Муниципальное образовательное учреждение
«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Урока истории в 9 классе
по теме:
«Коллективизация»
Подготовила и провела:
учитель истории и
обществознания
Лукьянчикова Е.В., ВКК
2012-2013 учебный год
Урок истории в 9 классе
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
-
Усвоить причины и сущность сплошной коллективизации;
-
Проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия коллективизации;
-
Дать представление о негативной сущности процесса коллективизации;
-
Усвоить различные точки зрения на оценку итогов развития СССР в 30-е годы и выработать свое отношение к ним или свою оценку по этой исторической проблеме;
-
Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями;
-
Способствовать воспитанию в детях уважительного отношения к прошлому своей страны.
Оборудование: рабочие тетради (рабочие листы 4,5), карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.», документы, мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку с музыкальным сопровождением.
Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание
Ход урока:
-
Организационный момент:
-
Звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» (слайд 1);
-
Вступительное слово учителя;
-
Организация класса для дальнейшей работы.
-
Контроль знаний:
-
выполнение заданий на рабочем листе 4 (№1-3) и на рабочем листе 5 (контурная карта) в рабочей тетради;
устный вопрос:
-
Каковы были источники для проведения ускоренной индустриализации?
-
Изучение новой темы.
-
Коллективизация: начало.
Слово учителя: Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная.
Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю.
Мнение: Мария Спиридонова (лидер эсеровского движения) – цитата на стр. 448 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.
Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных объявило кулаками – враждебным элементом.
-
Введение термина «кулаки» ( работа с кадрами кинохроники)- слайд2.
Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты. В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало (слайд 3)
Декабрь 1927 года – XV съезд ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства» (слайд 4).
7 ноября 1929 года – статья Сталина «Год великого перелома» (слайд5)
-
Работа с документом «Из статьи И.В.Сталина «Год великого перелома» (учебник стр.174)
? Какие цели ставит перед страной И. Сталин?
Выводы (слайд 6):
-
Деревня – источник продовольствия;
-
Деревня – основной канал средств для нужд индустриализации.
-
Раскулачивание (слайд 7).
? Для чего нужно было раскулачивать крестьян?
-
Работа с документом «Из речи И.В.Сталина на конференции аграрников – марксистов» 27 декабря 1929 года (стр. 174-175 учебника)
Цели раскулачивания:
-
Создание материальной базы;
-
Подрыв сопротивления;
-
Судьба раскулаченных – пример для тех, кто не желал идти в колхоз (слайд 8).
Выселение крестьян – примеры со стр. 449 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. (рассказы А.И.Солженицына, О.В.Волкова.)
-
Работа с документом «Из письма раскулаченных в адрес М.И.Калинина. 1930 год» (стр. 175 учебника)
? По мнению крестьян, кто подлежал высылке?
-
Просмотр кинохроники;
-
Введение терминов «подкулачники, «двадцатипятитысячники».
-
«Головокружение от успехов» (слайд 9):
-
Сопротивление раскулачиванию
-
Пассивные формы протеста:
-
Сообщения детей «Забой скота», «Бабьи бунты».
-
Вывоз хлеба за границу
-
Голод (рукотворный)
2 марта 1930 года – статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян.
План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак.
2 точки зрения:
-
И.В.Сталин «О работе в деревне» стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.
-
А.И.Солженицын — стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.
(Слайд 10). В русскую деревню пришел голод. Люди ели траву, кору деревьев, были случаи людоедства. (стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.- «Из воспоминаний горожанки»)
В это же самое время для нужд индустриализации по решению правительства продолжались продажи хлеба за рубеж. В 1932 году в Западную Европу вывезено 1,8 млн. т. Зерна, в 1933 г. – 1 млн. т. Работали все водочные заводы (зерно используется при производстве спирта), монопольная торговля водкой давала государству громадные прибыли.
1933 год – посещение страны иностранными деятелями (Б.Шоу: «Никогда так хорошо не обедал, как в Советском Союзе»).
Итог: Голод 1933 года унес свыше 5 млн. жизней, число крестьян сократилось на 1/3, но госзакупки в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли вдвое. Сельское хозяйство, как и все в стране, стало управляемым. Крестьяне, боясь репрессий, записывались в колхозы. Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов.
Мнение: А.И.Солженицын: «Это была вторая гражданская война, теперь против крестьян. Это был великий перелом, только чего? РУССКОГО ХРЕБТА».
? Каковы же были итоги сплошной коллективизации?(слайд 11)
-
Созданы условия для индустриального рывка (деревня – канал перекачивания средств);
-
Уничтожение частнособственнического крестьянского хозяйства.
Выводы: Скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой:
-
Отставания аграрного сектора и легкой промышленности;
-
Сверхцентрализации экономической жизни;
-
Предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов;
-
Полного подчинения производителя государству;
-
Широкого применения мер внеэкономического принуждения.
В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.
-
Подведение итогов урока:
-
Закрепление
-
Устный ответ на вопросы:
-
Что такое коллективизация?
-
Какими методами проводилась коллективизация?
-
Каковы итоги коллективизации?
-
Тестирование:
-
В рабочей тетради – рабочие листы 8-9.
-
Выставление оценок.
-
Д/з: §25, п.5-9
Используемые материалы:
-
А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России. ХХ — начало ХХI века» М., «Просвещение», 2011
-
Ивницкий Н.А. «Коллективизация и раскулачивание» 1994.
-
Энциклопедия для детей. История России ХХ век. М., «Аванта +», 2005