Сценарий урока по теме :
«Героиня Франции Жанна Д’Арк». 6 класс
Цель: 1. Развитие навыка монологической речи по теме урока.
2. Расширение лингвострановедческого кругозора
обучающихся.
3.
Задачи:
Развивающие:
— развивать языковые, интеллектуальные и познавательные способности учащихся;
Практические:
-развивать навыки монологической речи на французском языке;
-приобщить к культурным ценностям страны изучаемого языка.
Воспитательные:
-формировать у обучающихся чувство уважения и интереса к истории страны изучаемого языка;
-воспитание культуры общения.
Тип урока : интегрированный урок истории и французского языка.
Оформление:
Эпиграф:
“ Le patriotisme des hommes simples, c`est le patriotisme de Jeanne d`Arc paysanne française, abandonée par son roi et brûlée par l`Église. Sa lumière brillante illumine toute notre histoire.” (M.Thorèse).
Даты Столетней войны 1337-1453.
Лексические единицы по теме урока.
Технические средства:
Проектор, компьютер, магнитофон.
Ход урока.
Начало урока. Слайд №1 « Героиня Франции Жанна Д’Арк».
Учитель истории приветствует обучающихся.
Учитель французского языка: Bonjour mes enfants! Asseyez-vous!
Je veuх vous présenter le professeur de l`histoire. Maintenant présetez—vous (обучающиеся французской группы называют свои имена на французском языке).
Учитель истории начинает урок с чтения эпиграфа:
«Патриотизм простых людей- это патриотизм французской крестьянки, покинутой её королём и сожжённой церковью на костре, пронизывает всю нашу историю как яркий луч света…» (Морис Торез).
Учитель французского языка повторяет это на французском языке:
“ Le patriotisme des hommes simples, c`est le patriotisme de Jeanne d`Arc paysanne française, abandonée par son roi et brûlée par l`Église. Sa lumière brillante illumine toute notre histoire.” (M.Thorèse).
Учитель истории: Тема урока « Героиня Франции Жанна Д‘Арк». Столетняя война.
Учитель французского языка произносит: « Les dates de la guerre de Cent ans sont 1337-1453”. Regardez le tableau, vous voyez les mots nouvaux sur notre sujet. Lisons ses mots moi, puis vous: слайд №2 (Король и рыцари)
La guerre de Cent ans — Столетняя война
Un chevalier — рыцарь
Un chevalier en armure — рыцарь в доспехах
Le Moyen Age — Средневековье
Le Roi — король
Une bataille — сражение, битва
Un héros — герой
Une heroïne — героиня
Une patrie — родина
l`Église — Церковь
Une paysanne — крестьянка
Brûler — cжигать
Sauver — спасать
Prendre part à… — принимать участие в чём – то.
( обучающиеся повторяют слова хором за учителем, затем индивидуально в режиме М- Е, перевод с русского на французский.
Учитель: ouvrez— vous vos vocabulaires et écrivez les mots nouvaux (в это время англичане выполняют письменную работу)
После фонетической отработки слов учитель предлагает ответить на следующие вопросы( с опорой на наглядность).
Учитель:
Répondez aux questions suivantes!
1.Quelles sont les dates de la guerre de Cent ans?
Les dates de la guerre de Cent ans sont les années 1337-1453.
2. Est-ce que c`est l`époque du Moyen Âge?
Oui, c`est l`époque du Moyen Âge.
3. Voyez-vous sur cette image le chevalier en armure?
Oui, nous voyons sur cette image le chevalier en armure.
4. Est-ce que Jeanne d`Arc est une heroïne de la France?
Oui, Jeanne d`Arc est une heroïne de la France.
5. À quelle guerre Jeanne d`Arc a-t-elle pris part?
Jeanne d`Arc a pris part à la guerre de Cent Ans.
6. Est-ce que Jeanne d`Arc a sauvé la France de l`ennemi?
Elle a fait beaucoup pour la France.
7. A-t-elle aimé sa Patrie?
Oui, elle a aimé sa Patrie.
Учитель истории: Средневековье. Когда мы произносим эти слова, в воображении предстают прекрасные дамы, отважные рыцари, величественные короли. В тоже время средневековье – это не только рыцарские турниры, это и предательство, коварство, интриги, бесконечные войны. (слайд №3 – столетняя война).
Одной из самых тяжёлых и длительных войн в истории средневековья являлась Столетняя война между Англией и Францией, которая принесла немало бед народам, особенно пострадала Франция.
Что же послужило причиной и поводом к войне? (слайд №4 Карта «Столетняя война»).
Рассказ ученицы.
Учитель истории: В1340году англичане разгромили французский флот вузком проливе при Слейсе. А затем наступил черёд сухопутных сражений. Первым из них была битва при Креси. (слайд №5- Битва при Креси).
Рассказ ученицы.
Учитель истории : О следующем крупном столкновении Английской и Французской армий лучше всех знает…
(слайд № 6 – Битва при Пуатье ).
Учитель истории: В 1360 году Англия и Франция заключили перемирие. Франция воспользовалась им для реорганизации армии. К 1380 году удалось освободить значительную территорию Франции. Однако к концу 14 века положение Франции осложнилось междоусобными распрями .(слайд № 7-
Битва у Азенкура).
В 1415 году у Азенкура Французская армия вновь была разбита и бежала с поля боя.
Героиней французского народа в Столетней войне стала простая крестьянская девушка Жанна Д`Арк. (слайд №8 « Жанна Д`Арк»)
Учитель французского языка:
(послушайте диалог между двумя ученицами: одна из них интересуется историей, но плохо запоминает даты, другая- знает много интересного из
истории Франции и делится своими знаниями с подругой).
Écoutez le dialogue entre deux écoliers:
Nicole: Julie, aimes-tu l`histoire? Moi, j`aime l`histoire, mais j`apprends
mal les dates.
Julie: Et moi j`adore l`histoire, surtout l`histoire de la France. A Rouen
il y a le musée Jeanne d`Arc. Je voudrais visiter ce musée.
Nicole: Tu connais la vie de Jeanne d`Arc?
Julie: Un peu. Pendant les leçons d`histories nous apprenons la guerre de Cent ans et nous avons parlé de Jeanne d`Arc .
Nicole: Où est- elle née, Jeanne d`Arc ?
Julie: Jeanne d`Arc est née à Domrémy, un petit village de Lorraine
Nicole: Comment était-elle, Jeanne d`Arc?
Julie: C`était une fille très simple. Elle aidait sa mère. Surtout elle aimait sa patrie.
Nicole: Et pourquoi Jeanne d`Arc a-t-elle commencé à lutter contre
les ennemis?
Julie: Un jour d`été, dans le jardin de son père, elle a entendu une voix mistérieuse qui lui dit: ” Jeanne, il faut sauver le roi de l`ennemi”
Nicole: Merci. Maintenant je sais beaucoup de choses. Je vais preparer un dossier sur Jeanne d`Arc.
Учитель французского языка:
Qui veux parler de Jeanne d`Arc ?
Обучающиеся на французском языке рассказывают о героине.
Jeanne d` Arc est née à Domrémy, un petit village de Lorraine. Elle avait trois frères. C` était une fille très simple, elle aidait sa mère.Surtout elle aimait sa patrie. Un jour d`été, dans le jardin de son père, elle entendit une voix mystérieuse qui lui dit: “Jeanne, il faut sauver la France, il faut sauver le roi de l` ennemi.”
Interprète:(переводчик) Жанна Д`Арк родилась в Домреми, маленькой деревне в Лоторингии. У неё было три брата. Это была простая девушка, она помогала своей матери. Особенно она любила свою Родину. Однажды летом в саду своего отца она услышала странный голос, который ей сказал: «Жанна, нужно спасать короля от врага».
Ролевая игра.
(2 ученика, представляющие Жанну и её двоюродного брата, входят в класс. На плече у брата палка с котомкой, рядом с ним широко и уверенно шагает девушка лет 17, одетая в красное платье.)
Jeanne: Mon cousin! Les Anglais ont occupé Paris et ils veulent prendre Orléans. Ils ne pourront pas le faire. Je le sais. Ma patrie sera libre.
Cousin: Je suis d`accord avec toi, ma cousine. Les paysans ont déjà commencé à lutter contre les Anglais.
Жанна Д`Арк:
Jeanne d`Arc aimait la France et son peuple.
Jeanne d`Arc voulait aider son peuple. Elle souffrait beaucoup en pensant aux malheurs de son pays. Elle voulait libérer son pays de la domination anglaise.
Jeanne d`Arc est allée rencontrer le roi Charles VII. Elle lui a demandé une petite armée pour combattre l` ennemi. Le roi a accepté. En quelques jours
Jeanne a su rétablir la discipline de l`armée, réveiller le patstriotisme des soldats et libérer plusieures villes.
Mais les chefs de l`armée française étaient jaloux de son succès et l`ont livrée aux Anglais. Blessée, abandonée par le roi, elle a été mise en prison et accusée de
sorcellerie. Jeanne a été condamné à être brûlée vive. Elle est morte le 30 mai 1431, à l`âge de 19 ans.
Interprète:(переводчик)
Жанна Д`Арк любила Францию и свой народ. Жанна Д`Арк хотела помочь своему народу. Она страдала очень, думая о бедах своей страны. Она хотела освободить свою страну от английского господства. Жанна Д`Арк встретилась с королём Карлом седьмым. Она попросила у него маленькую армию , чтобы сражаться с врагом. Король согласился. За несколько дней Жанна сумела восстановить дисциплину в армии, пробудить патриотизм у солдат, освободить многие города. Но генералы французской армии завидовали её успехам и выдали её англичанам. Раненая, покинутая королём, она была заключена в тюрьму и обвинена в колдовстве. Жанна была приговорена к сожжению заживо. Она умерла 30 мая 1431 года в возрасте девятнадцати лет.
(ученик читает стих)
Барабана тугой удар
Будит утренние туманы-
Это скачет Жанна Д`Арк
К осаждённому Орлеану
( слайд № 9 «Орлеан»)
Учитель истории: предлагает обучающимся рассказать об осаде Орлеана.
(на русском языке).
Укрепления англичан располагались с южной и западной сторон города.
Поэтому Жанна и Дюнуа с войском зашли с севера. Позднее Дюнуа рассказывал, что, когда они плыли по Луаре, ветер дул навстречу с такой силой, что переправиться на другой берег не было никакой возможности.
И вдруг ветер переменился, надул паруса и французы без труда попали в осаждённый город. Дюнуа утверждал, что это было воистину чудо. С этой стороны город не был так сильно укреплён. Жанна с войском незаметно вошли в город. Через несколько дней они вышли из ворот Орлеана и напали на англичан. Бой длился больше суток. В конце сражения вражеская стрела
вонзилась в шею Жанне, и девушка упала на землю. Англичане были уверены, что она мертва. Вообразите их ужас, когда они снова увидели её во главе войска! Они решили, что Жанна- ведьма. Испугавшись колдовства, осаждавшие подожгли свои собственные укрепления, воздвигнутые под стенами Орлеана, и обратились в бегство. В честь этой победы Жанна Д`Арк
получила имя Орлеанской Девы. Король был напуган растущей популярностью Жанны Д`Арк.(слайд № 10 «Пленение Жанны Д`Арк»)
Учитель истории: У крепости Компьен Жанна Д`Арк была схвачена Бургундцами в плен и продана англичанам. Король даже не пытался её выкупить из плена. И Жанна предстала перед судом инквизиции. Мы увидим с вами сцену этого суда.
2 Театрализованная сценка «Суд над Жанной Д`Арк».
(действующие лица: епископ, судья, Жанна)
Председатель суда: Введите обвиняемую!
Епископ: представшая перед нами женщина Жанна, в народе именуемая девой, была схвачена на территории нашей епархии. Наш король передал её нам как сильно подозреваемую в ереси. Она колдунья.
Судья: Если ты сегодня не подчинишься церкви, душа твоя обречена пылать в вечном огне, а тело твоё сгорать в земном пламени.
Жанна: Высокие господа! Задайте мне вопрос один после другого.
Епископ: Ненавидит ли Бог англичан?
Жанна: Любит ли он их или ненавидит, об этом мне ничего неизвестно. Но я уверена, что все англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые найдут здесь смерть.
Судья: Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву?
Жанна: Я говорила им : «Вперёд, за Францию!» И первая показывала пример.
Судья: Почему во время коронации в Реймсе твоему знамени было отдано предпочтение, перед знамёнами других полководцев?
Жанна: Оно было в труде и подвигах, и ему надлежало быть в чести.
Судья: Почему ты не покоряешься?
Жанна: Я больше вам ничего не скажу.
(слайд №11 «Сожжение Жанны Д`Арк»)
Обучающиеся заканчивают сценку словами:
«30 мая 1431 года на Жанну надели безобразный колпак еретиков и телега палача медленно тронулась, увозя в последний путь Жанну. Толпы народа
стояли на её пути. Народ всё шёл и шёл, чтобы проститься с Жанной. Говорили , сердце Жанны огонь не тронул».
(слайд №12 « ХХ век – причисление к лику святых»)
Обучающиеся переводят монолог на французский язык.
Le 30 mai 1431, Jeanne a été coiffée du bonnet d`âne des héréniques. Elle a lentement accomplit son dernier voyage dans la charrette du bourreau. Le peuple l`accompagnait pour lui faire ses adieux. On disait, que le feu n`avait pas touché le cœur de Jeanne.
(Звучит мелодия “Ave Maria” об-ся смотрят фрагменты фильма о Столетней войне)
Учитель истории: А теперь предлагаю вам совершить небольшое путешествие по средневековью:
1.Чем вы объясните перелом в войне с появлением Жанны Д`Арк?
2.Почему Жанну Д`Арк называли Орлеанской Девой?
3.Подумайте, случайно или закономерно было появление Жанны Д`Арк?
Почему?
4.Во время этих войн феодалы одной страны стремились отнять друг у друга земли, захватить в плен соседа. О каких войнах идёт речь? (междоусобные).
5.Они должны были уметь фехтовать, бороться, ездить верхом, плавать, метать копьё. Кто они?(рыцари).
6. Воспетые состязания рыцарей в силе и ловкости. (турниры).
7. Крестьяне работали в хоз – ве феодала: обрабатывали пашню, чинили дом, амбары, мосты. Как назывались подобные работы?(барщина).
8. В дождливое время стояли огромные лужи. По легенде в одной из таких луж утонул всадник с конём. Где же было так рискованно появляться.7 (город).
9. Торговля этими грамотами приносила церкви огромные доходы, а верующим давала надежду на прощение грехов и спасение души.(Индульгенция ).
10. Они утверждали, что церковь испорчена. Папу называли наместником дьявола, а не Бога. Кто эти люди? (еретики)
9
11.Каждый крестьянин платил церкви….(десятину).
12. У этих крестьян не было ни земли, ни свободы. Как их называли?(крепостные).
Учитель истории: Предлагаю вам вспомнить самые важные термины из изученного нами периода средневековья:
Гос – во
Налог
Классы
Сословия
Род
Чересполосица
Абсолютная монархия
Сословная монархия
Оброк
Доход
Вотчина
Десятина
Повинности
Формы зависимости
Товарное хозяйство
Натуральное хозяйство.
Подведение итогов урока