Разработка урока истории в 7 классах по теме «Россия в XVII в.» с использованием технологий критического мышления, групповой и педагогики сотрудничества.
УМК 1) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
2) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс : рабочая тетрадь
// История России. 7 класс: учебник / Данилов А.А., Косулина Л.Г. — М.: Просвещение, 2013.
Цели:
-
развивающие: формировать умение ориентироваться в особенностях внутренних и социально — экономических отношениях русского государства после Смуты, устанавливать взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
-
образовательные: объяснять причины и следствия ключевых событий периода начала правления Романовых, давать оценку событиям и личностям изучаемого периода;
-
воспитательные: формировать уважение к истории Отечества, гражданский патриотизм, потребность самообразования.
Задачи: организация деятельности обучающихся, направленной на приобретение ими опыта:
-
формировать самостоятельные активные исследовательские умения (анализировать исторические события, процессы; самостоятельно добывать информацию по изучаемой теме, перерабатывать ее, формулировать выводы);
-
давать объективную оценку конкретной исторической ситуации;
-
работать в группе;
-
давать оценку собственной деятельности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Тип урока – урок совершенствования и углубления знаний
Ход урока
Учитель.1.Организационный момент: объявление темы и плана урока, д.з. – 3 мин.
Я Вас приветствую. Садитесь, пожалуйста. Итак. Мы заканчиваем изучение темы «Россия в XVII веке». Сейчас мы проверим домашнее задание, продолжим повторение материала, пройденного по данной теме, и разберем новый материал.
Все, что мы вспомним и узнаем, нам понадобится для проверочного урока.
2. Проверка ДЗ. — Актуализация опорных знаний : 15 мин.
ПРОВЕРЯЕМ
Задания в Р.Т. – 1здн. – 3 здн. – само – взаимоконтроль ученика и класса
4 здн. — само – взаимоконтроль ученика и класса
Вопрос: Итак, какие факторы влияли на развитие образования и культуры России XVII века?
Ответ: 1) влияние связи с зарубежными странами — связь с зарубежными государствами: учителя из Речи Посполитой, основатели Славяно – греко – латинского училища – греки, братья Лихуды, книги западноевропейских авторов, технические новинки отправлял дворянских детей учиться за границу, продолжает развиваться книгопечатание
2) границы и сведения о новых землях: благодаря освоению новых территорий уточнялись границы территории России, появились новые сводные карты страны, пояснения к ним. Интересные сведения о приграничных территориях были получены послами и дипломатами, напр. Н. Спафарием о Китае и территориях Сибири.
3) образование, книгопечатание — в XVII в. впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения.
Вопрос: Почему?
Ответ: после Смуты оживилась торгово – промышленная деятельность, расширился гос. аппарат в центре и на местах (см.рост численности Боярской Думы, Приказов). Поэтому к концу XVII в. грамотой владела почти ¼ часть мужского населения Москвы, росла грамотность среди дворян и даже черносошных и крепостных крестьян. В домашнем обучении в качестве учителей выступали или члены семьи, или «мастера» из числа духовенства. В семьях бояр – учителя из-за границы.
Книгопечатание достигло огромного количества: более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг. По предложению Симеона Полоцкого в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре (в Китай-городе, за иконным рядом. Основан Борисом Годуновым) учреждена школа подъячих Приказа Тайных дел. В 1687г. сюда переедет из Богоявленского монастыря Славяно-греко-латинское училище – первое высшее училище в России (основано в 1865 г.). Учебная продукция была доступна по стоимости всем слоям общества.
Вопрос: Что вы можете сказать о научных знаниях? Что такое «Синопсис»?
Ответ. «Синопсис»- первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века. Издана в 1678 г.
1615г. – изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой, русские мастера владели техникой крепостного и церковного строительства, знали и на практике применяли астрономию.
ПОДВЕДЕМ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ:
Вопрос: Как вы охарактеризуете образование и культуру России XVII века?
Ответ: образование и культура России XVII века были на высоком уровне. Ученые и мастера широко использовали иностранный опыт для создания авторских самобытных творений. Литература и живопись перестали быть только церковной, стали записываться произведения устного народного творчества. Стал формироваться новый литературный жанр – биографическая повесть. В архитектуре стремились в внешней парадности: теремной дворец Московского кремля, загородный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, изменились башни Московского кремля. В церковной архитектуре уникален Новоиерусалимский монастырь. Купцы и дворяне стали строить для себя нарядные дома. Новым в духовной жизни стало обновление церковных книг и обрядов (реформа Патриарха Никона – 1653-1655г).
В 1672 г. при дворе был открыт первый в России театр. Правда, после кончины царя он перестал существовать, но первый театральный опыт принадлежит XVII веку.
В живописи усилилось стремление изображать повседневную жизнь. Появились парсуны (портреты).
В быту бояр и дворян — предметы мебели украшали росписью и резьбой, стали популярны ковры, которые привозили из Персии, Турции, Крыма. В XVII веке появляется мода на стеклянную посуду. Наряду с традиционными продуктами, в пищу стали употребляться новые: восточные приправы, и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), еще лимоны, изюм, миндаль сахар, рис. Одной из любимых новинок стала колбаса.
Крестьянский быт оставался традиционным. Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая была редкостью и стоила больших денег. Избы топили «по-черному». А в посадах стали появляться избы «белые» и горницы «белые» печной дым выводился через трубу. У богатого посадского населения стали появляться каменные дома и вспомогательные постройки
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
II.1.Задания по группам:1, 2, 3.
Учитель: Выполните здн.1( здн.1 стр.32-33 р.т. , здн. 2, 3 в р.т. — по группам – 7 мин.
Учитель. Слушаем ответы групп. …
Вопрос1: чем отличаются жилища различных сословий в XVII в.? — 3 мин.
_____________________________________________
Вопрос 2: Ответьте, в чем различия развлечений разных сословий? — 3 мин. ______________________________________
Вопрос 3: Что нового появилось в быту и обычаях разных сословий? — 3 мин. ______________________________________
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: Что показалось наиболее сложным. 2 мин.
А сейчас – проверим, что мы усвоили:
Закрепление, контроль.
Ответьте: «Верно ли утверждение?» — да, нет (технология развития критического мышления, рефлексия) — 7 мин.
1. К концу XVII века русские владения простирались до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов (Да)
2. Первая печатная история Государства Российского была издана при Михаиле Федоровиче (Нет)
3. Войну за Смоленск в XVII веке начала Речь Посполитая (Нет)
4. Церковь Вознесения в Коломенском построена в византийском стиле
(Нет)
5. В середине XVII в. в состав Боярской думы входили представители незнатных родов (Да)
6. Украинское зажиточное казачество защищало границы государства Речь Посполитая (Да)
7. Царь Алексей Михайлович был сторонником церковной реформы
(Да)
Проверка результатов: 7б – «5», 6 – 5б -«4», 5 – 4б «3» 4 -3б- «2».
Д.з. -2 мин.