Ямало – Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)
Согласована Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________
от «25» апреля 2014 года
| Утверждена Директор МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» ______________ В.П. Тарарина Приказ №309-од от 29.04.2014г.
|
Школа изобразительных искусств
Рабочая программа учебного курса «Основы композиции»
для 8-х классов
2 часа в неделю (всего 68 часов)
-
Составитель:
учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №13
с УИП эстетического цикла» Кохановская Ариадна Николаевна
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы композиции» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа разработана в рамках проекта «Муниципальная модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Ноябрьска по реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся».
Рабочая программа учебного курса «Основы композиции» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учётом авторских программ:
-
Композиция 5-9кл. // Программы по учебным предметам художественно-эстетического цикла/ автор-составитель Кохановская А.Н./ МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»), г.Ноябрьск, 2012г.;
-
Основы живописи. Композиция 5-9 классы. Авторы программы: д-р пед. наук, член-корр. РАО В.С. Кузин, д-р пед.наук Л.С. Нерсисян, канд. пед. наук Л.Е. Игнатьев, кандидат пед. наук Э.И. Кубышкина; Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Авторы: д-р.пед.наук, проф. Т.Я. Шпикалова, д-р пед. наук, проф. Н.М. Сокольникова, д-р пед. наук, проф. Н.Н. Светловская и др. / Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных пособий:
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8кл.в 4-х частях. Ч. 3 Основы композиции.- 2004-80с.: цв.ил.; Ч.4 Краткий словарь художественных терминов.- 2004-80с.: цв.ил.
Рецензентами программы являются:
-
Рецензия и экспертное заключение. Омский государственный технический университет, факультет гуманитарного образования. К.п.н., доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» ОмГТУ Лугина Я.А. 2014г.
-
Рецензия. Омский государственный педагогический университет. Факультет искусств. К.п.н., доцент ОмГПУ Зубачевская Н.А. 2014г.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение практических работ, диагностических работ, выполнение творческого проекта:
Количество часов | Практические работы | Диагностические работы | Творческий проект | |
8 | 68 | 14 | 2 | 1 |
Цель программы учебного курса «Основы композиции»: подготовка к обучению в классе художественно-эстетического профиля, развитие профессионально-художественных и общекультурных компетенций учащихся.
Задачи программы:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;
-
освоение основ построения композиции;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации;
Актуальность данной программы заключается в том, что данная же программа, не дублируя программы общеобразовательных и художественных школ, позволяет расширить возможности детей и приобрести необходимые профессионально-художественные знания и умения, навыки в построении композиции, подготовиться к обучению в классе художественно-эстетического профиля, успешной сдаче экзаменов в художественные вузы. Также, обучаясь по данной программе, дети, не планирующие связывать свою профессию с художественной деятельностью, могут получить более глубокие и полные знания художественно-эстетического характера, развить творческие качества личности.
Новизна рабочей программы учебного курса «Основы композиции» состоит в авторском подходе учителя к формированию тематики практических заданий, содержания тем, составлении учебно-тематического плана, календарно-тематического планирования.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа учебного курса «Основы композиции» является основой для дальнейшей предпрофильной подготовки учащихся и реализации программ «Архитектурно-художественное проектирование», «Линейно-конструктивный рисунок» в 9 классе.
Особенность организации учебного процесса заключается в том, что освоение изобразительных навыков происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах: в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов. Основным видом учебной деятельности является выполнение практической работы. Занятия проводятся в специально оборудованных классах, имеющих поставочный материал, необходимые наглядные пособия, фонд художественных работ, ТСО.
Композиция является одним из самых сложных и принципиально важных учебных предметов изобразительного искусства. Это наука, изучающая построение художественного произведения. Курс композиции имеет первостепенное значение в развитии творческих способностей, образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти. Творческая работы заключается в поисках целостного выражения. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы и подчинены целому. Композиция строится по определённым законам. Ёе правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют на протяжении всей работы. Главное в композиции – создание художественного образа.
Практическая полезность курса композиции обусловлена тем, что в процессе изучения предмета происходит:
-
развитие эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности;
-
развитие творческих способностей в изобразительной деятельности, образного мышления и воображения, творческой активности и индивидуальности;
-
обучение основам теории композиции, усвоение элементарных знаний по теории композиции и применение их на практике, таких как:
-
правила композиции (статика, динамика);
-
приёмы (симметрия, асимметрия, передача ритма, равновесие, выделение сюжетно – композиционного центра);
-
средства: передача пространства (перспектива линейная, воздушная), декоративность, открытость, замкнутость);
-
стилизация изображения (растений, животных, бытовых предметов);
-
определение жанра (натюрморт, пейзаж (виды), портрет);
-
обучение основам цветоведения, развитие умения строить различные цветовые гармонии (холодные, теплые, хроматические, ахроматические, основные).
-
формирование учебных умений и навыков в работе с различными художественными материалами и техниками, последовательной работы над произведением от эскиза до завершения,
-
самостоятельного выполнения композиционных заданий.
Рекомендуемые учебные задания разработаны и составлены в определённой последовательности. Предусмотрено, в соответствии с возрастными особенностями учащихся и в целях оптимизации учебного процесса изменение видов деятельности, материалов, техник, направлений.
Требования к уровню достижений обучающихся.
Требования к уровню достижений обучающихся сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов по изобразительному искусству и с учетом примерной и авторской программы. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
В результате изучения программы учебного курса «Основы композиции» учащийся должен
знать
-
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
-
основные приёмы построения композиции;
-
выдающихся представителей русского искусства и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России;
уметь
-
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, художественного конструирования в своем творчестве;
-
определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
-
применять в практической работе определённые правила композиции: статика, динамика, сюжетно – композиционный центр (доминанта); приемы: ритм, равновесие (статическое и динамическое), симметрия, асимметрия, горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя, ритм в орнаменте и абстрактной композиции;
-
применять на практике средства композиции: способы передачи пространства в реалистичной и декоративной композиции (системы перспективы); модуль, декоративное обобщение различных форм (животные, растения, бытовые предметы и т.д.), стилизация формы и цвета, декоративно – плоскостное решение, применение модуля, оверлеппинг, целостность, цветовые контрасты, формат;
-
применять в практической работе знания основ цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные);
-
работать с различными художественными материалами (тушь, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель, цветная бумага);
-
выполнять самостоятельно творческую работу;
-
составлять композиции в различных направлениях: реализм, декоративно – плоскостная, супрематизм;
-
выбирать формат и художественные материалы в зависимости от идейного замысла.
В процессе реализации программы используются проектная технология, методы и технологии обучению изобразительному искусству, основанные на развивающем обучении (Б.М.Неменский), обучении в сотрудничестве (Т.Я.Шпикалова), учитываются особенности психологии художественного творчества, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления (В.С. Кузин).
В программе определены следующие формы текущего, тематического, итогового контроля знаний, умений, навыков по композиции:
1. Предварительные просмотры учебных работ.
2. Тематический просмотр учебных работ.
3. Просмотр работ учащихся, выполненных на пленэре.
4. Итоговый просмотр учебных работ за курс обучения.
5. Текущий контроль в форме тестирования, устного опроса учащихся.
6. Участие в выставках детского художественного творчества.
7. Самостоятельная творческая деятельность учащихся.
8. Защита творческого проекта.
Основные требования к работам учащихся по композиции заключается:
-в грамотности исполнения (применение на практике основных законов, правил, приёмов и средств композиции);
-в соответствии применяемых художественных материалов и средств идейному замыслу композиции;
-выразительности, смелости и оригинальности её художественного решения;
По итогам контроля выставляется оценка по 5-ти балльной системе. Оценка выставляется коллегиально. В целях объективной оценки творческих работ учащихся на итоговый просмотр приглашаются учителя изобразительного искусства школы.
Содержание тем учебного предмета.
Раздел 1. Законы композиции, правила, приёмы и средства (12ч)
Законы композиции, правила, приёмы и средства (2ч)
Беседа. Графические упражнения. Композиционные схемы. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага, карандаш.
Способы передачи движения и состояния покоя (4ч)
Статичная и динамичная композиции из геометрических фигур. Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение статичной и динамичной композиций. Построение симметричной и асимметричной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.
Передача ритма. Замкнутый орнамент (6ч)
Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение замкнутого геометрического орнамента. Разработка орнамента. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.
Раздел 2. Геометризированная композиция (4ч)
Геометризированная композиция, построенная с использованием модулей (4ч)
Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение моноцентрической геометрической композиции. Разработка эскиза. Построение полицентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага.
Раздел 3. Супрематическая композиция (6ч)
Супрематическая композиция «Музыка» (6ч)
Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Передача гармонии цветовых отношений средствами цвета. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Обобщение, завершение работы.
Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.
Раздел 4. Стилизованная композиция (4ч)
Стилизованная композиция, на основе модуля (4ч)
Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Составление эскизов. Построение композиции. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка.
Раздел 5. Декоративная композиция (12ч)
Декоративное обобщение цвета (6ч)
Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Построение композиции. Стилизация цвета. Обобщение в композиции. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.
Стилизация формы и цвета (6ч)
Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Компоновка в листе. Линейное решение композиции. Стилизация формы. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.
Раздел 6. Тематическая композиция (6ч)
Тематический натюрморт «Дары Ямала» (6ч)
Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Художественно-образное восприятие формы предметов. Композиционные поиски. Построение композиции на формате. Орнаментация. Детальная проработка. Работа в цвете, обобщение, завершение работы.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.
Раздел 7. Способы организации пространства (6ч)
Натюрморт. Оверлеппинг (6ч)
Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Поиск композиции. Работа в цвете. Обобщение и завершение работы.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.
Раздел 8. Реалистичная сюжетно – тематическая композиция (4ч)
Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера» (4ч)
Законы воздушной и линейной перспективы. Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Поиск композиции. Перенос композиции на формат. Цветовое решение. Обобщение. Завершение.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь, акварель.
Раздел 9. Пейзаж (6ч)
Городской пейзаж (4ч)
Законы воздушной и линейной перспективы. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Разработка эскиза. Линейное построение композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага 12 формат, гуашь.
Пленэр (2ч)
Законы воздушной и линейной перспективы. Этюды и зарисовки с натуры. Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Практическая работа.
Изобразительные материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель.
Раздел 10. Творческий проект (8ч)
Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части.
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | В том числе: | |||
Практические работы | Тесты | Творческий проект | |||
Раздел 1. Законы композиции, правила, приёмы и средства (12ч) | |||||
1 | Законы композиции, правила, приёмы и средства (2ч) | 2 | 1 | ||
2 | Способы передачи движения и состояния покоя (4ч) | 4 | 2 | ||
3 | Передача ритма. Замкнутый орнамент (6ч) | 6 | 1 | ||
Раздел 2. Геометризированная композиция (4ч) | |||||
4 | Геометризированная композиция, построенная с использованием модулей (4ч). | 4 | 2 | ||
Раздел 3. Супрематическая композиция (6ч) | |||||
5 | Супрематическая композиция «Музыка» (6ч) | 6 | 1 | ||
Раздел 4. Стилизованная композиция (4ч) | |||||
6 | Стилизованная композиция, на основе модуля (4ч) | 4 | 1 | ||
Раздел 5. Декоративно – плоскостная композиция (12ч) | |||||
7 | Декоративное обобщение цвета (6ч) | 6 | 1 | 1 | |
8 | Стилизация формы и цвета (6ч) | 6 | 1 | ||
Раздел 6. Тематическая композиция (6ч) | |||||
9 | Тематический натюрморт «Дары Ямала» (6ч) | 6 | 1 | ||
Раздел 7. Способы организации пространства (6ч) | |||||
10 | Натюрморт. Оверлеппинг (6ч) | 6 | 1 | ||
Раздел 8. Реалистичная сюжетно – тематическая композиция (4ч) | |||||
11 | Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера» (4ч) | 4 | 1 | ||
Раздел 9. Пейзаж (6ч) | |||||
12 | Городской пейзаж (4ч) | 4 | 1 | 1 | |
13 | Пленэр (2ч) |
|
| ||
Раздел 10. Творческий проект (6ч) | |||||
14 | Творческий проект (6ч) | 10 |
| 1 | |
| Всего | 68 | 14 | 2 | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники, учебные пособия для ученика: | |
| Основные: |
1 | Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8кл.в 4-х частях. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск.: Титул, 2004.- 80 с.: цв. Ил; Ч. 2 Основы живописи.- 2004-80с.: цв.ил.; Ч.4 Краткий словарь художественных терминов.- 2004-80с. : цв.ил. ; Ч.1 Основы рисунка.-2004.- 80с.: цв.ил. |
| Дополнительные: |
| Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-М.: Дрофа, 2011г |
| Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство. 8-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-М.: Дрофа, 2011г |
| Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Неменского Б.М.- 4-е изд. — М.: Просвещение, 2011.- 175с: ил.
|
| Учебники, учебные пособия для учителя: |
| Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие.- М.: Учебная литература, 1998г.-208с.:ил |
| Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом Москва «Просвещение» 1982г. |
| Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы. Москва «Просвещение»1982г. |
| Костерин Н.Т. Учебное рисование М.: «Просвещение» 1984г. |
| Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва «Академия» 1999г. |
| Бесчастнов Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2004. |
| Логвиненко Г.М., Логвиненко И.К. «Монокомпозиция» Магнитогорский ГПИ, 1997г |
| Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. Изд. Владос, 2005.-144с.: ил. |
| Косменская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Лабораторный практикум. Москва «Просвещение»1987г. |
| Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд Москва «Просвещение»1995г. |
| Методические пособия по основам композиции орнамента Н.А. Талавира С — Петербург, 2000г. |
| Видеоиздания, электронные ресурсы:
|
1 | Видеофильм. Декоративно-прикладное искусство. (4 фильма). М.: Видеостудия «Кварт» |
2 | Видеоэнциклопедия искусств. Что такое искусство. М.: Видеостудия «Кварт», лицензия ВАФ №77-91. |
3 | Сокровища народного творчества. 9 фильмов (Дворец для племён и народов. Восточные славяне. Народы Сибири. Народы Средней Азии. Керамика. Творчество и ковроделие. Народный костюм. Ювелирные украшения. Оружие, изделия из металла.).- М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ», лицензия ВАФ №77-91. |
4 | Искусство 20 века. – М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ», лицензия ВАФ №77-91. |
5 | Искусство Русского авангарда (В.Кандинский, К.Малевич, Л. Попова, В. Татлин, П. Филонов). – М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ», лицензия ВАФ №77-91. |
6 | Шедевры русской живописи (33 интерактивных видеоурока). –М.: Издатель и эксклюзивный дистрибьютер ООО «Нью Медиа Дженерейшн», лицензия ВАФ №77-15 |
7 | Презентации. |
Электронные образовательные ресурсы
Федеральный портал «Российское образование»
www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно — образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Сайт «Открытый урок»
www.o-urok.ru
Электронные образовательные ресурсы по предмету:
Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября»
http://art.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
http://artclassic.edu.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://music.edu.ru
Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru
ARTYX.ru: Всеобщая история искусств
http://www.artyx.ru
Belcanto.Ru — в мире оперы
http://www.belcanto.ru
Classic-Music.ru — классическая музыка
http://www.classic-music.ru
Виртуальный музей живописи
http://www.museum-online.ru
Виртуальный музей Лувр
http://louvre.historic.ru
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tretyakov.ru
Государственный Русский музей
http://www.rusmuseum.ru
Государственный Эрмитаж
http://www.hermitagemuseum.org
Импрессионизм
http://www.impressionism.ru
История изобразительного искусства
http://www.arthistory.ru/
Московский Кремль: виртуальная экскурсия
http://www.moscowkremlin.ru
Музеи Московского Кремля
http://www.kremlin.museum.ru
Российская история в зеркале изобразительного искусства
http://www.sgu.ru/rus_hist/
Современная мировая живопись
http://www.wm-painting.ru
Энциклопедия Санкт-Петербурга
http://www.encspb.ru
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы композиции» в 8 класса (68ч.).
Дата проведения | Тема, тип и форма урока | Элемент содержания | Требования к уровню достижений | Контрольно-оценочная деятельность | Средства обучения (демонстрации, опыты, Интернет-ресурсы и т.д.) | ||||
план | факт | общеучебные | специальные | вид | форма | ||||
Раздел 1. Законы композиции, правила, приёмы и средства (8ч) | |||||||||
1.1 |
|
| Законы композиции, правила, приёмы и средства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Графические упражнения. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага, карандаш.
| Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основных законов композиции: целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации. | Текущий | ПР | Наглядные пособия, учебная литература, постановочный материал, окружающая натура. |
1.2 |
|
| Законы композиции, правила, приёмы и средства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Графические упражнения. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага, карандаш.
| Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основных законов композиции: целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации. | Текущий | ПР | Наглядные пособия, учебная литература, постановочный материал, окружающая натура. |
1.3 |
|
| Способы передачи движения и состояния покоя.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Статичная и динамичная композиции из геометрических фигур. Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение статичной и динамичной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции. | Текущий | ПР УО | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
1.4 |
|
| Способы передачи движения и состояния покоя.
Комбинированный урок Практическая работа. | Статичная и динамичная композиции из геометрических фигур. Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение статичной и динамичной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции | Текущий | ПР УО | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.
|
1.5 |
|
| Способы передачи движения и состояния покоя.
Комбинированный урок Практическая работа. | Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение симметричной и асимметричной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции | Текущий | ПР
| ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.
|
1.6 |
|
| Способы передачи движения и состояния покоя. Урок закрепления знаний Практическая работа. | Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение симметричной и асимметричной композиций. Тоновая проработка. Завершение. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.
| Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Применение в практической работе определенных правил композиции (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции. | Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
1.7 |
|
| Передача ритма. Замкнутый орнамент.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение композиции орнамента.Построение замкнутого геометрического орнамента. Разработка орнамента. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия). Изучение методов построения орнамента. | Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
1.8 |
|
| Передача ритма. Замкнутый орнамент.
Комбинированный урок Практическая работа.
| Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение композиции орнамента. Построение замкнутого геометрического орнамента. Разработка орнамента. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия). Изучение методов построения орнамента. | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
1.9 |
|
| Передача ритма. Замкнутый орнамент.
Комбинированный урок Практическая работа.
| Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение замкнутого геометрического орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия). Изучение методов построения орнамента. | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
1.10 |
|
| Передача ритма. Замкнутый орнамент.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Цветовое решение орнамента. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия)Изучение методов построения орнамента. | Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
1.11 |
|
| Передача ритма. Замкнутый орнамент.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия)Изучение методов построения орнамента. | Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
1.12 |
|
| Передача ритма. Замкнутый орнамент.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа. Завершение. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия)Изучение методов построения орнамента. | Тематический | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
Раздел 2. Геометризированная композиция (4ч) | |||||||||
2.1 |
|
| Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение моноцентрической геометрической композиции. Разработка эскиза. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).
| Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
2.2 |
|
| Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение моноцентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).
| Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
2.3 |
|
| Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение полицентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).
| Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
2.4 |
|
| Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Разработка эскиза. Построение полицентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).
| Тематический | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.
|
Раздел 3. Супрематическая композиция (6ч) | |||||||||
3.1 |
|
| Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка». Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Умение создавать композицию в направлении «супрематизм». | Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
3.2 |
|
| Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка». Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Умение создавать композицию в направлении «супрематизм». | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
3.3 |
|
| Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка». Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Умение создавать композицию в направлении «супрематизм». | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
3.4 |
|
| Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка». Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Умение создавать композицию в направлении «супрематизм». | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
3.5 |
|
| Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка». Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Обобщение. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение создавать композицию в направлении «супрематизм». | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
3.6 |
|
| Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка». Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Обобщение, завершение работы. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение создавать композицию в направлении «супрематизм». | Тематический | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
Раздел 4. Стилизованная композиция (4ч) | |||||||||
4.1 |
|
| Стилизованная композиция, на основе модуля.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Стилизованная композиция, на основе модуля. Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Составление эскизов. Построение композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; формат, декоративность, стилизация формы и цвета | Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
4.2 |
|
| Стилизованная композиция, на основе модуля
Комбинированный урок Практическая работа. | Стилизованная композиция, на основе модуля. Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Построение композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, формат, декоративность, стилизация формы и цвета) | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
4.3 |
|
| Стилизованная композиция, на основе модуля.
Комбинированный урок Практическая работа. | Стилизованная композиция, на основе модуля. Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Построение композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; формат, декоративность, стилизация формы и цвета | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
4.4 |
|
| Стилизованная композиция, на основе модуля. Урок закрепления знаний Практическая работа. | Стилизованная композиция, на основе модуля. Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Построение композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; формат, декоративность, стилизация формы и цвета. | Тематический | ПР Просмотр | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
Раздел 5 . Декоративная композиция (12ч) | |||||||||
5.1 |
|
| Декоративное обобщение цвета.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Построение композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
5.2 |
|
| Декоративное обобщение цвета.
Комбинированный урок Практическая работа.
| Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Построение композиции. Стилизация цвета. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. Стилизация цвета. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
5.3 |
|
| Декоративное обобщение цвета.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
5.4 |
|
| Декоративное обобщение цвета.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
5.5 |
|
| Декоративное обобщение цвета.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа. Обобщение и завершение работы. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
5.6 |
|
| Декоративное обобщение цвета.
Урок закрепления знаний Практическая работа. | Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа. Обобщение и завершение работы. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР Тест | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
5.7 |
|
| Стилизация формы и цвета.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Компоновка в листе. Линейное решение композиции. Стилизация формы. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
5.8 |
|
| Стилизация формы и цвета.
Комбинированный урок Практическая работа. | Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Линейное решение композиции. Стилизация формы. Орнаментация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР УО | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
5.9 |
|
| Стилизация формы и цвета.
Комбинированный урок Практическая работа. | Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета Стилизация формы. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.
| Текущий | ПР УО | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
5.10 |
|
| Стилизация формы и цвета.
Комбинированный урок Практическая работа. | Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. | Текущий | ПР УО | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
5.11 |
|
| Стилизация формы и цвета.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Практическая работа. | Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. | Текущий | ПР УО просмотр | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
5.12 |
|
| Стилизация формы и цвета.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Практическая работа. | Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. | Тематический | ПР УО просмотр | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
Раздел 6. Тематическая композиция (6ч) | |||||||||
6.1 |
|
| Тематический натюрморт «Дары Ямала».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Тематический натюрморт «Дары Ямала». Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Композиционные поиски. Построение композиции на формате. Орнаментация. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы. | Текущий | ПР | ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
6.2 |
|
| Тематический натюрморт «Дары Ямала».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Тематический натюрморт «Дары Ямала». Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Построение композиции на формате. Орнаментация. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы. | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
6.3 |
|
| Тематический натюрморт «Дары Ямала».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Тематический натюрморт «Дары Ямала». Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Композиционные поиски. Построение композиции на формате. Орнаментация. Детальная проработка. Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы. | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
6.4 |
|
| Тематический натюрморт «Дары Ямала».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Тематический натюрморт «Дары Ямала». Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Орнаментация. Детальная проработка. Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы. | Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
6.5 |
|
| Тематический натюрморт «Дары Ямала».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Тематический натюрморт «Дары Ямала». Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Детальная проработка. Работа в цвете, обобщение, завершение работы. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы. | Текущий | ПР УО Просмотр учебных работ | наглядные пособия, окружающая натура. |
6.6 |
|
| Тематический натюрморт «Дары Ямала».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Тематический натюрморт «Дары Ямала». Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Работа в цвете, обобщение, завершение работы. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы. | Тематический | ПР УО Просмотр учебных работ | наглядные пособия, окружающая натура. |
Раздел 7. Способы организации пространства (6ч) | |||||||||
7.1 |
|
| Натюрморт. Оверлеппинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт. Оверлеппинг. Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Поиск композиции. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе. | Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.
| Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
7.2 |
|
| Натюрморт. Оверлеппинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт. Оверлеппинг. Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Поиск композиции. Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.
| Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
7.3 |
|
| Натюрморт. Оверлеппинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт. Оверлеппинг. Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.
| Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
7.4 |
|
| Натюрморт. Оверлеппинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт. Оверлеппинг. Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.
| Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
7.5 |
|
| Натюрморт. Оверлеппинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт. Оверлеппинг. Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Обобщение и завершение работы. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.
| Текущий | ПР УО | наглядные пособия, окружающая натура. |
7.6 |
|
| Натюрморт. Оверлеппинг.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Натюрморт. Оверлеппинг. Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Обобщение и завершение работы. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.
| Тематический | ПР Просмотр | наглядные пособия, окружающая натура. |
Раздел 8. Реалистичная сюжетно – тематическая композиция (4ч) | |||||||||
8.1 |
|
| Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера». Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Поиск композиции. Перенос композиции на формат. Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
8.2 |
|
| Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера». Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Цветовое решение. Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
8.3 |
|
| Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера». Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Цветовое решение. Обобщение. Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Тематический | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, окружающая натура. |
8.4 |
|
| Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа. | Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера». Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Цветовое решение. Обобщение. Завершение. Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР Просмотр | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
Раздел 9. Пейзаж (6ч) | |||||||||
9.1 |
|
| Городской пейзаж.
Урок изучения и первичного Практическая работа. | Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Линейное построение композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета | Текущий | ПР | ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура. |
9.2 |
|
| Городской пейзаж.
Комбинированный урок Практическая работа. | Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
9.3 |
|
| Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Бумага от ½ листа. Гуашь Комбинированный урок Практическая работа. | Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета | Текущий | ПР УО | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
9.4 |
|
| Городской пейзаж. Урок закрепления знаний Практическая работа. | Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь. | Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета | Итоговый | ПР тест | ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура. |
9.5 |
|
| Пленэр.
Комбинированный урок Практическая работа. | Этюды и зарисовки с натуры. Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
9.6 |
|
| Пленэр.
Комбинированный урок Практическая работа. | Этюды и зарисовки с натуры. Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства. | Текущий | ПР Просмотр | окружающая натура. |
Раздел 10. Творческий проект (8ч) | |||||||||
10.1 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.2 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.3 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. части. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.4 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выполнение практической части. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.5 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выполнение практической части.
| Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.6 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.7 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части. Обобщение. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Текущий | ПР | окружающая натура. |
10.8 |
|
| Творческий проект | Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выполнение практической части. Обобщение. Завершение. | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил. | Итоговый
| Защита проекта |
|