Урок литературного чтения во 2 классе
«Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»»
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 50» г. Калуги
Биндич Тамара Николаевна
г. Калуга
2013
Цели урока:
Образовательные:
— формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
— формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.
Развивающие:
— развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
— развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств этого стихотворения);
Воспитывающие:
Формирование чувства любви к природе, родному краю; умение видеть прекрасное в окружающей действительности
Оборудование:
1. Презентация к уроку
2. Диск «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. Репродукция картин художников:
А.Рылова «В голубом просторе».
И.Левитан «Золотая осень».
И.Шишкин «Осень».
Б.Щербаков «Осень».
4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета.
Ход урока:
1. Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева.
— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Федора Ивановича Тютчева. (Слайд 1).
(Портрет Ф.И. Тютчева).
— Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов Х I Х века. Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений, «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно делал переводы на другие языки.Осенью 1821 года, Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.
Несколько раз был женат. Умер 1873.
Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
2. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
— Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной», с которым мы сегодня будем знакомиться.
— Какой возникает вопрос?
— Что такое лирическое стихотворение?
— Предположите, что такое лирическое стихотворение?
Поэт описывает картины природы. |
Показывает свою любовь к природе. |
Передаёт свои чувства и мысли. |
Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) — самый глубоко личный, задушевный род литературы.
Лирика— вид поэзии, выражающей чувства, мысли, переживания автора.
Особенности лирики — размышление, самосозерцание.
Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи.
Лирика берёт начало в устном народном творчестве (песни обрядовые, календарные …). В древние времена лирические произведения исполнялись под аккомпанемент лиры. Лирическое произведение в наибольшей степени позволяет проникнуть во внутренний мир поэта. В средние века появляются новые сочинители лирических произведений:
-ваганты (бродячие студенты, школяры).
— трубадуры (певцы-поэты южной Франции).
Лирика по своему жанровому разнообразию делится на: любовную, гражданскую, пейзажную, философскую.
(Слайд 2).
|
|
|
— Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения? (лирики)
3. Работа над стихотворением.
а). Выразительное чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева: “Есть в осени первоначальной…” На фоне музыки « Времена года. Осень». П.И. Чайковского. (Слайд3).
б). Беседа по первичному восприятию стихотворения.
— Ответим на следующие вопросы:
— Какое чувство испытывает автор?
— Какую пору поэт называет “дивной”?
— Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?
в). Работа над содержанием.
— Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы. (Слайд 4).
— Когда бывает эта “дивная” пора? (“…в осени первоначальной…”)
— Как вы понимаете “первоначальной”? (Т.е. только начавшейся)
— Каким поэт видит день, прочитайте. (“…как бы хрустальный…”)
— Он называет его “хрустальным”. Почему? (Прозрачный лес, воздух)
— Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? (Т.е. полны светом)
— Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос. (Слайд 5)
— Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)
— Какие слова подчёркивают пустоту поля? (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”)
— С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом)
— А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? (С полей убран урожай, земля отдыхает)
— Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос. (Слайд 6)
— Как поэт описывает небо? (“…пустеет воздух,…льётся лазурь…”)
— Какое чувство пробуждает у вас эта картина? (Грусть, покой)
— Почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
— А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (Бабье лето).
4.Физкультминутка (музыка для релаксации) (Слайд 7).
— Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
— Какие чувства вы испытали?
г). Этап выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в парах. (Учащиеся читают друг другу стихотворения).
— В каком темпе его следует читать?
— Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
5.Рефлексия.
Синквейн.
— Заканчивая разговор о лирике, я предлагаю вам написать синквейн.
— Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
СИНКВЕЙН — своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.
Правила составления синквейна:
Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка — характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка — характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка — что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Лирика.
Эмоциональная, личная.
Выражать, чувствовать, размышлять.
Лирика-это вид поэзии.
Переживание.
6. Физкультминутка.
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевай!
Все, что Осень Вам прикажет,
Вместе с нею выполняй!
Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.
Красный — отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Зелёный — хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Жёлтый — было скучно, неинтересно, много затруднений.
7. Творческая работа.
— Давайте пофантазируем и представим себе: о чём мечтают листья осенью? Свои предположения запишите на листьях.
8. Анализ работ.
На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои
миниатюры и вывешивают свой листочек на дерево.
— Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывки стихотворений.
9. Подведение итогов.
— Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое лирика? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?
10. Домашнее задание.
1.Нарисовать рисунок к стихотворению
2. Написать синквейн на тему «Осень»
— Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
Список использованной литературы
1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев. Стихотворения. — М.Просвещение, 2011.
2. Кожинов Вадим. Тютчев. — М. Просвещение, 2009.
3. Справочник школьника. Литература. — М. Просвещение, 2006.