ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

Конспект урока по истории России

в 9 классе

«Внутренняя и внешняя политика

Временного правительства»

подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич

Москва 2013

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства

Цели урока: объяснить причины и последствия политических кризисов 1917 г.; охарактеризовать отношение политических партий к будущему государственному устройству России и продолжавшейся Первой мировой войны; причины и результаты августовского военного путча генерала Л.Г. Корнилова.

Основные даты и события

1 сентября 1917 г.

– Россия провозглашена республикой

Понятия и термины урока: амнистия, демократическая парламентская республика, президент, коалиционное правительство, однородное демократическое правительство.

План изучения нового материала

1. Первые демократические преобразования Временного правительства.

2. Отношение политических партий к двоевластию и войне.

3. Политические кризисы весной-летом 1917 г.

4. Корниловский мятеж и его последствия.

Методические приемы организации урока

А) Проверка знаний учащихся по предыдущей теме организуется парами. На доске отмечаются элементы хроники Февральской революции, но не полностью. Учащиеся, работая парами, должны восстановить основные события и персоналии каждого этапа Февральской революции 1917 г. Один ученик начинает излагать факты, а задача другого – дополнить и продолжить содержание рассказа.

Первый пункт плана урока раскрывается на основе знакомства учеников с содержанием декларации Временного правительства о программе его деятельности. Предлагаем ответить на два важных вопроса: Какие мероприятия обязалось выполнить Временное правительство? Было ли намечено в Декларации решение основных вопросов —

о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов, войне и мире?

Из декларации Временного правительства о программе его деятельности (3 марта 1917):

«Временный комитет членов Государственной Думы при со­действии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти… В своей настоящей деятельности Кабинет будет руковод­ствоваться следующими основаниями:

1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политиче­ским и религиозным, в том числе террористическим покуше­ниям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.

2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с рас­пространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3) Отмена всех сословных, вероисповедальных и националь­ных привилегий.

4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного со­брания, которое установит форму правления и Конституцию страны.

5) Замена полиции народной милицией с выборным началь­ством, подчиненным органам местного самоуправления…»

В процессе объяснения материала в объеме учебника, предлагаем школьникам определить степень реализации Временным правительством положений Декларации. Основной вывод смогут сформулировать сами учащиеся с помощью учителя. Правительство провозгласило себя «временным» до созыва Учредительного собрания. Поэтому в условиях продолжавшейся войны решение основных вопросов — о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов, войне и мире — откладывались до созыва Учредительного собрания.

В известной мере содержание второго пункта плана урока носит характер повторения, так как его задача – восстановить в памяти учащихся основные программные положения партий и отношение политических сил к Первой мировой войне.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, используя знания содержания темы «Война и общество», как оценивали войну различные политические силы в разное время. Такое повторение позволит затем учащимся целенаправленно анализировать сложный вопрос об отношении политических партий к двоевластию, Советам и войне. Не менее важно, чтобы учащиеся привлекли знания о программных установках партий по решению основных проблем российского общества, применили понятия «социализация земли», «автономия», «аграрный вопрос», «рабочий вопрос», «оборонцы».

Приступая к рассмотрению позиций политических партий к двоевластию и войне, необходимо уточнить главную образовательную задачу, которая состоит, как нам кажется, не только в том, чтобы дать ученикам представление о спектре позиций по основным проблемам общества после Февральской революции, а в том, чтобы на данном историческом материале раскрыть основную причину политических кризисов весны-лета 1917 г., потери Временным правительством авторитета в обществе и, в конечном счете, потери власти в октябре 1917 г. Изучение материала раздела «Палитра мнений» можно построить на основе схемы, в которой представлено отношение кадетов, эсеров, большевиков и меньшевиков к будущему государственному устройству России и продолжавшейся Первой мировой войны в виде лозунгов. С целью реализации поставленной образовательной цели в позиции партий добавлено отношение к решению земельного вопроса.

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 класс

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 класс

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 классВнутренняя и внешняя политика Временного правительства, 9 класс

Опираясь на информацию схемы, девятиклассники смогут самостоятельно при минимальной помощи учителя раскрыть ее содержание. Анализ схемы помогает подчеркнуть, что в результате ликвидация самодержавия в ходе Февральской революции произошло усиление роли партий в общественной жизни общества, прекратили деятельность монархистско-черносотенные организации, октябристы утратили свое влияние, а единственной крупной либеральной партией оставались лишь кадеты. Составляя большинство во Временном правительстве, кадеты пошли на сотрудничество с социалистическими партиями (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов). Из схемы видно, что в результате падения монархии и политической активности народа, резко усилились социалистические партии, которые стали преобладать в партийной системе. Далее ученики могут проследить и сравнить отношение партий к самым важным проблемам: войне и земле.

Необходимо, чтобы учащиеся поняли: стремление оттянуть проведение аграрной реформы до Учредительного собрания и продолжать военные действия в условиях, когда солдаты и население не желали нести все тяготы войны, станет главной причиной политических кризисов Временного правительства и прихода к власти большевиков.

По признанию одного из лидеров большевиков Л.Д. Троцкого: «Если бы Февральская революция дала мужику землю, Октябрьская революция не могла бы и совершиться».

Солдаты ожидали окончания войны, надеясь, что Февральская революция принесет им долгожданный мир. Однако призывы Временного правительства воевать до «победного конца» вызывали среди солдат растущее возмущение. В конечном итоге это стало одной из главных причин падения Временного правительства.

Раскрыть содержание вопроса о политических кризисах весны-лета 1917 г. целесообразно на основе таблицы «Политические кризисы Временного правительства». Организовать познавательную деятельность девятиклассников на основе таблицы можно в двух вариантах. Можно продемонстрировать таблицу в заполненном виде и, опираясь на ее содержание, организовать обсуждение фактического материала по вопросам для сравнения таблицы.

В заполненном виде таблица может выглядеть так, как показано ниже.

Вопросы для сравнения

Апрельский

Июльский

Чем был вызван?

Дипломатической нотой Милюкова союзным правительствам, с подтверждением неизменности общих целей войны.

Неудачное наступление русских войск на Юго-Западном фронте. 3-4 июля в Петрограде прошла грандиозная демонстрация вооруженных солдат, матросов и рабочих под лозунгами: «Долой Временное правительство!», «Вся власть Советам!»

Действия Временного правительства по разрешению кризиса

Отставка Гучкова и Милюкова. Члены кабинета министров предложили Исполкому Петроградского Совета войти в состав Временного правительства и сформировать коалиционное правительство.

В Петроград вошли верные Правительству войска и разоружили части, принимавшие участие в демонстрации. Большевиков обвинили в попытке вооруженного переворота, Ленина объявили немецким шпионом.

Последствия политического кризиса

Сформировано первое коалиционное правительство: вошли 5 министров-социалистов из Петросовета.

Князь Львов подал в отставку, главой правительства стал Керенский. Правительство стали именовать «правительством спасения революции» и наделили неограниченными полномочиями.

В ходе обсуждения результатов выполненной работы заслушивается сообщение о политической деятельности А.Ф. Керенского

Примерное содержание биографической справки:

Керенский Александр Федорович (1881 — 1970 гг.) родился в семье директора гимназии. По окончании Петербургского университета работал помощником присяжного поверенного. Стал популярным адвокатом, выступавшим на политических процессах. В 1912 был избран депутатом IV Государственной думы от «Трудовой группы» (трудовиков), став лидером фракции. Один из активных деятелей Февральской революции 1917 г., Керенский выдвинулся в один ряд с политическими лидерами П. Н. Милюковым и А.И. Гучковым. Керенский был заместителем председателя Петроградского Совета рабочих депутатов, вошел во Временное правительство и стал членом партии эсеров. Ораторский талант Керенского покорял аудиторию. После Октябрьского переворота в Гатчинском дворце, переодевшись в матросскую форму, бежал от большевиков. В 1918 г. выехал за рубеж для организации интервенции против большевиков. Жил во Франции, потом в США. В первые дни Великой Отечественной войны заявил о поддержке СССР. Керенский в 1961 г. опубликовал три тома документов «Российское Временное правительство». Его попытка в 1968 г. получить разрешение на приезд в СССР не увенчалась успехом. Керенский был похоронен в Англии, где жили его сыновья.

Переходя к объяснению последнего пункта плана урока, учитель прежде всего подчеркивает, что Государственное совещание в Москве показало стремление участников (большевики отказались участвовать в совещании) навести в стране порядок с помощью жестких мер. Это подтолкнуло Корнилова и Керенского к подготовке установления диктатуры. Однако каждый из них в качестве будущего диктатора видел лишь самого себя. Затем учитель переходит к определению целей выступления генерала Корнилова на основе анализа учениками двух документальных фрагментов, сформулировав перед классом вопрос: В чем состояла главная цель выступления генерала Л.Г Корнилова в августе 1917 г.?

Из телеграммы Л. Г. Корнилова (27 августа 1917 г.)

«Правительство приняло определенные решения относительно большевиков и Советов, так как для осуществления этого решения Вы от имени Временного правительства предложили мне двинуть к Петрограду конный корпус… Я указывал, что, по моему глубокому убеждению, только сильная твердая власть, не колеблющаяся ни перед какой ответственностью и олицетворяемая диктатурой единоличной или коллективной, в зависимости от дальнейшего хода событий, может спасти страну от гибели…»

Из беседы Л. Корнилова с генералом Л. Лукомским.

«Пора немецких ставленников во главе с Лениным повесить, а Совет рабочих и солдатских депутатов разогнать, да разогнать так, чтобы он нигде и не собрался».

Познакомиться с фактическим материалом военного мятежа учащиеся смогут в ходе заслушивания сообщения одного из учеников о политической деятельности Л.Г. Корнилова. В информации ученического сообщения обязательно найдут отражение события августа 1917 г. Примерное содержание биографической справки (иллюстрации «Генералы Корнилов Лавр Георгиевич и Каледин Алексей Максимович. Август 1917 г.», с. 87; «Разоружение корниловцев», с. 88):

Корнилов Лавр Георгиевич (1870-1918 гг.) происходил из семьи казачьего офицера. Участник русско-японской и Первой мировой войн. К началу революции 1917 г. — командующий войсками Петроградского Военного Округа. В июле — августе 1917 г. верховный главнокомандующий. По распоряжению Временного правительства произвел арест и организовал охрану семьи бывшего императора в Царском Селе. В конце августа поднял военный мятеж. Надеясь покончить с Советами, Корнилов решил перебросить в Петроград верные ему 3-й Конный корпус генерала Крымова и Кавказскую Туземную конную дивизию («Дикую дивизию»). Керенский не возражал против этого, пока не понял, что Корнилов претендует на руководящую роль в единоличной или коллективной диктатуре после подавления «выступления большевиков». Когда Корнилов не подчинился требованию Керенского сдать должность главковерха и немедленно прибыть в Петроград, он был объявлен мятежником. Неудачный мятеж подорвал шаткое положение Временного правительства, разрушил армию, что облегчило совершение Октябрьского переворота. После неудачи захвата Петрограда войсками Крымова Корнилов был арестован и отправлен в тюрьму г. Быхова. Впоследствии стал одним из организаторов белогвардейской Добровольческой армии. Убит в бою под Екатеринодаром 13 апреля 1918 г. 

Подводя итоги, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Почему планам Л.Г. Корнилова не суждено было реализоваться? 2. Каковы последствия «корниловского мятежа»? 3. Как изменилось положение большевиков в результате разгрома корниловщины? 4. С какой целью Керенский создает Директорию (Совет пяти)? 5. Когда Россия была провозглашена республикой? 6. Ответьте на вопрос 3 к параграфу (с. 89). В ответах школьников должны прозвучать понятия и термины: демократическая парламентская республика, президент, коалиционное правительство, однородное демократическое правительство. Необходимо проверить понимание ими значение этих слов. Важно, чтобы учащиеся еще раз закрепили в памяти важную особенность политического процесса после Февральской революции: Временное правительство стремительно теряло авторитет, в то время, как после поражения корниловщины, росло влияние большевиков.

Домашнее задание: Подготовить сообщение о политической деятельности государственных деятелей этого периода.

Литература: Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России. XX – начало XXI века. 9 класс (М., Дрофа, 2008).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here