План – конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Петреченко Алла Гамлетовна учитель изобразительного искусства – высшая категория муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большесосновская средняя общеобразовательная школа» Большесосновского района, Пермского края.

Тема урока: «Светлый праздник на Руси – Пасха» Цели урока: 1.Расширить: знания уч-ся об истоках обрядов и традиций народного праздника; приобщить детей к родной культуре; познакомить с историей и особенностями росписи на поверхности яйца; 2. Развивать: творческие способности совершенствовать умение работать кистью и красками; научить рисовать традиционные элементы и орнаменты; пользоваться цветом как средством художественной выразительности; 3. Воспитывать: любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам; прививать аккуратность и трудолюбие; дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Пути достижения цели: рассказ педагога, с рассматриванием презентаций, иллюстраций, выставок по теме; слушание колокольного звона; вопросы; совместное расписывание пасхальных яиц; работа на линии с колокольчиками; пасхальные игры; стихи; защита своих работ.

Оборудование и материалы для учителя ИЗО: (презентация «Пасха — расписные яйца, расписные яйца (деревянные), образцы готовых изделий, выставка рисунков детей «праздник Пасха», мини – выставка обрядового пасхального стола, иллюстрации из книг, иллюстрации из книг, компьютер, проектор, экран, колокольчики, аудиозапись колокольного звона, презентация «Русские церкви» Оборудование и материалы для учащихся: (шаблоны – эскизы, губка, акриловые краски или пищевые красители, блески, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки, яйцо, подставка для яйца, палитра, баночка для воды, простой карандаш, стирательная резинка, бутылочка и веточка (для каждого стола), кисти, салфетки, салфетки с картинками, строительный скотч 2х сторон.

План урока:

1.Организационный момент (проверка готовности к уроку 3-5 мин) 2.Беседа о Пасхе, с демонстрацией расписных яиц, просмотр слайдов –(10мин) (презентация) 3. Практическая работа учащихся: Самостоятельная роспись яйца по эскизам учащихся (10 -15 мин) 4.Заключительная часть урока: Просмотр и защита работ учащихся, подведение итогов.

Ход урока: 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку – 3-5мин. 2.Беседа с учащимися о празднике Пасха Христова. Текут ручьями снег и лед. У птиц на север перелет. Всё пробудилось ото сна, Всё дольше день, пришла ……………….(Весна)

Весной приходит к нам светлый праздник всего христианского мира – Пасха Христова. Крашеное яйцо стало символом Пасхи. Яйцо символизирует рождение жизни. Пасха – это торжество жизни, это великий день Господа, обретение жизни вечной. Слово « Пасха» — означает «исход», «избавление», «освобождение» И неразрывно с этим праздником связан обычай, дарить друг другу крашеные яйца. Принято было дарить крашеные яйца друг другу всю пасхальную неделю. Ещё задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной – из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян… у славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Традиция эта более древняя, чем христианский обычай. Христианство включило этот образ в свою символику. Презентация по слайдам: (История, способы росписей; этапы) – просмотр. По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Традиция эта более древняя, чем христианский обычай. Христианство включило этот образ в свою символику. Пасха отмечается весной, когда дни уже становятся длиннее, а ночи короче. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И яйцо — символ извечного возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить. Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Самые распространенные орнаменты на писанках — солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали). Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. Вопрос: Для чего делали яйца — писанки? Какие пожелания говорили? Ответ: Чтобы подарить близким, любимым людям. Пожелать им процветания и здоровья, напомнить о красоте и бесконечности жизни.

Учитель: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня (посмотрите на нашей выставке) Самыми красивыми и дорогими можно по праву назвать оригинальные пасхальные Яйца Фаберже. Была и такая традиция: в пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне. (Прослушивание записи колокольного звона.) 3.Практическая работа учащихся: (Работа по группам — 4 стола) Каждый стол получает определенное задание – 1. крашенки; 2.крапанки;3.декорирование яиц;4.драпанки. Во время работы учащихся – пасхальные игры, сочинение музыки на колокольчиках, прослушивание записи колокольного звона. Сейчас мы попробуем расписать яйцо. Яйцо – главный предмет пасхального обряда. Яйцо, заключающее в себе новую жизнь, с древности представлялось человеку источником мироздания. Задолго до христианства оно символизировало Вселенную. Для наших предков яйцо служило символом жизни и присутствовало во многих обрядах, обычаях, праздниках, играх. Каждый рисунок на расписных яйцах, пришедшие к нам из глубины веков, имеют свою символику (условные знаки – символы, этапы работы у вас на столах), вы их используйте в своих работах. Солнце славяне считали самой важной силой природы. Огромную роль в русском искусстве играли образы животных и птиц. Наиболее древними и самыми распространенными были образы коня и птицы, а также оленя. Конь – символ солнца. Небесный олень – олицетворение нарождающейся жизни. Выписывались узоры с пожеланиями богатства, согласия в семье, счастливого замужества, высокого урожая и многого другого, без чего люди не мыслили своей жизни. Всё это подчинялось общей идее святочного цикла – плодородию.

Этапы работы:

1.По готовому эскизу выбрать узор или придумать художественный образ. 2. Нарисовать его на скорлупе яйца карандашом. 3.Расписать красками. 4.Представить свою работу классу, материал для защиты своего столика. Самостоятельная роспись яйца по эскизам учащимся. 10-15 мин. 4.Заключительная часть урока: Просмотр и защита работ учащихся, подведение итогов (оформление пасхального дерева для каждого стола). Учитель: Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные яйца – у нас получились. Они не только украсят нашу выставку, но и пасхальный кулич на праздничном столе. Такие яйца можно смело подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Рефлексия:

Понравилось ли вам работа на уроке? Чему вы научились на этом занятии? Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Кому вам хотелось бы преподнести своё яйцо в Христово Воскресение? Если вы хотите сделать, что нибудь приятное гостям нашего урока можете им подарить расписанные яйца. В конце урока просмотр презентации церквей и слушание русской народной песни. Добра и радостного настроения. С праздником ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here