Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов
Троицкая Наталия Евсефьевна
Учитель истории и обществознания
первой категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Викторина по истории Великой Отечественной войны.
В викторине участвуют три команды. Команды проходят несколько туров, набирают баллы, выполняя задания. Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем. Ведущими викторины могут быть учащиеся 10 или 11 классов.
1 тур.
Командам предлагаются вопросы для ответа, оценивающиеся в один балл.
-
Когда происходила Великая Отечественная война?
-
С каким государством воевала наша страна?
-
Почему началась война?
-
Как называлось наше государство во время Великой Отечественной войны?
-
Кто руководил Советским Союзом в годы Великой Отечественной войны?
-
Какие страны были союзниками СССР в годы войны?
-
Назовите город, который выдержал фашистскую блокаду в 900 дней?
-
Когда был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии?
-
Почему Советский Союз победил в этой войне?
2 тур.
Каждый вопрос оценивается в три балла по своей сложности.
-
Назовите имена советских военачальников в годы Великой Отечественной войны?
-
Назовите сражения Великой Отечественной войны?
-
Назовите страны в Европе, освобожденные Красной Армией от фашизма?
3 тур.
Объясните приведенные названия. С какими событиями Великой Отечественной войны связаны эти названия? Каждая команда получает карточки с заданиями. Задания оцениваются в пять баллов.
-
Партизанская война
-
Вероломное нападение
-
Великая Отечественная война
-
Концлагерь
-
«Барбаросса»
-
«Блиц – криг»
-
«Цитадель»
-
«Багратион»
-
«Тайфун»
4 тур.
Работа с документами. Предлагаются тексты для анализа и задания к ним. Работа творческая и оценивается в пять баллов.
-
Начальник Генштаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер записал в своем дневнике 3 июля 1941 года: «Русские повсюду сражаются до последнего человека».
Что имел в виду генерал Гальдер?
-
Из заявления Гитлера в 1941 году: «Нам недостаточно просто разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ». «Война против России будет такой, что её не следует вести с элементами рыцарственности… Она должна проводиться с безжалостной и не ослабеваемой жестокостью…»
О каких взглядах и планах Гитлера свидетельствуют приведенные высказывания?
-
Английский писатель Джеймс Олдридж написал: «Люди на Западе и сегодня не знают или почти не знают о крупнейших битвах, разыгравшихся на советско – германском фронте, о том, что именно Красная Армия выпустила кишки фашистскому зверю, и о том, ценой каких лишений и жертв советские люди – солдаты и рабочие, мужчины и женщины на фронте и в тылу завоевали победу».
На что обращает писатель особое внимание своими словами?
5 тур.
Конкурс капитанов.
Назовите книги, кинофильмы, которые рассказывают о событиях Великой Отечественной войны. Ответы оцениваются в один балл.
Окончание игры.
Подводятся итоги игры и подсчитываются набранные баллы.
Участники команды также получают оценки по уроку истории за хорошие знания.
Ответы.
1 тур.
-
1941-1945гг.
-
Германия.
-
Пришедший к власти в Германии фашизм, ставший главным виновником войны.
-
Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
-
Иосиф Сталин.
-
Великобритания, США.
-
Ленинград (современный Санкт-Петербург).
-
8 мая 1945г.
-
Массовый героизм советских солдат, мирных граждан на фронте и в тылу, чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов. Мощная оборонная промышленность, созданная до войны. Оружие, разработанное советскими учеными.
2 тур.
-
Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, Н.Ф.Ватутин, И.Х.Баграмян, А.М.Василевский, Л.А.Говоров.
-
Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой, битва за Днепр, битва за Берлин.
-
Румыния, Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Югославия.
3 тур.
-
Действующие на оккупированных территориях вооруженные отряды, состоявшие из местных жителей, солдат, отставших от своих воинских частей. Действовали на территории Белоруссии, Украины, России. Участвовали в проведении военных операций, подрывая коммуникации противника.
-
Нападение агрессора без предупреждения. Нападение фашистской Германии было вероломным. Между СССР и Германией существовал пакт о ненападении сроком на 10 лет.
-
Война с фашистской Германией стала Отечественной, так как советский народ (русские и все нерусские народы) встали на защиту Отечества. Война для СССР носила справедливый оборонительный характер.
-
Фашисты создавали специальные лагеря для уничтожения людей, где людей заставляли работать, использовали пытки, морили голодом.
-
План нападения на СССР, разработанный вермахтом.
-
Войну против СССР Гитлер хотел завершить за короткий срок, назвав молниеносной войной – блиц-криг.
-
Наступательная операция немецких войск под Курском в июле 1943г.
-
Наступательная операция советской армии по освобождению Белоруссии в июне-июле 1944г.
-
Наступательная операция немецких войск на советско-германском фронте в октябре-ноябре 1941 г. с целью захвата Москвы.
4 тур.
-
С самого начала Великой Отечественной войны планы немецкого командования о молниеносной войне провалились, потому что советские солдаты оказывали ожесточенное сопротивление врагу. Сопротивление окруженных пограничных застав, воздушные тараны советских летчиков.
-
Армия фашистской Германии ориентировалась на тотальный характер будущей войны. Для Гитлера неприемлемой была идея создания светлого будущего для всех. Были подготовлены планы уничтожения некоторых национальностей, в том числе и советского народа (План «Ост»).
-
На Западе многие люди мало знают о событиях войны, произошедших на советско – германском фронте. Есть мнения о том, что участие СССР в разгроме фашизма не имело решающего значения. Английский писатель подчеркивает главную роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и уничтожении фашизма.
5 тур.
Кинофильмы: «Звезда», «Цитадель», «Туман», «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Баллада о бомбере» и др.
Художественные произведения В.Быкова, В.Кондратьева, Ю.Бондарева, М.Шолохова.
Список использованной литературы:
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2002 г.
-
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2008г.
-
Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Москва, «Просвещение» «Учебная литература», 1996г.