Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ ПО ИСТОРИИ
«РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX – НАЧАЛО ХХ века»
11 КЛАСС
Автор-составитель:
Олег Сергеевич Шаклеин учитель истории и обществознания I квалификационной категории
Екатеринбург, 2014
Пояснительная записка
Цивилизационный подход к обучению и собственно метод обучения сформированы и апробированы в предлагаемом виде в 90-х гг. ХХ столетия. Возникли они на почве реформирования системы и содержания исторического образования в России. Главенствующее в цивилизационном методе обучения – отражение жизни, быта, культуры, духовности человека во взаимосвязи и взаимозависимости с государственным, экономическим, политическим и иным устройством общества1.
Изучение истории российской цивилизации позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские, патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.
Цивилизационный подход, в котором взаимодействуют две разные модели – линейно-стадиальная и локально-региональная, служит созданию многогранного образа истории России, способствующего преодолению идеологических противоречий. Линейно-стадиальная модель соотносится с идеей модернизации и исторического развития по западному образцу, локально-региональная – с идеей неизменности местных особенностей локальных цивилизаций, вечной ценности их культурного опыта и выработанного веками образа жизни. Так в теории цивилизаций осознается и фиксируется сложность и многомерность мирового исторического процесса, способы взаимодействия в нем традиции и прогресса.
Одновременная ориентация на воспитание гордости российского гражданина за свою страну и самокритичного взгляда на ее историю позволяют совместить в курсе российской цивилизации два аспекта: государственнический и демократический. Отражением первого является повествование о ключевых моментах становления и развития российской государственности и культуры, отражением второго – анализ противоречий, долгое время препятствовавших формированию в нашей стране развитой традиционной культуры (создающей внутренние предпосылки модернизации), а впоследствии и самому процессу модернизации. Стержнем истории российской цивилизации становится при этом двуединый процесс развития государственности и предпосылок модернизации России.
Курс истории российской цивилизации смещает познавательные акценты в сторону последовательного сравнительного анализа социокультурных особенностей России, с одной стороны, и типичных черт Запада и Востока – с другой. В воспитательной области он способствует развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому, многомерному восприятию общественной действительности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам собственных государства и культуры, терпимости к разнообразию существующих взглядов на общественные и национальные проблемы, ответственности за свою страну и развитие традиций своей культуры.
Сохранение модернизационной «оси» истории позволяет интегрировать курс в общую картину мировой истории, сосредоточенность на проблеме препятствий модернизации дает возможность сократить объем освещения общих черт социально-экономического и социально-политического развития России и Запада и полнее показать цивилизационную специфику страны1.
Рабочая программа составлена с учетом изучения в объеме 2 часов в неделю (68 часов). Из них 34 часа – теоретическая часть курса, 34 часа – практическая часть курса. Практическая часть курса предполагает проведение диспутов, выполнение исследовательских работ и докладов с их последующей презентацией, ролевые игры.
Содержание изучаемого курса
«Российская цивилизация. IX – начало ХХ века»
-
Учебно-тематический план
| Тема | Количество часов | |
1 | Введение | Теория цивилизаций. Цивилизационный подход к истории России | 4 часа |
2 | Тема 1 | Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации | 4 часа |
3 | Тема 2 | Единое Древнерусское государство IX – XI вв. (домонгольская Русь в эпоху своего становления и расцвета) | 7 часов |
4 | Тема 3 | Государственная раздробленность Древней Руси. XII – XV вв. (домонгольская Русь в период упадка, Русь под игом) | 9 часов |
5 | Тема 4 | Московское княжество: появление, рост могущества и превращение в центр объединения русских земель (XIV – XVI вв.) | 6 часов |
6 | Тема 5 | Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в. | 8 часов |
7 | Тема 6 | Петровские реформы и начало модернизации российского общества. | 6 часов |
8 | Тема 7 | Российская империя в первой половине XIX в. | 8 часов |
9 | Тема 8 | Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в. | 8 часов |
10 | Тема 9 | Революционный кризис в России в начале ХХ в. | 8 часов |
|
| Итого: | 68 часов |
-
Содержание курса
Введение
Теория цивилизаций: генезис и развитие, основные представители. Теория цивилизаций на современном этапе развития гуманитарного знания. Цивилизационный подход к истории России. Что такое цивилизация (история возникновения данного понятия, его смысл и многозначность, характеристика типов цивилизаций, соотношение понятий цивилизация, культура, империя, основные концепции цивилизаций). Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории, в частности к изучению истории России.
Тема 1. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации.
Природные и географические факторы в истории России. Условия жизни и национальный характер. Тип деятельности и идеал деятельности. Колонизация земель и этапы истории России (историографический аспект). Верования восточных славян. Язычество и «религии спасения». Этапы развития славянского язычества. Языческие обычаи в русской культуре XIX – XX вв. Ценностные ориентации народной русской культуры. Значение ценностей для культуры и общества. Ценностные ориентации древних славян. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре.
Тема 2. Единое Древнерусское государство IX – XI вв. (домонгольская Русь в эпоху своего становления и расцвета).
Древняя Русь. Проблема генезиса славян и их прародины в современной отечественной историографии. Племенной строй у восточных славян. Создание Древнерусского государства. Персонификация: откуда родом «варяжские гости» (дискуссии в историографии о этноязыковой принадлежности первых русских правителей – Олега, Игоря, Ольги). Государственность и родовые идеалы. Родовые идеалы и политическая практика. Цивилизационная альтернатива: проблема выбора веры (иудаизм, ислам христианство – православие, католицизм). Персонификация: Владимир Святой. Великие религии: общие черты. Иудаизм. Ислам. Византийское православие. Отношение православия и католичества к государству. Ценности и господствующие типы личности. Россия – восточно-христианская цивилизация. Диалогические элементы древнерусской культуры. Власть и право. Аскетизм и «труженичество». Двоеверие. Национальное самосознание.
Тема 3. Государственная раздробленность Древней Руси. XII – XV вв. (домонгольская Русь в период упадка, Русь под игом).
Начальный этап государственной раздробленности Руси. Понятие «феодализм» и его характерные особенности. Дискуссии о феодализме в современной отечественной историографии. Специфика русского феодализма, основные концепции развития феодализма на Руси. Упадок и распад единого Древнерусского государства после Ярослава Мудрого (1054 – 1132). Возникновение удельных княжеств. Разложение социально-экономической основы единого государства. Ослабление Киева и возникновение новых центров власти. Цивилизационная альтернатива. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Концепция «вызов-ответ». Монголо-татары и «вызов» Востока. Крестоносцы и «вызов» Запада. Политические и культурнее последствия монголо-татарского ига. Цивилизационный вариант – 1. Новгородская республика. Новгородская республика. Новгород и Европа. Особенности культуры древнего Новгорода. Цивилизационный вариант – 2. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв. Вхождение восточно-славянских земель в состав Литовского государства. Общественно-политический строй средневековой Литвы. Особенности культуры украинцев и белорусов.
Тема 4. Московское княжество: появление, рост могущества и превращение в центр объединения русских земель (XIV – XVI вв.).
Усиление Московского княжества в XIV – XV вв. Идея единовластия и пути ее осуществления. Москва и Орда – от сосуществования к соперничеству. Москва и прочие центры объединения русских земель: Москва и Новгород, Москва и Литва. Создание идеологического фундамента и органов центральной власти в Московском государстве. Москва – Третий Рим: теория и практика. Иван IV: абсолютизм или самодержавие? Запад и Восток в политике Ивана IV. Сословное общество во второй половине XV – XVI вв. Положение сословий в Европе и в России. Государственный феодализм в России и его особенности. Тягловые общины. Традиционная культура Московского государства. Традиционализм как явление. Роль семьи в традиционном обществе. Традиционализм и модернизация. Диалог традиционалистских культур. Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе.
Тема 5. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в.
Смутное время. Начало становления мировой цивилизации и Россия. Поиски «настоящего» царя. Перспектива сословной монархии. Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма. Сословное общество и его оформление в Соборном уложении 1649 г. Крепостное право и общественная нравственность. Начало поворота к Западу и первые западники. Казачество. Формирование казачества и его идеалы. Кризис идеалов казачества и его превращение в опору самодержавия. Раскол и старообрядчество. Церковная реформа и борьба с ней. Духовный потенциал старообрядчества. Роль старообрядчества в развитии русского предпринимательства.
Тема 6. Петровские реформы и начало модернизации российского общества.
Цивилизационная альтернатива: Реформы Петра I. Европеизация России как ценность. Внешнеполитические успехи Петра I и противоречия процесса модернизации. Развитие дворянской культуры и культурный раскол общества. Противоречия модернизации и зарождение либерализма. Эпоха женщин-императриц и ее социально-экономические последствия. Влияние идеалов либерализма. Екатерина II – Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева. Дворянская реакция. Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского сознания. Рост авторитета России в Европе. Превращение России в великую державу. Рост национального самосознания.
Тема 7. Российская империя в первой половине XIX в.
Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания. Либеральные идеалы и либеральные преобразования. Войны с наполеоновской Францией. Консервативный период царствования Александра I. Раскол между образованным обществом и властью. Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе. Идеалы и политика консерватизма. «Государственный феодализм» в сельском хозяйстве и промышленности. Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская война. Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы. Взаимодействие европейской и русской культуры. Проблема исторической самобытности России. Старчество. Зарождение цивилизационного самосознания.
Тема 8. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в.
Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и ее противоречия. Формы взаимодействия России и Европы в XIX в. Либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. Эпоха реакции. Особенности буржуазного развития в пореформенной России. Промышленный переворот и модернизация. Тенденции буржуазного развития России. Сопротивление крестьянства разложению общины. Государство и буржуазия. Традиционные ценности у рабочих. Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России. Россия и становление славянского самосознания. Первая теория российской цивилизации. Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России. Революционное движение в пореформенный период. Народничество. Формирование социал-демократии в России. Появление большевизма.
Тема 9. Революционный кризис в России в начале ХХ в.
Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Россия и мировая цивилизация. Рост сил консерваторов. Русский либерализм. Развитие крестьянского и рабочего движения. Революция 1905 – 1907 гг. Поражение в русско-японской войне и революционный кризис. Подъем революционного движения. Выборы и деятельность Государственной думы. Буржуазная эволюция российского общества и самосознания. Развитие экономики России и столыпинская реформа. Политическое лавирование царизма. Усиление раскола революционной и либеральной интеллигенции. Серебряный век русской культуры. Мировая война и революция 1917 г. Причины Первой мировой войны. Общественное движение накануне и в начале войны. Ход боевых действий и революционный кризис. Февральская революция 1917 г. и Октябрьский переворот.
-
Календарно-тематическое планирование курса
Тема | Кол-во часов | Форма урока | Дата | ||
по плану | факт | ||||
Введение (4 часа) | |||||
1 | Теория цивилизаций | 2 | Урок-лекция Урок-практикум |
|
|
2 | Цивилизационный подход к истории России | 2 | Урок-лекция Тестирование |
|
|
Тема 1. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации (4 часа) | |||||
3 | Природные и географические факторы в истории России | 2 | Урок-лекция Урок-дискуссия |
|
|
4 | Верования восточных славян | 1 | Урок-лекция |
|
|
5 | Ценностные ориентации народной русской культуры | 1 | Урок-практикум |
|
|
Тема 2. Единое Древнерусское государство IX – XI вв. (домонгольская Русь в эпоху своего становления и расцвета) (7 часов) | |||||
6 | Древняя Русь. | 3 | Урок-лекция Урок-практикум Урок-проект |
|
|
7 | Цивилизационная альтернатива: проблема выбора веры (иудаизм, ислам христианство – православие, католицизм). | 2 | Работа с документами Урок-игра |
|
|
8 | Диалогические элементы древнерусской культуры. | 2 | Урок-лекция Тестирование |
|
|
Тема 3. Государственная раздробленность Древней Руси. XII – XV вв. (домонгольская Русь в период упадка, Русь под игом) (9 часов) | |||||
9 | Начальный этап государственной раздробленности Руси | 2 | Урок-лекция Работа с документами |
|
|
10 | Понятие «феодализм» | 1 | Урок-практикум |
|
|
11 | Цивилизационная альтернатива | 1 | Урок-лекция |
|
|
12 | «Вызов» Востока и «вызов» Запада | 1 | Урок-лекция |
|
|
13 | Цивилизационный вариант – 1. Новгородская республика | 2 | Урок-практикум Урок-проект |
|
|
14 | Цивилизационный вариант – 2. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв. | 2 | Урок-практикум Урок-проект |
|
|
Тема 4. Московское княжество: появление, рост могущества и превращение в центр объединения русских земель (XIV – XVI вв.) (6 часов) | |||||
15 | Усиление Московского княжества в XIV – XV вв. | 2 | Урок-лекция Урок-проект |
|
|
16 | Создание идеологического фундамента и органов центральной власти в Московском государстве | 1 | Урок-практикум |
|
|
17 | Сословное общество во второй половине XV – XVI вв. | 1 | Урок-лекция |
|
|
18 | Традиционная культура Московского государства | 2 | Урок-семинар Тестирование |
|
|
Тема 5. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в. (8 часов) | |||||
19 | Смутное время | 3 | Урок-лекция Урок-игра Урок-игра |
|
|
20 | Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма | 2 | Урок-лекция Урок-практикум |
|
|
21 | Казачество | 1 | Урок-лекция |
|
|
22 | Раскол и старообрядчество | 2 | Урок-дискуссия Тестирование |
|
|
Тема 6. Петровские реформы и начало модернизации российского общества (6 часов) | |||||
23 | Цивилизационная альтернатива: реформы Петра I | 2 | Урок-лекция Урок-дискуссия |
|
|
24 | Противоречия модернизации и зарождение либерализма | 2 | Урок-лекция Работа с документами |
|
|
25 | Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского сознания | 2 | Урок-игра Тестирование |
|
|
Тема 7. Российская империя в первой половине XIX в. (8 часов) | |||||
26 | Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания | 4 | Урок-лекция Урок-лекция Урок-практикум Урок-проект |
|
|
27 | Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе | 2 | Урок-лекция Урок-дискуссия |
|
|
28 | Развитие русского национального самосознания | 2 | Урок-лекция Тестирование |
|
|
Тема 8. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в. (8 часов) | |||||
29 | Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и ее противоречия | 3 | Урок-лекция Урок-лекция Урок-практикум |
|
|
30 | Особенности буржуазного развития в пореформенной России | 2 | Урок-практикум Урок-дискуссия |
|
|
31 | Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России | 1 | Работа с документами |
|
|
32 | Революционное движение в пореформенный период | 2 | Урок-лекция Тестирование |
|
|
Тема 9. Революционный кризис в России в начале ХХ в. (8 часов) | |||||
33 | Столкновение ценностей модернизации и традиционализма | 2 | Урок-лекция Работа с документами |
|
|
34 | Революция 1905 – 1907 гг. | 2 | Урок-лекция Работа с документами |
|
|
35 | Буржуазная эволюция российского общества и самосознания | 2 | Урок-лекция Урок-семинар |
|
|
36 | Мировая война и революция 1917 г. | 2 | Урок-дискуссия Тестирование |
|
|
Литература
Учебник:
-
Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX – начало XX вв. (люб. изд.).
Дополнительная учебная литература:
-
Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IX – XX вв. М., 2000.
-
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций (люб. изд.).
Дополнительная специальная и справочная литература:
-
Асланов Л.А. Менталитет и власть. Русская цивилизация. В 3 кн. М., 2009.
-
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2 ч. / Сост. Н.Г. Федоровский. М., 1994.
-
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 2005.
-
Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008.
-
Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации. М., 2003.
-
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2003.
-
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
-
Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000.
-
История России: Теоретические проблемы. Вып. 1: Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения / Отв. ред. А.С. Сенявский. М., 2002.
-
История цивилизаций в схемах. М., 2007.
-
Кагарлицкий Б.Ю., Сергеев В.Н. История России: Миросистемный анализ: Учебное пособие. М., 2013.
-
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
-
Кульпин Э.С. Путь России. М., 1995.
-
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности великорусского исторического процесса. М., 1998.
-
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
-
Российская империя: От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории. М., 2011.
-
Российская многонациональная цивилизация: Единство и противоречия / Отв. ред. В.В. Трепавлов. М., 2003.
-
Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь. М., 2001.
-
Сборник статей «Цивилизации». Вып. 1-7 (1992 – 2007 гг.).
-
Смирнов П.И. Слово о России: Беседы о российской цивилизации. СПб., 2004.
-
Степанищев А.Т. История России: IX – XX вв.: Схемы. М., 2001.
-
Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: Курс лекций. М., 2009.
-
Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
Программа составлена в соответствии с:
Ионов И.Н. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация. IX – начало ХХ века»: Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2002. 112 с.
1 Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч. 1. М., 2002. С. 172-173.
1 Ионов И.Н. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация. IX – начало ХХ века». М., 2002. С. 3-10