План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе
Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»
Цель: Понять значение цвета и влияние его на наше настроение.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с основами цветоведения.
-
Научить получать новые цвета через смешивание красок.
-
Воспитывать художественный вкус.
-
Развивать творческую фантазию.
Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, альбомные листы, краски, карандаш, ластик.
Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности)
-
Введение в тему.
Прослушайте стихотворение Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом нашего разговора на уроке?
-
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию- оранжевой,
Желтым одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем какого цвета
Огромная планета!
Ответы учащихся (Предполагаемый ответ — о цвете).
-
Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о цвета. Тема урока будет называться «Цвет. Основы цветоведения»
-
Актуализация знаний
-
Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое… Или все зеленое, или все голубое, или все красное?! Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным… Как изменится наше настроение..? Какие чувства мы будем испытывать..? Целью нашего урока мы поставим «Познакомиться с классификацией цвета и определить влияние его на настроение человека»
-
Введение в новую тему
Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Почему в темноте мы не видим никаких цветов. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз — у нас возникает ощущение цвета. Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.
-
Скажите, сколько цветов вы знаете? У вас может получиться очень много. Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется — «Цветоведением».
-
Давайте разберемся в основных понятиях цвета:
«Хрома, хромас» — в переводе с греческого означает «цвет». Первая группа Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета — это все остальные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали — основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали — составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.
-
Практическая работа
Давайте проведем эксперимент по колонкам путем смешивания пар:
1 колонка: красный + желтый = оранжевый
2 колонка: красный + синий = фиолетовый
3 колонка: желтый + синий = зеленый
-
Открытие новых знаний
-
Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов? Это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? «Каждый охотник желает знать где сидит фазан«. Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного «синего» и ахроматического «белого».
-
Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге. (В круге цветов «составные» чередуются с основными)
-
Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге. Такие цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным — сине-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего – к холодным.
-
Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга. Назовите пример контрастных цветов.
-
Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.
-
Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки. Давайте практически попробуем с помощью выбеливания получить разные оттенки одного цвета. Используйте палитру.
-
Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие? В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с жизненными явлениями. Например, во времена древнего человека, красный цвет был символом Солнца, огня, крови, жизни. Белый цвет — символизировал свежесть, чистоту, покой, молодость. В разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета менялось. Так в культуре Византии императорскую власть олицетворял – красный цвет, а в Китае – желтый, который был символом мудрости и просвещенности.
-
Ученые, психологи, врачи доказали, что цвет может изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный, — пробуждают энергию, желание действовать. Существует метод лечения депрессии цветом, называется «Цветотерапия»
-
Посмотрите на предложенные рисунки детей, какое настроение они несут, давайте придумаем название им: «радость», «возбуждение», «злость», «страх»
-
Физ. Минутка
-
Практическая работа.
Задание: Задание: Сегодня мы тоже постараемся выразить наши эмоции с помощью цвета (пятен, линий, точек и др.) При этом отвлечемся от конкретных образов. Нужно создать картину своего настроения. Рисовать будем абстрактно (беспредметно). Каждый по — своему представляет, ощущает свои чувства. Цветовые ассоциации чувств и ощущений будут у каждого свои – индивидуальные…
Посмотрите, как выражают чувства через цветовые пятна другие ребята… Подумайте, во время просмотра, как бы вы назвали эти работы…
-
Текущий инструктаж
До начала выполнения практической работы давайте вспомним правила работы на уроке:
-
Аккуратно смачивать кисть в воде, не стучать ею по банке
-
Каждый раз промывать кисть после краски
-
Использовать палитру, не пачкать краски
-
Лишнюю краску убрать кистью, слегка отжав её о край банки
-
Работа считается законченной, если выполнена в цвете
Можно говорить шёпотом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, нельзя нарушать рабочую обстановку на уроке.
Ну а теперь, вы — выразите чувства, которые когда-либо испытывали, используя только цветовые пятна и линии.
-
Подведение итогов.
Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.
Сегодня на уроке мы выяснили, что такое цвет, что для того, чтобы проще было ориентироваться в цветах ученые искусствоведы цвет классифицировали, убедились, что цвет влияет на наше настроение и с помощью цвета можно улучшить наше настроение, что и выполнили в практической части.
-
Домашнее задание:
создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень.
-
Повторим:
-
В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?
-
Какие цвета относятся к основным и составным?
-
Какие цвета относятся к теплым и холодным?
-
Что такое абсолютные и относительные цвета?
-
Какие цвета называют сближенными и контрастными?
-
К какому цвету относится голубой цвет?