ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

Конспект урока по истории России

в 9 классе

«Начало политических преобразований в России

1906-1907 гг.»

подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич

Москва 2013

Начало политических преобразований в России 1906-1907 гг.

Цели урока: охарактеризовать начало процесса политической модернизации российской монархии в сторону сближения с западноевропейскими государственными институтами; сформировать представление о деятельности I и II Государственной думы и завершении первой революции в России.

Основные даты и события

Апрель 1906 г.

Апрель – июль 1906 г.

Ноябрь 1907 г.

3 июня 1907 г.

– утверждение «Основных законов»

I Государственная дума

– указ о свободном выходе из сельской общины

II Государственная дума, завершение первой российской революции

Понятия и термины урока: конституция, куриальные выборы, трудовики.

План изучения нового материала

1. Государственное устройство России после Манифеста 17 октября.

2. I Государственная дума.

3. II Государственная дума.

4. Революционное движение 1906 – 1907 гг.

Методические приемы организации урока

В начале урока учащиеся вспоминают изученное на предыдущем уроке, дают характеристику политическим партиям и их программным положениям по плану: 1) название партии, 2) лидеры, 3) основные положения программы партии, 4) методы реализации программы.

Первый пункт плана урока раскрывается с использование схемы «Высшие органы государственной власти по «Основным законам» 1906 г.» Чтобы не перегружать внимание учеников можно данную схему упростить, отметив в ней только изменения в системе законодательной власти и избирательную систему.

Самый сложный для усвоения девятиклассниками вопрос в содержании темы – это изменения в характере власти после Манифеста 17 октября. Ученики вспоминают основные положения манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и отмечают, что в манифесте был обещан созыв Государственной думы. Далее можно поставить проблемный вопрос: почему в результате законодательного закрепления обещаний Манифеста 17 октября власть императора уже не была неограниченной. В ходе объяснения учителем, учащиеся должны найти и сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Отмечаем, что 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Государственная дума могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в «Основных законах» был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы распустить Думу на один день и именно в этот день провести закон, который Дума наверняка не приняла бы. Однако в «Основных законах содержалось ограничение власти императора. Школьники отметят, что император с этого времени осуществляет законодательную власть только вместе с Государственным советом и Государственной думой.

С опорой на схему объясняем структуру российского парламента, который состоял из двух палат: Государственного совета и Государственной думы. Госу­дарственный совет был преобразован в верхнюю зако­нодательную палату. Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая поло­вина избиралась на губернских земских собраниях, губернскими дворянскими обществами, торговыми и промышленными объеди­нениями, Синодом, университетами и Петербургской академией наук. Работа над схемой может проходить в форме беседы. Анализируя схему, ученики должны отметь, что выборы в Государственную думу были куриальными, многостепенными и неравными. Согласно избирательному закону учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях, где работало не менее пятидесяти человек. В результате этого решения избирательного права лишались два миллиона рабочих. Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми:

  • исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств (кочевые народы);

  • один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи избирателей, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч (1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих);

  • для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.

После объяснения материала о выборах учащиеся должны дать ответы на вопросы: 1. Объясните сущность сословно-куриальной формы выборов в Государственную думу. 2. Какие слои российского общества были лишены избирательных прав? 3. Определите наибольшее и наименьшее количество выборщиков по куриям. 4. Какие слои населения Российской империи по избирательному закону должны были преобладать в Государственной думе? 5. Какой существовал порядок принятия законов?

Подвести предварительный итог данного материала темы помогут ответы учеников на проблемное задание, которое было поставлено в начале объяснения: почему в результате законодательного закрепления обещаний Манифеста 17 октября власть императора уже не была неограниченной.

Переходя к характеристике деятельности I и II Государственной думы, необходимо подчеркнуть историческое значение этих событий. На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, посвященное 100-летию учреждения Государственной Думы в России (27 апреля 2006 года), председатель Государственной Думы Борис Грызлов отметил: «100 лет назад здесь, в Таврическом дворце (иллюстрация учебника «Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Начало XX в.»), кипели политические страсти и достигались компромиссы, звучали яркие выступления думских ораторов и членов правительства, обсуждались ключевые вопросы развития страны… Уверен, что чувство исторической сопричастности разделяют сегодня все, собравшиеся в этом зале. Появление Думы и первые выборы депутатов – это было невиданным для империи событием. Россия преодолевала дистанцию, отделяющую неограниченный абсолютизм от парламентской монархии, резкими скачками. То, на что другие страны тратили годы, иногда десятилетия, Россия прошла за месяцы».

Деятельность I и II Государственной думы раскрывается по плану: состав Думы; главный вопрос, который был в центре думских обсуждений; предлагаемые варианты решения проблемы и роспуск Думы императором. Распределение мест в I и II Государственной думы можно показать с помощью диаграммы или меловой таблицы на доске.

Состав I Государственной думы

Состав II Государственной думы

На основании данных диаграмм учащиеся с помощью комментарий учителя могут отметить, что в I Думе:

  • преобладали депутаты от партии кадетов;

  • второй по численности депутатской группой были депутаты от крестьян (трудовики);

  • большевики и эсеры не были представлены в Думе (выборы они бойкотировали);

  • монархисты (черносотенцы) также не представлены в Думе (представители не были избраны).

Можно спросить учеников: 1. Предположите, какой главный вопрос обсуждался в I Государственной думе (зная о главной причине революции и значительное число депутатов от крестьян в составе I Думы, они могут обосновать, что главные дебаты в Думе шли по земельному вопросу). 2. Вспомните положения программы кадетов по аграрному вопросу и требования крестьян. Постарайтесь сформулировать земельные проекты кадетов и трудовиков. 3. Как вы думаете, император и правительство могло принять земельные проекты Думы? Что произошло с I Государственной думой? Ученики с интересом смогут проверить степень совпадения своих ответов с пояснением учителя. В центре думских обсуждений находился аграр­ный вопрос. Кадеты предлагали создать государст­венный земельный фонд из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель, подлежащих принудительному отчуждению за «справедливое вознаграждение». Трудовики требовали ликвидации помещичьего землевладения и передачи всех земель в общенародный фонд. Они не отрицали возможности выкупа земли, но за счет государства и по минималь­ной цене. Правительство отвергло проекты Думы и 9 июля она была распущена императорским манифестом.

По аналогичному сценарию обсуждается деятельность II Государственной думы. Отмечается, что по сравнению с первой в ее составе:

  • уменьшилось число кадетов;

  • появилась значительная фракция социал-демократов;

  • увеличилось число депутатов от крестьян;

  • образовалась достаточно большая фракция эсеров.

Основной выводы, который способны сделать ученики: 1) II Государственная дума полевела, что таило вероятность ее роспуска в будущем. 2) Главным предметом обсуждения оставался аграрный вопрос. 3) Земельные проекты в основном соответствовали проектам I Думы, 4) поэтому последовал манифест о роспуске II Думы. Необходимо обратить внимание учеников на то, что роспуск II Думы 3 июня 1907 г. стал завершением первой российской революции (1905 – 1907 гг.) Характеризуя деятельность Думы, используются термины «левые», «правые» и в связи с этим уточняется понимание учениками их политического смысла.

Последний пункт плана урока «Революционное движение 1906 – 1907 гг.» и его содержание в параграфе фактически подводит итоги революции 1905 – 1907 гг. Поэтому уместно после самостоятельного ознакомления учениками с содержанием раздела организовать обсуждение результатов революции в форме экспресс-дебатов. В данной форме дебатов подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника и рассказу учителя. Очень важно и то, что этот тип дебатов может быть успешно использован при закреплении учебного материала. Формулируются два утверждения:

1. Революция 1905 – 1907 гг. закончилась поражением, так как главные причины, которые вызвали революцию, не были решены.

2. Революция 1905 – 1907 гг. вызвала коренные изменения государственного строя, экономических и социальных отношений в Российской империи.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Приведите аргументы, подтверждающие избранную вами точку зрения.

Ученикам необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» выдвинутых утверждений.

1-ое утверждение:

  • оставался нерешенным аграрный вопрос;

  • отсутствовало трудовое законодательство;

  • несмотря на учреждении Государственной думы самодержавие сохранило свои позиции: правительство несло ответственность только перед назначавшим его императором, император сохранил за собой руководство внешней политикой, командование армией и лотом, мог досрочно распустить Думу, законопроект принятый Думой, становился законом только после утверждения его императором.

2-ое утверждение:

  • ограничение монархии законодательной Думой;

  • в ноябре 1906 г. издан указ о свободном выходе из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы;

  • отменялись ограничения в личных правах крестьян;

  • крестьяне добились отмены в 1907 г. выкупных платежей;

  • рабочие добились права на забастовки и организацию профсоюзов;

  • в ходе революции увеличилась заработная плата и сократился рабочий день;

  • население России добилось демократических прав и свобод – неприкосновенность личности, свобода слова и собраний, создания профсоюзных, политических и иных объединений.

Домашнее задание: Подготовить сообщение о политической деятельности П.А. Столыпина.

Литература: Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России. XX – начало XXI века. 9 класс (М., Дрофа, 2008).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here