило, целесообразны для итоговых, обобщающих тем либо для тем, включающих большой круг произведений и образов.

Отдельной строкой стоят уроки – тренинги, которые проводятся после каждого изученного раздела. Всего программа предполагает 7 таких уроков. Уроки — тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных компетенций при подготовке к единому государственному экзамену по истории.

Приложение 1. Классификация уроков тематического раздела 1.

Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

ПОГРУЖЕНИЕ

ПОСТИЖЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ

ОБРАЗ — МОДЕЛЬ

Урок 2. Стихия языческой Руси. Особенности становления древнерусской культуры

Урок 6. Система ценностных ориентаций в русской культуре 14-15 века

ИССЛЕДОВАНИЕ

Урок 1. Культура как смысл истории

Урок 9. «Москва – третий Рим»: культурное содержание формулы.

Урок 7. Новгорода как культурная альтернатива

Урок 3. Принятие христианства как исторический выбор

СОЗЕРЦАНИЕ

Урок 4. Храм и икона как образ мира.

Урок 10. Художественный язык и эстетическая символика Московского царства.

ПАНОРАМА

Урок 5. Изменение условий историко-культурного развития. Культурный подъем 14-15 веков.

Урок 8. Особенности культурного процесса конца 15-16 века

Приложение 2. Тематический план раздела 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание

урока

Название темы

Всего часов

в том числе

Тип урока

Художественно-педагогическая сверхзадача

Обсуждаемые вопросы

теория

практика

1

Вводный урок. Культура как смысл истории

1

1

Исследование

Постижение

Многогранность и объемность понятия «культура». Культура как целостная среда. Культура как основам формирования национального самосознания. Язык культуры. Культурно-историческая эпоха. Культурный диалог как основной метод изучения культурно-исторических эпох. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира

Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание –1 0 часов

Тема 1. Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры – 3 часа

2

Стихия языческой Руси. Особенности становления древнерусской культуры

1

1

Образ-модель

Погружение

Факторы формирования куль­туры Древней Руси. Характер­ные черты древнерусской культуры. Мир сельской общи­ны. Специфика древнерусско­го города. Этапы развития язы­чества древних славян. Культ природы и культ предков. Пан­теон славянских богов. Языче­ские ценности древних славян.

3

Принятие христианства как исторический выбор

1

1

исследование

сравнение

Пути выбора Русью монотеис­тической религии. Византия — государство, выстроенное по критериям собственного са­мосознания. Причины выбо­ра Русью христианства. Обре­тение духовного идеала. Принятие христианства как культурный переворот. «Двое­верие» — компромиссное вза­имодействие языческих и христианских ценностей. Последствия принятия хрис­тианства для культуры Руси.

4

Храм и икона как образ мира

1

1

созерцание

погружение

Становление единого пространства древнерусской культуры: появление письменности и рождение литературы. Формы и темы литературного творчества. Летопись. Богословско-политическая речь. Житие. Светская проповедь. «Слово о полку Игореве» — живой и выразительный образ Русской земли. Белокаменное зодчество — организующее начало Руси. Храм и икона как средство познания мира и воспитания нравственности для средневекового человека. Киев как центр культуры Древней Руси. Культура «золотого века» Руси как разнообразие возможностей. Складывание основ архитектурных традиций в Новгородской земле и Владимиро-Суздальском княжестве. Самобытность новгородской иконы.

Тема 2. Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках – 3 часа

5

Изменение условий историко-культурного развития. Культурный подъем 14-15 веков.

1

1

панорама

погружение

Монголо-татарское нашествие и проблема «обрыва» естест­венного культурного процесса в русских землях. Образ Моск­вы как национального лидера в борьбе с внешними врагами, как нового культурного центра Руси. Ценностные ориентации русской культуры:

  • идея борьбы с игом;

  • идея единства Русской земли;

  • идея обращения к культуре Киевской Руси.

6

Система ценностных ориентаций в русской культуре 14-15 века

1

1

Образ-модель

постижение

Смена вех в духовной культу­ре средневековой Руси. Про­блема ценности человека в- условиях формирования еди­ной государственности:

  • монастыри как культурная сила;

  • духовное подвижничество (Сергий Радонежский, Сте­фан Пермский). Предвозрожденческие моти­вы в живописи. Темы творче­ства Феофана Грека, Андрея Рублева.

7

Новгорода как культурная альтернатива

1

1

исследование

сравнение

Москва и Новгород как куль­турные альтернативы. Моск­ва и тема духовного и полити­ческого единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности. Новго­родские и псковские ереси как демонстрация самоценно­сти человека в условиях фор­мирования единой государст­венности. Новаторские черты художественного творчества в Новгороде.

Тема 3. Московское царство как культурная эпоха – 3 часа

8

Особенности культурного процесса конца 15-16 века

1

1

панорама

постижение

Влияние исторических собы­тий на формирование модели русской культуры XV—XVI вв. Предвозрожденческие и госу­дарственные мотивы в куль­туре. Идея «самовластия» человека в духовной литера­туре. Проблема Возрождения: несостоявшееся или невоз­можное?

9

«Москва – третий Рим»: культурное содержание формулы.

1

1

исследование

постижение

Новая историческая ситуа­ция: падение Византии и воз­вышение Москвы. Особая роль государства и Русской православной церкви в усло­виях «культурного одиночест­ва» Руси конца XV — начала XVI в. Возникновение и со­держание формулы «Моск­ва — третий Рим». Споры иосифлян с нестяжателями по поводу взаимоотноше­ний светской и духовной власти. Власть, Церковь и культура.

10

Художественный язык и эстетическая символика Московского царства.

1

1

созерцание

обобщение

Государственная идея русской культуры конца XV — начала XVI в. Формирование образа Москвы как столицы право­славного государства. Архи­тектурный ансамбль Москов­ского Кремля. Шатровый храм как образ единства, не­зависимости и силы Москов­ского царства. Повествова­тельное начало в иконописи XV—XVI вв. (Дионисий). Оформление художественно- эстетического образа и сим­волики русской культуры XV—XVI вв. в соответствии с иерархией ценностей Мос­ковского царства.

11

Тренинг по разделу 1 – 1 час.

Список литературы:

Общая литература по курсу

  1. Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703—1903: Исторический очерк. СПб., 1998.

  2. Апленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское ис­кусство X — начала XX века. М., 1989.

  3. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967.

  4. Гачев Г.Д. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.

  5. Иконников А.Р. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990. Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года. Лондон, 1992.

  6. Очерки русской культуры XIX века: В 6 т. М., 1998—2005.

  7. Очерки русской культуры XIII—XVI веков. М., 1969—1978. Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985—1990. Три века русской живописи. СПб., 1996.

Учебники и учебные пособия

  1. Аронов А.А., Мировая художественная культура.Россия к.19-20 век, пособие для учащихся, М., 2000 г.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, ч. 1—2. М., Русское слово, 2007.

  3. Балакина Т.И. МХК. Россия 9 — начало 20 в., пособие для уч-ся, М, 2000 г.

  4. Емохонова Л.Г.Мировая художественная культура, 10-11 класс, М., Академия, 2008 г.

  5. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Русская художественная культура., М., Владос, 2010 г.

  6. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995. История русской литературы XX века. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. М., 1995.

  7. История русской литературы X—XVII вв. / Под ред. Д.С. Ли­хачева. М., 1980.

  8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

  9. Лифшиц М.А. Очерки русской культуры. М., 1995. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. М., 1996.

  10. Хрестоматия по истории русской культуры. М., 1996. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

Справочные и энциклопедические издания. Альбомы

  1. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915— 1932 гг.: Альбом и каталог. М., 1993.

  2. Власов В.Г. Стили в искусстве: В Зт. М., 1993—1996. Государственная Оружейная палата. М., 1990. Государственная Третьяковская галерея. История и коллек­ция. М., 1986.

  3. Государственный Русский музей. М., 1991. Золотой век художественных объединений России и СССР. 1820—1932: Справочник по искусству. СПб., 1992.

  4. Искусство России / Под ред. В. Бутромеева. М., 1997. Культурология XX век/ Словарь. СПб., 1997.

  5. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.

  6. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 1997.

  7. Памятники искусства Советского Союза: Серия справочников-путеводителей. М., 1980—1986.

  8. Полунина П., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.

  9. Современная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 2003.

  10. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

  11. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

  12. Русская философия: Словарь. М., 1995.

  13. Русские писатели. 1800—1917 гг.: Энциклопедический сло­варь: В 5 т. Т. 1—3. М., 1989—1994.

  14. Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград: Энциклопе­дический справочник. М., 1992.

  15. Стерноу С.А. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. М., 1997.

  16. философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, тру­ды. М., 1996.

  17. Художественное убранство русского интерьера XIX века. Л., 1986.

  18. Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература / Под ред. Е.Б. Рогачевой. М.,1998.

  19. Энциклопедия русского символизма/Сост. Ж. Кассу. М., 1998.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here