МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект повторительно – обобщающего урока истории в 11 классе
на тему «Жизнь советских людей в 1953 – 1964 годах. Семь «К» Никиты Сергеевича».
Подготовила
Зурмаева Елена Юрьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Жизнь советских людей в 1953 — 1964 годах»
(Семь «К» Никиты Сергеевича)
Тип урока: повторительно — обобщающий
Вид урока: урок — портрет эпохи (урок погружения в историю)
Цель урока: обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущева в политической, социально — экономической, духовной областях;
определить особенности жизни и быта советских людей в
1953 — 1964 годах;
основные черты и характер хрущевского десятилетия;
продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами, предметами быта, музыкальными произведениями и кинодокументами, оценивать события.
Оборудование урока:
В углу кабинета — уголок хрущевской квартиры с предметами быта, собранными учащимися:
-
стол, накрытый вышитой скатертью, статуэтки;
-
журналы «Огонек», произведения В.И.Ленина;
-
вышитые работы
-
пластинки
-
вязаный половик
-
гитара, магнитола
-
коллаж
-
кинофильм «Карнавальная ночь»
Опережающее задание:
1. Создать художественный образ десятилетия (коллаж из иллюстраций)
2. Приготовить сообщения о реформах Хрущева
3. Приготовить сообщение о жизни и быте жителей п. Хужир в 1950 — 1960 годы
4. Инсценировать анекдоты
5. Создать музыкальный образ десятилетия (попурри песен)
6. Собрать предметы быта того времени и воссоздать уголок хрущевской
квартиры 1950-х годов.
План урока:
1. Основные общественно — политические события 1953 — 1964 годов.
2. Социально — экономическая политика и положение колхозников
3. Промышленность, жизнь и быт горожан
4. Повседневная жизнь, быт и успехи жителей п. Хужир
5. Художественный и музыкальный образ десятилетия.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы завершаем изучение раздела истории России «Первые попытки
десталинизации СССР в 1953 — середине 60-х годов». Истоки многих сегодняшних
процессов и событий лежат в том десятилетии, когда у руля государства стоял
Никита Сергеевич Хрущев.
I. Политическая жизнь страны
Просмотр фрагментов х/ф «Карнавальная ночь»
Вопросы: 1. Какими словами можно определить настроение и чувства советских людей,
встречающих Новый год?
2. Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье?
(Учащиеся рассказывают о возвращении людей из тюрем, реабилитации
жертв политических репрессий и целых народов, о разоблачении культа
личности Сталина на XX съезде КПСС)
II. Сельское хозяйство
Сообщение учащегося о реформах в области сельского хозяйства
Задание: По ходу ответа одноклассника оценить реформы Н.С.Хрущева в области
сельского хозяйства. Для этого в тетради составить динамическую таблицу.
Таблица на доске:
Последствия | |
|
|
Вывод: Меры в области сельского хозяйства непоследовательны, противоречивы и
неоднозначны.
III. Промышленность и быт людей
Сообщение учащегося о реформах в области промышленности
Сообщение учащегося о жизни и быте горожан
Сообщение учащегося о реформах в области образования
Задание: Выписать в тетрадь основные достижения в области промышленности, изменения
в жизни людей.
-
массовое строительство благоустроенного жилья
-
введение семичасового рабочего дня
-
снижение пенсионного возраста
-
запуск искусственного спутника Земли
-
первый полет человека в космос
-
создание атомных станций
-
строительство атомного ледокола «Ленин»
-
введение всеобщего 8-летнего образования
Вывод: Советские люди испытывают радость, гордость, надежду в светлое будущее —
коммунизм.
IV. История п. Хужир в 1950-1960 годы
Сообщение учащегося о жизни жителей п. Хужир в 1950 — 1960 годы
Задание: Выписать в тетрадь основные достижения социально — экономического развития поселка в 1950 — 1960 годы.
-
1955 -1962 — флот пополняется железными кораблями
-
1957 — рыбоконсервный цех
-
кирпичный завод
-
жилищное строительство
-
расширение цехов рыбозавода
-
1962 — круглосуточное электроснабжение
-
создан овцеводческий совхоз «Ольхонский»
-
1953 — в школе вводится производственное обучение
V. Духовная жизнь общества
Инсценирование анекдотов
1. Армянское радио спрашивают:
— Нужна ли в русском языке буква «М»?
Армянское радио отвечает:
— Не нужна. Мяса нет, маргарина нет, молока нет. Маленкова нет, Молотова тоже нет. Остался один Микоян, и тот не русский.
2. Армянское радио спрашивают:
— Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?
Армянское радио отвечает:
— Мы идем к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.
3. Армянское радио спрашивают:
— Почему нет обуви в магазинах?
Армянское радио отвечает:
— Потому что босиком легче догнать и перегнать Америку.
4. Армянское радио спрашивают:
— Какая разница между Хрущевым и ракетой — носителем?
Армянское радио отвечает:
— Ракета — носитель сперва поднимается вверх, а затем разгоняет спутник, а Хрущев сперва разгоняет спутников, а затем поднимается вверх.
5. Армянское радио спрашивают:
— Почему Хрущев отказался ввести шестичасовой рабочий день?
Армянское радио отвечает:
— На просьбу рабочей делегации он ответил: «Потому что вы и так работаете полдня, а вторую половину анекдоты обо мне рассказываете».
6. Армянское радио спрашивают:
-За что сняли Хрущева?
Армянское радио отвечает:
— За семь «К»: культуру, коммунизм, кукурузу, Китай, краснобайство, Кубинский кризис и кузькину мать.
Вопросы: 1. Какая черта времени проявилась в анекдотах особенно ярко?
( свобода, демократия)
2. Какие чувства и настроения отразились в анекдотах?
( в условиях демократии усиливается недовольство политикой Хрущева)
Учитель: Настроения людей и характер эпохи передают ярко поэзия и музыка.
Задание: Определите характер песен, стихов, настроение и чувства советских людей.
Мы все привыкли кое-как
Трудиться — так нас приучили.
И в результате — часто брак
И бедность, что мы заслужили.
Царит посредственность везде,
Зажав таланты жадной пастью.
Уселись в тепленьком гнезде
Торговки вместе с местной властью.
А бюрократ всегда готов
Вильнут хвостом, когда угроза.
И бьется бедненький Хрущев
С такою кучею навоза.
В.А.Попов, самодеятельный поэт, 1963 г.
Попурри популярных песен 1950 — 1960 годов
VI. Заключение
1. Учащиеся комментируют коллаж (художественный образ ) десятилетия. Они указывают главные черты и особенности хрущевского десятилетия.
Учитель: Г.Попов сказал о деятельности Хрущева, что это уникальная энциклопедия
гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции
могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии два тома:
в белой и черной обложках…
Вопрос: Что вы обернете в черную или белую обложки? Какие его деяния занесете
в список того или другого цвета?
2. По итогам урока составляется таблица «Основные черты хрущевского десятилетия»
-
Сфера
Позитивные черты
Негативные черты
Политическая
Десталинизация
Демократизация
Культ личности
Экономическая
Создание основ индустриального общества
Продовольственный кризис
духовная
Оттепель
Партийно — государственный контроль
Учитель: Я хочу закончить урок словами Н.С.Хрущева: «Я знаю, все будут говорить
по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие — кукурузу,
третьи — жилищную политику, четвертые — когда я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное — все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет».
Домашнее задание: Обсудите дома с родителями проблему: перестройка 1980 — 1990 годов близка по духу хрущевской оттепели. Какие уроки мы можем вынести из хрущевского десятилетия.
Использованная литература и интернет — источники:
Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки истории в 9, 11 классах. Волгоград, 2002
http://festival.1september.ru/articles/627861/
http://his.1september.ru/article.php?ID=200404008