Муниципальное образовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Урока истории в 9 классе

по теме:

«Коллективизация»

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В., ВКК

2012-2013 учебный год

Урок истории в 9 классе

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Усвоить причины и сущность сплошной коллективизации;

  • Проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия коллективизации;

  • Дать представление о негативной сущности процесса коллективизации;

  • Усвоить различные точки зрения на оценку итогов развития СССР в 30-е годы и выработать свое отношение к ним или свою оценку по этой исторической проблеме;

  • Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями;

  • Способствовать воспитанию в детях уважительного отношения к прошлому своей страны.

Оборудование: рабочие тетради (рабочие листы 4,5), карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940 гг.», документы, мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку с музыкальным сопровождением.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  • Звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» (слайд 1);

  • Вступительное слово учителя;

  • Организация класса для дальнейшей работы.

  1. Контроль знаний:

  • выполнение заданий на рабочем листе 4 (№1-3) и на рабочем листе 5 (контурная карта) в рабочей тетради;

устный вопрос:

  • Каковы были источники для проведения ускоренной индустриализации?

  1. Изучение новой темы.

  1. Коллективизация: начало.

Слово учителя: Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная.

Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю.

Мнение: Мария Спиридонова (лидер эсеровского движения) – цитата на стр. 448 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.

Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных объявило кулаками – враждебным элементом.

  • Введение термина «кулаки» ( работа с кадрами кинохроники)- слайд2.

Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты. В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало (слайд 3)

Декабрь 1927 года – XV съезд ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства» (слайд 4).

7 ноября 1929 годастатья Сталина «Год великого перелома» (слайд5)

  • Работа с документом «Из статьи И.В.Сталина «Год великого перелома» (учебник стр.174)

? Какие цели ставит перед страной И. Сталин?

Выводы (слайд 6):

  • Деревня – источник продовольствия;

  • Деревня – основной канал средств для нужд индустриализации.

  1. Раскулачивание (слайд 7).

? Для чего нужно было раскулачивать крестьян?

  • Работа с документом «Из речи И.В.Сталина на конференции аграрников – марксистов» 27 декабря 1929 года (стр. 174-175 учебника)

Цели раскулачивания:

  • Создание материальной базы;

  • Подрыв сопротивления;

  • Судьба раскулаченных – пример для тех, кто не желал идти в колхоз (слайд 8).

Выселение крестьян – примеры со стр. 449 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. (рассказы А.И.Солженицына, О.В.Волкова.)

  • Работа с документом «Из письма раскулаченных в адрес М.И.Калинина. 1930 год» (стр. 175 учебника)

? По мнению крестьян, кто подлежал высылке?

  • Просмотр кинохроники;

  • Введение терминов «подкулачники, «двадцатипятитысячники».

  1. «Головокружение от успехов» (слайд 9):

  • Сопротивление раскулачиванию

  • Пассивные формы протеста:

  • Сообщения детей «Забой скота», «Бабьи бунты».

  • Вывоз хлеба за границу

  • Голод (рукотворный)

2 марта 1930 года – статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян.

План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак.

2 точки зрения:

  • И.В.Сталин «О работе в деревне» стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.

  • А.И.Солженицын — стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.

(Слайд 10). В русскую деревню пришел голод. Люди ели траву, кору деревьев, были случаи людоедства. (стр. 451 Энциклопедии для детей. История России. ХХ век.- «Из воспоминаний горожанки»)

В это же самое время для нужд индустриализации по решению правительства продолжались продажи хлеба за рубеж. В 1932 году в Западную Европу вывезено 1,8 млн. т. Зерна, в 1933 г. – 1 млн. т. Работали все водочные заводы (зерно используется при производстве спирта), монопольная торговля водкой давала государству громадные прибыли.

1933 год – посещение страны иностранными деятелями (Б.Шоу: «Никогда так хорошо не обедал, как в Советском Союзе»).

Итог: Голод 1933 года унес свыше 5 млн. жизней, число крестьян сократилось на 1/3, но госзакупки в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли вдвое. Сельское хозяйство, как и все в стране, стало управляемым. Крестьяне, боясь репрессий, записывались в колхозы. Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов.

Мнение: А.И.Солженицын: «Это была вторая гражданская война, теперь против крестьян. Это был великий перелом, только чего? РУССКОГО ХРЕБТА».

? Каковы же были итоги сплошной коллективизации?(слайд 11)

  • Созданы условия для индустриального рывка (деревня – канал перекачивания средств);

  • Уничтожение частнособственнического крестьянского хозяйства.

Выводы: Скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой:

  • Отставания аграрного сектора и легкой промышленности;

  • Сверхцентрализации экономической жизни;

  • Предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов;

  • Полного подчинения производителя государству;

  • Широкого применения мер внеэкономического принуждения.

В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.

  1. Подведение итогов урока:

  • Закрепление

  • Устный ответ на вопросы:

  • Что такое коллективизация?

  • Какими методами проводилась коллективизация?

  • Каковы итоги коллективизации?

  • Тестирование:

  • В рабочей тетради – рабочие листы 8-9.

  • Выставление оценок.

  • Д/з: §25, п.5-9

Используемые материалы:

  • А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России. ХХ — начало ХХI века» М., «Просвещение», 2011

  • Ивницкий Н.А. «Коллективизация и раскулачивание» 1994.

  • Энциклопедия для детей. История России ХХ век. М., «Аванта +», 2005

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here