МБОУ «Масловопристанская СОШ Шебекинского района Белгородской области»
Викторина по истории России
«Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»
Учитель истории и обществознания
Слядзевская Ирина Сергеевна
Викторина по истории России
Тема – «Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»
Цели викторины:
Учащиеся должны иметь общее и полное представление об эпохе правления Петра I, основных политических, культурных, социально-экономических преобразованиях этого времени, внешней политике, народных движениях и восстаниях | |
Воспитательная | Формировать личностное (эмоционально-ценностное) отношение к характеру и преобразовательным планам Петра I, процессу изживания прежних устоев, обычаев и порядков, к введению в жизнь российского общества новых элементов |
Развивающая | Способствовать осуществлению учащимися самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, осмыслению действительности первой четверти XVIII века, выявлению ими причинно-следственных связей: объяснению причин различных событий этого времени и их исторического значения |
Практическая | Содействовать закреплению учащимися исторического материала для дальнейшего их использования при написании контрольной работы – завершающего этапа изучения раздела «Россия при Петре I» |
Форма проведения мероприятия – викторина
Инструментарий:
-
Карточки
-
Кроссворды
Литература для учителя |
| Литература для учащихся | |
1. | История России: Конец XVI – XVIII век: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с. | 1. | История России: Конец XVI – XVIII век: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с. |
2. | А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программа по истории России для 6 – 9 классов/ Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 — 11 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с. | 2. | Научно-популярные энциклопедии |
3. | Серов Б. Н., Соловьев К. А. Поурочные разработки по истории России: конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с. |
|
|
Организационный план мероприятия Время
-
Предварительная организация класса (Оргмомент) 2
-
Вступительное слово ведущего 2
-
Приветствие 4
-
Разминка 7
-
Конкурс капитанов 5
-
Основная часть викторины 15
-
Подведение итогов 5
-
Предварительная работа. На этапе подготовительной работы учащимся 7 «Г» класса на уроке истории (25.02.) было предложено провести викторину по теме «Путешествие в прошлое: эпоха Петра I» в связи с завершением изучения раздела учебника «Россия при Петре I». Данное внеклассное мероприятие являлось бы хорошей подготовкой к предстоящей контрольной работе. Предложение о проведении викторины было встречено единогласным одобрением.
-
Коллективное планирование. На данном этапе началось составление предполагаемых вопросов и поиск ответов на них. Детям было дано задание повторить весь пройденный материал учебника по периоду правления Петра I. Учащиеся также попросили посоветовать какую-либо дополнительную литературу. Мною была порекомендована энциклопедия издательства «Аванта Плюс», а также в связи с тем, что некоторые дети уже достаточно хорошо владеют навыками работы на персональном компьютере, учащимся было порекомендовано использование Интернет-ресурсов. Поступили предложения о форме проведения викторины. Рассматривались два варианта: викторина в рамках одного класса и викторина-турнир между командами двух седьмых классов – 7 «Г» и 7 «В». Посоветовавшись с другими учителями истории, было решено провести мероприятие лишь в рамках одного класса. Датой проведения викторины была выбрана среда 4 марта. Далее был намечен круг вопросов для самостоятельного рассмотрения учащимися: детство и начало правления Петра, Азовские походы, Великое посольство, Северная война, экономические и политические реформы, народные движения петровской эпохи, культура и быт России.
-
Коллективная подготовка дела. Было принято решение сформировать три команды, критерием отбора учащихся в команды было выбрано их постоянное рассаживание по рядам. В целом на каждом ряду сидели достойные «противники», обладающие достаточным уровнем знаний. Командам было предложено выбрать своих капитанов. Был составлен конкретный план проведения викторины:
-
Вступительная речь ведущего.
-
Приветствие.
-
Разминка.
-
Конкурс капитанов.
-
Творческое задание.
-
Основная часть мероприятия
-
Подведение итогов.
-
Проведение мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы совершить своеобразное увлекательное путешествие в прошлое, в эпоху правления Петра I. И проведем мы с вами сейчас для этого не менее интересное и увлекательное мероприятие, которое в итоге покажет, кто же из вас имеет более полное представление об этом неоднозначном, переломном и противоречивом периоде российской истории. И активную помощь в подведении этих итогов нам окажет наше компетентное жюри. Идет представление жюри. Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям».
Звучат аплодисменты
Ведущий: Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!
Капитаны каждой из трех команд по очереди встают, называют название собственной команды, представляют каждого ее члена и представляются сами.
Ведущий: Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.
Каждой команде предлагается по одному кроссворду, состоящему из 11 слов. Участники в течение 7 минут решают кроссворд, разгадывают ключевое слово и пишут в специально указанном месте листка, что оно означает. По истечению отведенного времени кроссворды представляются на проверку жюри. За каждое правильно разгаданное слово дается 1 балл. За правильное и полное написание значения ключевого слова – 3 балла.
Задания к кроссворду (в скобках даны ответы):
-
Название Немецкой слободы в Москве (Кукуй)
-
Мыс, у которого русский флот одержал первую крупную морскую победу (Гангут)
-
Река, на которой был построен Санкт-Петербург (Нева)
-
Страна, выступившая на стороне России в Северной войне после Полтавской битвы (Пруссия)
-
Город, у которого состоялось самое крупное сухопутное сражение Северной войны (Полтава)
-
Эти органы центральной власти заменили коллегиями (Приказы)
-
Так прозвал народ Петра, когда он приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их в пушки (Антихрист)
-
Украинский предатель, перешедший на сторону шведского короля (Мазепа)
-
Ситуация, сложившаяся в России после смерти царя Федора, когда правили два брата – Иван и Петр (Двоецарствие)
-
Остров, у которого русский флот разбил англо-шведскую эскадру (Гренгам)
-
Главный город-порт и торговый центр на юге России (Астрахань)
Ключевое слово – Кунсткамера (первый в России музей, учреждение для хранения редкостей, разнообразных коллекций).
Ведущий: Итак, первый конкурс пройден. Жюри, огласите результаты.
Жюри оглашает результаты конкурса
Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитанов прошу выйти к доске.
Капитаны выходят к доске, получают задание составить хронологическую таблицу событий Северной войны. На выполнение задания дается 5 минут. Пока капитаны выполняют свои задания, остальным членам команды раздаются карточки, каждая из которых содержит по 5 дат. Команды должны написать, какие события произошли в это время. Как в случае с капитанами, так и остальными членами команд, за одну правильно написанную дату присуждается 1 балл. По истечению отведенного времени жюри проверяет задания и выносит решение.
Хронологическая таблица событий Северной войны:
1699 год – Заключение Северного союза
1700 год – Начало войны, сражение под Нарвой
1703 год – Основание Санкт-Петербурга
1705 год – Введение рекрутской повинности
28.09. 1708 года – Битва у деревни Лесной
27.06. 1709 года – Полтавская битва
1711 год – Прутский поход
27.07. 1714 года – Гангутское сражение
1716 год – Принятие воинского устава
27.07. 1720 года – Морское сражение у острова Гренгам
1721 год – Ништадтский мир
Даты, данные другим участникам:
1708 год – Областная реформа
1711 год – Учреждение Сената
1714 год – Указ о единонаследии
1718-1720 годы – Введение коллегий
1722 год – Принятие Табели о рангах
Ведущий: Вот и второй конкурс завершился. Жюри, огласите результаты.
Жюри оглашает результаты
Ведущий: Ну а теперь время творческого конкурса – конкурса красноречия. Команды, выберите по одному человеку.
Из каждой команды выходит по одному человеку, им дается задание подумать в течение 2 минут об их видении роли Петра I в русской истории. После раздумий каждый участник отвечает на вопрос. Максимум за ответ присуждается 5 баллов. Жюри оценивает конкурс.
Ведущий: Теперь время основной и не менее занимательной части нашей сегодняшнего мероприятия.
На столе раскладывается 30 листков, на каждом из которых написан 1 вопрос. Участники команд по очереди тянут листки и коллективно обдумывают ответ на него. На раздумывание над одним вопросом дается 30 секунд. После этого любой участник команды по ее выбору дает ответ на вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Конкурс заканчивается за 5 минут до звонка.
Вопросы к основной части:
-
Чьим сыном был Петр I?
-
В чем суть двоецарствия, сложившегося после смерти царя Федора?
-
Куда выехал Петр с матерью после провозглашения Софьи регентшей?
-
Назовите причины Азовских походов Петра I.
-
Почему первый Азовский поход увенчался неудачей?
-
Назовите итоги Азовских походов.
-
Каковы были цели Великого посольства?
-
Почему Петр I был вынужден вернуться из заграницы раньше намеченного срока?
-
Назовите причины Северной войны.
-
Назовите союзников России в Северной войне.
-
Чем завершилось сражение под крепостью Нарва?
-
Какие меры принял Петр I для реорганизации русской армии?
-
Против кого был направлен Прутский поход?
-
Чем завершился Прутский поход?
-
Перечислите итоги Ништадского мира
-
Назовите функции Сената.
-
В чем суть принятия Табели о рангах?
-
В чем суть церковной реформы?
-
Какое учреждение с 1721 года стало управлять церковными делами?
-
Кто являлся лидером противников петровских преобразований?
-
Перечислите основные моменты состояния экономики России на рубеже XVII—XVIII веков.
-
В чем заключалась главная особенность экономической политики Петра I?
-
Что такое меркантилизм?
-
Что такое протекционизм?
-
Какие нововведения были приняты в сельском хозяйстве России во времена правления Петра I?
-
Каково значение налоговой реформы Петра I?
-
Назовите основные причины народных восстаний первой четверти 18 века.
-
Какие научные достижения петровской эпохи вы знаете?
-
Что приказал делать Петр I, чтобы заставить дворян учиться и получать образование?
-
В чем заключались основные перемены в русском быте?
Ведущий: Ну что же, вот и все конкурсы викторины завершены. Настало время подвести общие итоги. Жюри, скажите нам, пожалуйста, какая же из команд сегодня была лучше всех.
Жюри подводит общий итог. Происходит объявление команды-победителя викторины. Каждый член победившей команды получает «5» по уроку истории.
Ведущий: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Ну, вот на этом наше мероприятие и заканчивается. Спасибо за внимание и активную работу. Удачного вам написания контрольной работы!
Происходит награждение победителей – выставление заслуженных оценок в ученические дневники. Участники мероприятия высказывают свои впечатления, поздравляют победителей. Затем все расходятся.