ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА для 5 класса по учебнику Декоративно-прикладное искусство в жизни человека по ред. Б.М. Неменского

Подготовила учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 840 – Новикова Татьяна Николаевна.

Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

Тема четверти «Связь времен в народном искусстве».

Тема урока «Мезенская роспись».

Цель: ознакомление с произведениями народных промыслов, с особенностями мезенской росписи, с знаково-символическим языком декоративно-прикладного народного искусства.

Образовательный результат:

уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны, проявление интереса к народному творчеству, тонкостям данного вида росписи;

— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений по выполнению мезенской росписи;

получение знаний о виде народного творчества – мезенской росписи, о её возникновении, материалах которые в ней применяются.

Этап урока

Цель этапа

Учебный материал для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

1. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.

1. Контролирует учащихся.

1.Подготовка рабочего места.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по народным промыслам.

2. Фотографии с предметами, расписанными мезенским орнаментом. Предметы с мезенской росписью.

2.Беседа, вопросы.

А) Что вы видите на слайде презентации?

Б) В чем особенность росписи на этих предметах?

В) Что в орнаменте тебе знакомо?

2. Слушают объяснение и отвечают на вопросы.

А) Предметы с росписью.

Б) Расписаны они красками двух цветов, красной и черной.

В) Знаки-символы, расположенные рядами.

3. Этап изучения нового материала.

3. Научить выполнять орнамент мезенской росписи.

3. Листы с орнаментом мезенской росписи, на которых показано поэтапное рисование определённых элементов (геометрического орнамента, птиц, оленей, коней).

3. Учебная беседа.

А) Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты (Слайд 1).

Б) В древности мезень писалась сажей и глиной, поэтому цвет черный и красный. (Слайд 3).

В) Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. (Слайд 3).

Г) Декоративное изображение птиц (уточки и лебеди) и животных (олени и кони) в традиционной мезенской росписи. (Слайд 4,5)

3. Слушают объяснение и запоминают.

4. Этап закрепления новых знаний.

4. Выполнение творческого задания. Роспись доски мезенским орнаментом (на листе бумаги) гуашью.

4. Листы для рисования, гуашь красного и черного цвета, кисти № 1, 3, 6, тряпочка, баночка с водой. Музыкальный ряд: народные мелодии в инструментальном изложении (как фон).

4.Задание (слайд 6) Поэтапная «Роспись доски».

4. Выполняют задание, обращаются за помощью.

.

5. Итог урока.

5. Выставление отметок и оценивание работ учеников.

5. Лучшие работы вывешиваются на доске.

5. А) Вам понравилась роспись народа Севера?

Б) Что характерного в этой росписи, чем она отличается от других?

В) Выскажите своё мнение о мезенской росписи.

Хвалит, поощряет.

5. А) Да.

Б) Рисунок выполнен красной и чёрной краской, несколько ярусов.

В) Роспись простая, но очень красивая и немного загадочная. Требует аккуратности.

Оборудование урока: объекты мультимедиа, презентация.

Приложение. Рассказ учителя.

Мезенская роспись – роспись народов Севера — одна из наиболее древних русских художественных промыслов (Слайд 1). Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб, предметов быта. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась (Слайд 2). Река Мезень находится в Архангельской области. В древности мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева.

В мезенской росписи нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры (Слайд 3). Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.

Кони и птицы очень просты в изображении, схематичны, такой способ изображения очень древний, почти детский. Требует аккуратности и внимания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here