Урок по изобразительному искусству в 5 классе.
Петреченко Алла Гамлетовна, учитель высшей категории;
МБОУ « Большесосновская СОШ» Большесосновского района
Пермского края.
План – конспект урока.
Тема урока: « РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»
ЦЕЛИ: обобщить и повторить знания учащихся о русском народном быте, традициях, костюме в социально- историческом аспекте; развивать творческую активность, художественный вкус; приобщить к национальной культуре, формировать патриотические чувства, любовь к народному искусству.
ЗАДАЧИ: в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.
Музыкальный материал: « Во кузнице», « Хмелюшка», « О вере, храме…», «Красный сарафан», Частушки, докучные сказки, народные песни.
Изобразительный ряд: презентация по русскому народному костюму, по картинам русских живописцев; вырезанные силуэты сарафана (по количеству учащихся), — в конце урока ученицу одевают в раскрашенный сарафан, рубаху.
ХОД УРОКА:
_ Вступительное слово
— Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок.
Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись.
Исполняется песня « Не шей ты мне матушка красный сарафан»
— Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности (плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы)
— Правильно. Мелодия напоминает нам орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки.
— Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.
Далее работа по слайдам.
— 1,2,3,4 слайды.
Давайте посмотрим картины великих русских художников А.Г. Венецианов « На пашне. Весна»; « Жнецы»; А.П.Рябушкин «Затесался парень в хоровод»; М.Шибанов «Празднество свадебного договора», В.М.Васнецов «Аленушка» и портрет женщины (общий слайд) — ( задаем вопрос детям).
— Вопрос к детям: Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?
— ответ : ( На праздничные и повседневные)
-Вопрос к детям: Найдите общие черты для обеих групп? – 1,2,3 слайд.
— ответ: (Одинаковый свободный покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)
— Вопрос к детям: Теперь найдите отличия в сарафанах? – (4 общий слайд – В.М. Васнецов «Аленушка» и портрет женщины)
— ответ: ( Цвет, материал, количество и богатство украшений)
— Вопрос к детям: Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? – (следующий слайд- сарафан)
_ ответ: ( Одеждой для крестьян)
— Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.
Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты — обереги.
— ( слайд с вышивкой)
— В конце 17 века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду.
В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего « европейского платья» — они предпочитают выписывать материю из- за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
— « Нет» — решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить
« старо- боярскую» одежду, в том числе и сарафан.
Так сарафан стал народной одеждой.
— Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого?
( красный)
Далее работа по слайдам
— слайд- девушки в красном сарафане.
— Действительно, «красна девица», « красно солнышко» — так называли в народе что – то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем.
Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни.
-Вопрос: назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты?
Ответ: ( красный).
Рассматриваем другие слайды по русским народным костюмам.
— А каким был идеал красоты на Руси?
— Женщина должна была иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем, соболиные брови.
— Одежды на Руси были свободные, длинные, необычайно красочные.
— Вот рубаха долгорукавная с пышными рукавами, собранными в запястье.
— А сарафаны, какие разные по форме и отделке!
— Очень любили женщины на Руси душегрею и передник.
— Посмотрите на слайдах женские головные уборы: кокошники, коруны, косники.
— Вы сами наглядно убедились в том, как совершенна и гармонична красота народной одежды, насколько она самобытна.
— Мудрая красота… Именно она – главное свойство русской народной одежды. Она проникает в самые малые элементы украшений.
— Это воспитание хорошего вкуса.
— Послушайте, как об этом пишет замечательный русский художник Илья Ефимович Репин: «Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Просто прелесть, прелесть, прелесть!!!
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ:
Переходим к практической работе.
Весь класс разделим на 3 творческие группы – задание: А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых мы выполнили заранее.
-_ Используя у вас на столе образцы орнамента, знаки символы; а так же примеры вышивки в презентации, слушая народную музыку разработайте новые композиции костюмов, сарафанов. Вспомните, как можно кисточкой, маркером, фломастером передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы.
(Дети выполняют работу самостоятельно, оказывать индивидуальную помощь)
— Во время работы исполняется народная песня « Хмелюшка».
— А так же во время работы вспомним жанры фольклора.
(частушки, сказки, песни…)
— О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим и споем песню « Во кузнице» — (звучит народная песня «Во кузнице»)
— Вопрос: Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?
— ответ: — У нее задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова.
— Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? (из лопуха)
— Молодцы, вы очень внимательны.
ЗАЩИТА РАБОТ УЧАЩИХСЯ:
— Ну, а сейчас добры молодцы и красны девицы, как в былые времена наши прабабушки и прадедушки ходили на вечорки в своих нарядах – прошу вас
Выйти и показать, что же у вас получилось, какие сарафаны мы сшили.
( Дети показывают свои наряды)
— Вопрос: -Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу?
_- ответ: ( Картины, музыка )
— Вопрос: А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?
— ответ: -( Сарафан.)
Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил след в душе русского народа, и в заключении мы послушаем песню о родине, душе. Включаем слайд – церковь – и включаем песню.
-На этом у нас урок закончен, до свидания.