Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании методсовета. Заместитель директора по УР Директор МБОУ «СОШ № 10
протокол №___ МБОУ «СОШ №10 п.Каменский» п. Каменский»
от «____»__________20___г ______________/______________/ _______________/_____________/
«____»_______________20____г «____»______________20____г
Рабочая программа
по истории Древнего мира
5 класс
базовый уровень
по УМК А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой.
Коршуновой Ларисы Александровны
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол №____ от «____»_____20____г
2014 -2015 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по учебнику: Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2009.
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»1 каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Требования к результатам изучения истории во ФГОС содержат шесть пунктов. В приведенной ниже таблице показано, как они отображаются в линиях развития предмета. Часть пунктов 3,5 требований ФГОС присутствуют в каждой линии, так как все они деятельностные и практико- ориентированные (обозначены пунктирными стрелками).
Линии развития личности средствами предмета «История» в ОС «Школа 2100» | Соот-ветствие | Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
По | 1-2-я. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
3-я. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
|
| 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
| 4-я. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
5-я. Гражданско- патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
|
II Общая характеристика учебного предмета «История Древнего мира»
Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.
Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия.
В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».
В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.
Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями
III Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.
Предметные результаты (цели предмета)
1-2-я линии развития (ЛР) – Овладение исторической картиной мира
3-я ЛР – Формирование открытого исторического мышления
(тексты и задания)
4-я ЛР – Нравственное самоопределение личности
5-я ЛР – Гражданско-патриотическое самоопределение личности
(тексты и задания)
Предметная методика
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
— Технология проблемного диалога (структура параграфов)
— Технология оценивания (правило самооценивания)
— Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
— Задания по групповой работе
Личностные результаты
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
— Задания по проектам (на предметном материале)
— Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100» | |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Через задания 4-й и 5-й линии развития (подробнее см. пункт 1.3.) и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы. |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; | Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии (см. пункт 3.2), обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность. |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Через систему историко-обществоведческих понятий (см. пункт 2.2) и задания 1-2-й и 3-й линий развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира (см. пункт 1.3). |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | Через оценочно-толерантные задания 4-5-й линий развития (см. пункт 1.3) и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.). |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений. |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п. |
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений. |
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Через задания 4–5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем. |
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формулировки метапредметных результатов во ФГОС | Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100» | |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учеб.действия | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2) |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | ||
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2) | |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | ||
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | ||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1) |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | ||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | 8) смысловое чтение; | Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации) |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям. | |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции |
Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
-
Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
-
Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
-
Группировать (не по хронологии)
-
Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
-
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
-
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
-
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
-
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
-
Толерантно определять свое отношение к иным позициям
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 68 ЧАСОВ
Цели обучения
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Содержание
Введение в историю
История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и историческое пространство.Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.
Раздел I. Жизнь первобытных людей .Первобытные собиратели и охотники.
Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.
Первобытные земледельцы и скотоводы.Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности. Счёт лет в истории. Лента времени.
Повторительно-обобщающий урок. Раздел II. Древний Восток.Древний Египет.Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.
Повторительно-обобщающий урок.
Передняя Азия в древности.Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия. Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».
Повторительно-обобщающий урок.
Индия и Китай в древности.Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии.Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология. Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел III. Древняя Греция.
Древнейшая Греция.Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен.Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.Поэма Гомера «Одиссея».Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Основные черты афинской демократии.Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности.Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье. Причины Греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.
Повторительно-обобщающий урок. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в общественной жизни полисов.Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.
Повторительно-обобщающий урок. Македонские завоевания в IV веке до н.э.Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Древний Рим.Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян.Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и её влияние на систему управления.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.Повторительно-обобщающий урок.
Гражданские войны в Риме.Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть. Октавиан август – первый римский император.
Могущество и гибель Римской империи.Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империиВзаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам.Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.Повторительно-обобщающий урок.
Тематическое планирование.
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
1 | 1 |
|
| Путешествие в страну История. | А.А. Вигасин, Г,И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира»М., Просвещение 2009 Презентация | Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность, находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы;определять понятия. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, работать по плану, сверясьс целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, подтверждая фактами.
| Творческая исследовательская работа « Если бы я был археологом» ( определение темы и цели) |
2 | 1 |
|
| Введение в историю Древнего мира. | Карта мира. Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с.( Образовательная система « Школа 2100 | Творческая исследовательская работа ( определение темы и цели) |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | |||||||
|
| |||||||||||
3 | 1 |
|
| Раздел 1.Жизнь первобытных людей Древнейшие люди. | Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007 | Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях; анализировать( делить текст на части) и обобщать, делать выводы;. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность, работать по плану; находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение ( в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; Корректировать своё мнение под воздействием контр аргументов. Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | Работа с терминами | |||||
4 | 1 |
|
| Родовые общины охотников и собирателей. | Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»… Презентация | Работа с картой Творч. зад. « Один день из жизни родовой общины» | ||||||
5 | 1 |
|
| Возникновение искусства и религиозных верований. | Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История | Работа с текстом учебника | ||||||
6 | 1 |
|
| Возникновение земледелия и скотоводства. | Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987 | Решение творческих задач. | ||||||
7 | 1 |
|
| Появление неравенства и знати |
| Работа с атласами | ||||||
8 | 1 |
|
| Счет лет в истории
| Лента времени Презентация | Решение творч. задач
| ||||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||||||
|
| |||||||||||
9 | 1
|
|
| Повторительно- обобщающий урок « Общий взгляд на первобытный мир» | Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с | Коммуникативные УУД: излагать своё мнение ( в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; Корректировать своё мнение под воздействием контр аргументов. Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | Индивидуаль-ные сообщения | |||||
10
|
1
|
|
| Древний Восток. Цивилизация Древнего Египта.Государство на берегах Нила.
| Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987
Презентация | Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях; классифицировать ( группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; находить в учебнике, др. источниках и использовать ИКТ достоверную информацию, необходимую для решения задач; устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях; Представлять информацию в разных формах ( рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы) | Работа с картой Работа с историческими источниками. |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
11 | 1 |
|
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира.М,,1989. | Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) ; различать в речи другого мнения, доказательства, факты. гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззр. позиции; выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. | Работа с текстом учебника |
12 | 1 |
|
| Жизнь египетского вельможи | Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007 | Работа с историческими источниками | |
13 | 1 |
|
| Военные походы фараонов | Атлас по истории Древнего мира | Работа с атласами
| |
14 | 1 |
|
| Религия древних египтян | Презентация | Работа с терминами | |
15 | 1 |
|
| Культура Древнего Египта. | Презентация | Творческое задание. | |
16 | 1 |
|
| Письменность и знания древних египтян
| Михайловский Ф.А. История Древнего мира.Книга для учителя .М.,2000 | Работа с историческими источниками | |
17
| 1
|
|
| Урок контроля по теме « Цивилизация Древнего Египта | Контурные карты, атлас по истории Древнего мира. | Исторический диктант | |
| |||||||
|
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
18 | 1 |
|
| Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. | Карта Западная Азия в древности. Презентация « Где распологалась Месопатамия» | Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени дотижения цели. | Работа с картой
|
19 | 1 |
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987 | Работа с историческими источниками | |
20 | 1 |
|
| Финикийские мореплаватели | Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»… | Творческое задание. | |
21 | 1 |
|
| Библейские сказания. | Библия для детей. Баку, 1991. | Работа с текстом учебника | |
22 | 1 |
|
| Царство Давида и Соломона. | Библия для детей. Баку, 1991. | Работа с терминами. | |
23 | 1 |
|
| Ассирийская держава. | Михайловский Ф.А. История Древнего мира.Книга для учителя .М.,2000 | Работа с историческими источниками | |
24 | 1 |
|
| Персидская держава «Царя царей». | Презентация. | Работа с терминами | |
25 | 1 |
|
| Контрольно- обобщающий урок « Общий взгляд на Древний Восток | Контурные карты, атлас по истории Древнего мира. |
| |
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
26
| 1 |
|
| Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. | Контурные карты, атлас по истории Древнего мира. Презентация. | Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели | Работа с атласами
|
27 | 1 |
|
| Индийские касты. | Презентация | Работа с терминами | |
28 | 1 |
|
| Китайский мудрец Конфуций. | Всё обо всех. Том 2.М. 1996. | Работа с историческими источниками | |
29 | 1 |
|
| Первый властелин единого Китая. | Всё обо всех. Том 2.М. 1996. | Работа с текстом учебника. | |
30 | 1 |
|
| Контрольно — обобщающий урок | Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с | Проблемные задания |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
31 | 1 |
|
| Древняя Греция. Греки и критяне. | Немировский А.И ….История Древнего мира. Греция и Рим. Пособие для учащ. М., Дрофа, Т.1.1996 | Познавательные УУД:сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;устанавливать причинно следственные связи, анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах , добровольно ограничивать себя ради пользы других ;осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него. Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого,( в т. ч. вестидиалог с автором текста).Регулятивные УУД:определять цель,проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) ; выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе ииндивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) ,используя ИКТ; | Начало работы над проектом |
32 | 1 |
|
| Микены и Троя. | Энциклопедический словарь юного историка. М. 1994 | Работа над проектом | |
33 | 1 |
|
| Поэмы Гомера «Илиада» и « Одиссея». | Немировский А.И ….История Древнего мира. Греция и Рим. | Работа с историческими источниками | |
34 | 1 |
|
| Религия древних греков. |
| Работа с терминами | |
35 | 1 |
|
| Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.М.2001 | Работа над проектом | |
36 | 1 |
|
| Зарождение демократии в Афинах. |
| Работа с понятиями и терминами | |
37 | 1 |
|
| Древняя Спарта. | Презентация | Работа над проектом | |
38 | 1 |
|
| Основание греческих колоний. | Контурные карты, атлас по истории | Работа с картой | |
39 | 1 |
|
| Олимпийские игры в древности. | Презентация | Работа над проектом |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
40 | 1 |
|
| Победа греков над персами в Марафонской битве. | Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.М.2001 | Познавательные УУД: сравнивать объектыопределённымкритериям;устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия; Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России ,объяснять взаимные интересы, , ценности,обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других ; Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого, , выраженную в явном и НЕ явном видРегулятивныеУУД:определять цель, , проблему деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) используя ИКТ; работать п плану, | создание текстов с рисунками |
41 | 1 |
|
| Нашествие персидских войск на Элладу. | Карта Древняя Греция | Работа с историческими источниками | |
42 | 1 |
|
| Возвышение Афин в 5 в. до н.э .В гаванях афинского порта Пирей. | Карта Древняя Греция | Работа с картой | |
43 | 1 |
|
| В городе богини Афины. | Презентация | Создание текста доклада | |
44 | 1 |
|
| Культура Древней Греции. | Саяпин В.Н., Стручалина Р.А. История мировой и отечественной культуры. Культура античности. Саратов.200 | Работа над проектом | |
45 | 1 |
|
| Афинская демократия при Перикле. |
| Работа с понятиями | |
46 | 1 |
|
| Контрольно — обобщающий урок . | Проектные работы учащихся | Защита проекта |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
47 | 1 |
|
| Македонские завоевания в 4 в. до н.э .Города Эллады подчиняются Македонии. | Карта Древняя Греция |
Познавательные УУД: – устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне; – анализировать ( ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – пользоваться смысловым чтением –самостоятельно вычитывать фактуаль ную, подтекстовую, концептуальную информацию; – находить ( ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Коммуникативные УУД: – преодолевать конфликты – договариваться с людьми, , уметь взглянуть на си туацию с позиции другого; – организовывать работу в паре, , группе ( самостоятельно определять цели , роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | Работа с картой и атласами |
48 | 1 |
|
| Походы Александра Македонского на Восток. | Энциклопедия для детей.Том 1., м. Аванта+,2000 | поиск допол. информации | |
49 | 1 |
|
| В древней Александрии Египетской. | Энциклопедия для детей.Том 1., м. Аванта+,2000 | Создание текста доклада | |
50 | 1 |
|
| Контрольно- обобщающий урок | Контурные карты, атлас по истории | Творческие задания | |
51 | 1 |
|
| Древний Рим. Древнейший Рим. | Презентация |
| |
52 | 1 |
|
| Завоевание Римом Италии. | Презентация | Работа с картой, понятиями | |
53 | 1 |
|
| Устройство Римской республики. | Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5кл-М.: | создание текстов с рисунками |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
54 | 1 |
|
| Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном (218- 201 г.г. до н. э. | Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007 | Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, , вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проб лемы) , и отвечать за свой выбор . Регулятивные УУД: – определять цель, , проблему в деятельности: учебной и жизненно практичес кой ( в т. ч. в своих проектах) ; – выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе и индивиду ально; – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект) , используя ИКТ; работать по плану, , сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно , используя ИКТ;оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки. | поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы |
55 | 1 |
|
| Установление господства Рима во всёмСредиземноморье во 2 в. до н.э. | Немировский А.И ..История Древнего мира. Греция и Рим.Пособие для учащ.М.,Дрофа1996 | поиск дополнительной информации в Интернете | |
56 | 1 |
|
| Рабство в Древнем Риме. | Чизолм Д. Древняя Греция.Энциклопедияшкольников.М.2001 | создание текстов с рисунками | |
57 | 1 |
|
| Контрольно- обобщающий урок |
| поиск допол. информации | |
58 | 1 |
|
| Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. | Атлас по истории Древнего мира | Работа с истор. источниками | |
59 | 1 |
|
| Восстание Спартака. | Контурные карты, атлас по истории | Поиск информ | |
60 | 1 |
|
| Единовластие Цезаря. | Презентация | Поиск информ | |
61 | 1 |
|
| Установление империи в Риме. |
| созданиетексто |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
62 | 1 |
|
| Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи в первые века нашей эры.
| Немировский А.И .История Древнего мира. Греция и Рим.Пособие для учащ.М., Дрофа, Т.2.1996 Презентация
| Познавательные УУД: устанавливать причинно следственные связи,анализировать (( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения,пользоваться смысловым чтение самостоятельно вычитывать информацию;находить ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.Коммуникативные УУД:преодолевать конфликты ,договариваться с людьми, организовывать работу в паре, , группе ( самостоятельно определять цели , роли,задавать вопросы, вырабатывать решения) | Работа с атласами
|
63 | 1 |
|
| В Риме при императоре Нероне.
| Презентация | Работа с историческими источниками | |
64 | 1 |
|
| Первые христиане и их учение.
| Презентация | Работа с текстом учебника | |
65
| 1
|
|
| Жизнь в Римской империи Римская империя при Диолектиане и Константине.
| Маркс Э.Римляне,М.,1997. Арасланова О.В., СоловьёвК.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007 | Работа с историческими источниками |
Кол-во часов | Дата | Тема раздела. Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля достижений | ||
|
| ||||||
66 | 1 |
|
| Взятие Рима готами. | Презентация | Личностные УУД:осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, , вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проб лемы) , и отвечать за свой выбор . Регулятивные УУД:определять цель, , проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) выдвигать версии , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект) ,используя ИКТ; работать по плану, , сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. смостоятельно , используя ИКТ;оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.
| Работа с историческими источниками |
67 | 1 |
|
| Семь чудес света. | Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007 Презентация | Создание текста доклада | |
68 | 1 |
|
| Контрольно – обобщающий урок. «Общий взгляд на историю Древнего мира» | Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5кл-М.: Баласс, 2010г.288с
| Творческие работы учащихся |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5-го КЛАССА
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
—Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
-
Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
-
Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
-
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
-
При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде. Литература, 5 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных)Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле.
VIII Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «История»
-
5 класс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира»; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.
-
Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»
-
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
-
Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
— поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
— фотографирование макро- и микроскопических объектов (например, памятников истории и культуры);
– статистическая обработка данных исторических исследований (колличественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках истории широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72–141.