Ямало – Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)

Рассмотрена

на заседании методического объединения учителей предметов эстетического цикла

Протокол № 6 от 29.03.2014г.

Руководитель методического

объединения: ____________

Согласована

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________

от «25» апреля 2014 года

Утверждена

Директор МБОУ «СОШ № 13

с УИП эстетического цикла» ______________ В.П. Тарарина

Приказ №309-од от 29.04.2014г.

Школа изобразительных искусств

Рабочая программа учебного курса «Основы композиции»

для 8-х классов

2 часа в неделю (всего 68 часов)

Составитель:

учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №13

с УИП эстетического цикла» Кохановская Ариадна Николаевна

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы композиции» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа разработана в рамках проекта «Муниципальная модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Ноябрьска по реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся».

Рабочая программа учебного курса «Основы композиции» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учётом авторских программ:

  • Композиция 5-9кл. // Программы по учебным предметам художественно-эстетического цикла/ автор-составитель Кохановская А.Н./ МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»), г.Ноябрьск, 2012г.;

  • Основы живописи. Композиция 5-9 классы. Авторы программы: д-р пед. наук, член-корр. РАО В.С. Кузин, д-р пед.наук Л.С. Нерсисян, канд. пед. наук Л.Е. Игнатьев, кандидат пед. наук Э.И. Кубышкина; Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Авторы: д-р.пед.наук, проф. Т.Я. Шпикалова, д-р пед. наук, проф. Н.М. Сокольникова, д-р пед. наук, проф. Н.Н. Светловская и др. / Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.

Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных пособий:

  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8кл.в 4-х частях. Ч. 3 Основы композиции.- 2004-80с.: цв.ил.; Ч.4 Краткий словарь художественных терминов.- 2004-80с.: цв.ил.

Рецензентами программы являются:

  • Рецензия и экспертное заключение. Омский государственный технический университет, факультет гуманитарного образования. К.п.н., доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» ОмГТУ Лугина Я.А. 2014г.

  • Рецензия. Омский государственный педагогический университет. Факультет искусств. К.п.н., доцент ОмГПУ Зубачевская Н.А. 2014г.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение практических работ, диагностических работ, выполнение творческого проекта:

Класс

Количество часов

Практические работы

Диагностические работы

Творческий проект

8

68

14

2

1

Цель программы учебного курса «Основы композиции»: подготовка к обучению в классе художественно-эстетического профиля, развитие профессионально-художественных и общекультурных компетенций учащихся.

Задачи программы:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;

  • освоение основ построения композиции;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации;

Актуальность данной программы заключается в том, что данная же программа, не дублируя программы общеобразовательных и художественных школ, позволяет расширить возможности детей и приобрести необходимые профессионально-художественные знания и умения, навыки в построении композиции, подготовиться к обучению в классе художественно-эстетического профиля, успешной сдаче экзаменов в художественные вузы. Также, обучаясь по данной программе, дети, не планирующие связывать свою профессию с художественной деятельностью, могут получить более глубокие и полные знания художественно-эстетического характера, развить творческие качества личности.

Новизна рабочей программы учебного курса «Основы композиции» состоит в авторском подходе учителя к формированию тематики практических заданий, содержания тем, составлении учебно-тематического плана, календарно-тематического планирования.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа учебного курса «Основы композиции» является основой для дальнейшей предпрофильной подготовки учащихся и реализации программ «Архитектурно-художественное проектирование», «Линейно-конструктивный рисунок» в 9 классе.

Особенность организации учебного процесса заключается в том, что освоение изобразительных навыков происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах: в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов. Основным видом учебной деятельности является выполнение практической работы. Занятия проводятся в специально оборудованных классах, имеющих поставочный материал, необходимые наглядные пособия, фонд художественных работ, ТСО.

Композиция является одним из самых сложных и принципиально важных учебных предметов изобразительного искусства. Это наука, изучающая построение художественного произведения. Курс композиции имеет первостепенное значение в развитии творческих способностей, образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти. Творческая работы заключается в поисках целостного выражения. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы и подчинены целому. Композиция строится по определённым законам. Ёе правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют на протяжении всей работы. Главное в композиции – создание художественного образа.

Практическая полезность курса композиции обусловлена тем, что в процессе изучения предмета происходит:

  • развитие эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности;

  • развитие творческих способностей в изобразительной деятельности, образного мышления и воображения, творческой активности и индивидуальности;

  • обучение основам теории композиции, усвоение элементарных знаний по теории композиции и применение их на практике, таких как:

  • правила композиции (статика, динамика);

  • приёмы (симметрия, асимметрия, передача ритма, равновесие, выделение сюжетно – композиционного центра);

  • средства: передача пространства (перспектива линейная, воздушная), декоративность, открытость, замкнутость);

  • стилизация изображения (растений, животных, бытовых предметов);

  • определение жанра (натюрморт, пейзаж (виды), портрет);

  • обучение основам цветоведения, развитие умения строить различные цветовые гармонии (холодные, теплые, хроматические, ахроматические, основные).

  • формирование учебных умений и навыков в работе с различными художественными материалами и техниками, последовательной работы над произведением от эскиза до завершения,

  • самостоятельного выполнения композиционных заданий.

Рекомендуемые учебные задания разработаны и составлены в определённой последовательности. Предусмотрено, в соответствии с возрастными особенностями учащихся и в целях оптимизации учебного процесса изменение видов деятельности, материалов, техник, направлений.

Требования к уровню достижений обучающихся.

Требования к уровню достижений обучающихся сформулированы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов по изобразительному искусству и с учетом примерной и авторской программы. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

В результате изучения программы учебного курса «Основы композиции» учащийся должен

знать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основные приёмы построения композиции;

  • выдающихся представителей русского искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России;

уметь

    • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, художественного конструирования в своем творчестве;

    • определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

    • применять в практической работе определённые правила композиции: статика, динамика, сюжетно – композиционный центр (доминанта); приемы: ритм, равновесие (статическое и динамическое), симметрия, асимметрия, горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя, ритм в орнаменте и абстрактной композиции;

    • применять на практике средства композиции: способы передачи пространства в реалистичной и декоративной композиции (системы перспективы); модуль, декоративное обобщение различных форм (животные, растения, бытовые предметы и т.д.), стилизация формы и цвета, декоративно – плоскостное решение, применение модуля, оверлеппинг, целостность, цветовые контрасты, формат;

    • применять в практической работе знания основ цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные);

    • работать с различными художественными материалами (тушь, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель, цветная бумага);

    • выполнять самостоятельно творческую работу;

  • составлять композиции в различных направлениях: реализм, декоративно – плоскостная, супрематизм;

  • выбирать формат и художественные материалы в зависимости от идейного замысла.

В процессе реализации программы используются проектная технология, методы и технологии обучению изобразительному искусству, основанные на развивающем обучении (Б.М.Неменский), обучении в сотрудничестве (Т.Я.Шпикалова), учитываются особенности психологии художественного творчества, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления (В.С. Кузин).

В программе определены следующие формы текущего, тематического, итогового контроля знаний, умений, навыков по композиции:

1. Предварительные просмотры учебных работ.

2. Тематический просмотр учебных работ.

3. Просмотр работ учащихся, выполненных на пленэре.

4. Итоговый просмотр учебных работ за курс обучения.

5. Текущий контроль в форме тестирования, устного опроса учащихся.

6. Участие в выставках детского художественного творчества.

7. Самостоятельная творческая деятельность учащихся.

8. Защита творческого проекта.

Основные требования к работам учащихся по композиции заключается:

-в грамотности исполнения (применение на практике основных законов, правил, приёмов и средств композиции);

-в соответствии применяемых художественных материалов и средств идейному замыслу композиции;

-выразительности, смелости и оригинальности её художественного решения;

По итогам контроля выставляется оценка по 5-ти балльной системе. Оценка выставляется коллегиально. В целях объективной оценки творческих работ учащихся на итоговый просмотр приглашаются учителя изобразительного искусства школы.

Содержание тем учебного предмета.

Раздел 1. Законы композиции, правила, приёмы и средства (12ч)

Законы композиции, правила, приёмы и средства (2ч)

Беседа. Графические упражнения. Композиционные схемы. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага, карандаш.

Способы передачи движения и состояния покоя (4ч)

Статичная и динамичная композиции из геометрических фигур. Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение статичной и динамичной композиций. Построение симметричной и асимметричной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.

Передача ритма. Замкнутый орнамент (6ч)

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение замкнутого геометрического орнамента. Разработка орнамента. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Раздел 2. Геометризированная композиция (4ч)

Геометризированная композиция, построенная с использованием модулей (4ч)

Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение моноцентрической геометрической композиции. Разработка эскиза. Построение полицентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага.

Раздел 3. Супрематическая композиция (6ч)

Супрематическая композиция «Музыка» (6ч)

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Передача гармонии цветовых отношений средствами цвета. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Обобщение, завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Раздел 4. Стилизованная композиция (4ч)

Стилизованная композиция, на основе модуля (4ч)

Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Составление эскизов. Построение композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка.

Раздел 5. Декоративная композиция (12ч)

Декоративное обобщение цвета (6ч)

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Построение композиции. Стилизация цвета. Обобщение в композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Стилизация формы и цвета (6ч)

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Компоновка в листе. Линейное решение композиции. Стилизация формы. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Раздел 6. Тематическая композиция (6ч)

Тематический натюрморт «Дары Ямала» (6ч)

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Художественно-образное восприятие формы предметов. Композиционные поиски. Построение композиции на формате. Орнаментация. Детальная проработка. Работа в цвете, обобщение, завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Раздел 7. Способы организации пространства (6ч)

Натюрморт. Оверлеппинг (6ч)

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Поиск композиции. Работа в цвете. Обобщение и завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Раздел 8. Реалистичная сюжетно – тематическая композиция (4ч)

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера» (4ч)

Законы воздушной и линейной перспективы. Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Поиск композиции. Перенос композиции на формат. Цветовое решение. Обобщение. Завершение.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь, акварель.

Раздел 9. Пейзаж (6ч)

Городской пейзаж (4ч)

Законы воздушной и линейной перспективы. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Разработка эскиза. Линейное построение композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, гуашь.

Пленэр (2ч)

Законы воздушной и линейной перспективы. Этюды и зарисовки с натуры. Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель.

Раздел 10. Творческий проект (8ч)

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы

Тесты

Творческий проект

Раздел 1. Законы композиции, правила, приёмы и средства (12ч)

1

Законы композиции, правила, приёмы и средства (2ч)

2

1

2

Способы передачи движения и состояния покоя (4ч)

4

2

3

Передача ритма. Замкнутый орнамент (6ч)

6

1

Раздел 2. Геометризированная композиция (4ч)

4

Геометризированная композиция, построенная с использованием модулей (4ч).

4

2

Раздел 3. Супрематическая композиция (6ч)

5

Супрематическая композиция «Музыка» (6ч)

6

1

Раздел 4. Стилизованная композиция (4ч)

6

Стилизованная композиция, на основе модуля (4ч)

4

1

Раздел 5. Декоративно – плоскостная композиция (12ч)

7

Декоративное обобщение цвета (6ч)

6

1

1

8

Стилизация формы и цвета (6ч)

6

1

Раздел 6. Тематическая композиция (6ч)

9

Тематический натюрморт «Дары Ямала» (6ч)

6

1

Раздел 7. Способы организации пространства (6ч)

10

Натюрморт. Оверлеппинг (6ч)

6

1

Раздел 8. Реалистичная сюжетно – тематическая композиция (4ч)

11

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера» (4ч)

4

1

Раздел 9. Пейзаж (6ч)

12

Городской пейзаж (4ч)

4

1

1

13

Пленэр (2ч)

Раздел 10. Творческий проект (6ч)

14

Творческий проект (6ч)

10

1

Всего

68

14

2

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники, учебные пособия для ученика:

Основные:

1

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8кл.в 4-х частях. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск.: Титул, 2004.- 80 с.: цв. Ил; Ч. 2 Основы живописи.- 2004-80с.: цв.ил.; Ч.4 Краткий словарь художественных терминов.- 2004-80с. : цв.ил. ; Ч.1 Основы рисунка.-2004.- 80с.: цв.ил.

Дополнительные:

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-М.: Дрофа, 2011г

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство. 8-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-М.: Дрофа, 2011г

Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Неменского Б.М.- 4-е изд. — М.: Просвещение, 2011.- 175с: ил.

Учебники, учебные пособия для учителя:

Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие.- М.: Учебная литература, 1998г.-208с.:ил

Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом Москва «Просвещение» 1982г.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы. Москва «Просвещение»1982г.

Костерин Н.Т. Учебное рисование М.: «Просвещение» 1984г.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва «Академия» 1999г.

Бесчастнов Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.

Логвиненко Г.М., Логвиненко И.К. «Монокомпозиция» Магнитогорский ГПИ, 1997г

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. Изд. Владос, 2005.-144с.: ил.

Косменская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Лабораторный практикум. Москва «Просвещение»1987г.

Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд Москва «Просвещение»1995г.

Методические пособия по основам композиции орнамента Н.А. Талавира С — Петербург, 2000г.

Видеоиздания, электронные ресурсы:

1

Видеофильм. Декоративно-прикладное искусство. (4 фильма). М.: Видеостудия «Кварт»

2

Видеоэнциклопедия искусств. Что такое искусство. М.: Видеостудия «Кварт», лицензия ВАФ №77-91.

3

Сокровища народного творчества. 9 фильмов (Дворец для племён и народов. Восточные славяне. Народы Сибири. Народы Средней Азии. Керамика. Творчество и ковроделие. Народный костюм. Ювелирные украшения. Оружие, изделия из металла.).- М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ», лицензия ВАФ №77-91.

4

Искусство 20 века. – М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ», лицензия ВАФ №77-91.

5

Искусство Русского авангарда (В.Кандинский, К.Малевич, Л. Попова, В. Татлин, П. Филонов). – М.: ООО «Видеостудия «КВАРТ», лицензия ВАФ №77-91.

6

Шедевры русской живописи (33 интерактивных видеоурока). –М.: Издатель и эксклюзивный дистрибьютер ООО «Нью Медиа Дженерейшн», лицензия ВАФ №77-15

7

Презентации.

Электронные образовательные ресурсы

Рабочая программа «Основы композиции» 8 класс

Федеральный портал «Российское образование»
www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно — образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Сайт «Открытый урок»
www.o-urok.ru

Электронные образовательные ресурсы по предмету:

Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября»
http://art.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
http://artclassic.edu.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://music.edu.ru
Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru
ARTYX.ru: Всеобщая история искусств
http://www.artyx.ru
Belcanto.Ru — в мире оперы
http://www.belcanto.ru
Classic-Music.ru — классическая музыка
http://www.classic-music.ru
Виртуальный музей живописи
http://www.museum-online.ru
Виртуальный музей Лувр
http://louvre.historic.ru
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tretyakov.ru
Государственный Русский музей
http://www.rusmuseum.ru
Государственный Эрмитаж
http://www.hermitagemuseum.org
Импрессионизм
http://www.impressionism.ru
История изобразительного искусства
http://www.arthistory.ru/
Московский Кремль: виртуальная экскурсия
http://www.moscowkremlin.ru
Музеи Московского Кремля
http://www.kremlin.museum.ru
Российская история в зеркале изобразительного искусства
http://www.sgu.ru/rus_hist/
Современная мировая живопись
http://www.wm-painting.ru
Энциклопедия Санкт-Петербурга
http://www.encspb.ru


Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы композиции» в 8 класса (68ч.).

п/п

Дата проведения

Тема, тип и форма урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Средства обучения (демонстрации, опыты, Интернет-ресурсы и т.д.)

план

факт

общеучебные

специальные

вид

форма

Раздел 1. Законы композиции, правила, приёмы и средства (8ч)

1.1

Законы композиции, правила, приёмы и средства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Графические упражнения. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага, карандаш.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основных законов композиции: целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации.

Текущий

ПР

Наглядные пособия, учебная литература, постановочный материал, окружающая натура.

1.2

Законы композиции, правила, приёмы и средства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Графические упражнения. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага, карандаш.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основных законов композиции: целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации.

Текущий

ПР

Наглядные пособия, учебная литература, постановочный материал, окружающая натура.

1.3

Способы передачи движения и состояния покоя.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Статичная и динамичная композиции из геометрических фигур. Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение статичной и динамичной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции.

Текущий

ПР

УО

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

1.4

Способы передачи движения и состояния покоя.

Комбинированный урок

Практическая работа.

Статичная и динамичная композиции из геометрических фигур. Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение статичной и динамичной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции

Текущий

ПР

УО

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

1.5

Способы передачи движения и состояния покоя.

Комбинированный урок

Практическая работа.

Симметричная и асимметричная композиции из геометрических фигур. Правила композиции: статика и динамика. Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение симметричной и асимметричной композиций. Тоновая проработка. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

1.6

Способы передачи движения и состояния покоя.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Приёмы композиции: симметрия, асимметрия. Построение симметричной и асимметричной композиций. Тоновая проработка. Завершение. Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Применение в практической работе определенных правил композиции (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, горизонтали, вертикали и диагонали в передаче движения и состоянии покоя) и средств композиции.

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

1.7

Передача ритма. Замкнутый орнамент.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение композиции орнамента.Построение замкнутого геометрического орнамента. Разработка орнамента. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия). Изучение методов построения орнамента.

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

1.8

Передача ритма. Замкнутый орнамент.

Комбинированный урок Практическая работа.

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение композиции орнамента. Построение замкнутого геометрического орнамента. Разработка орнамента. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия). Изучение методов построения орнамента.

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

1.9

Передача ритма. Замкнутый орнамент.

Комбинированный урок Практическая работа.

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Построение замкнутого геометрического орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия). Изучение методов построения орнамента.

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

1.10

Передача ритма. Замкнутый орнамент.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Цветовое решение орнамента. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия)Изучение методов построения орнамента.

Текущий

ПР

ТСО, наглядные

пособия,

окружающая натура.

1.11

Передача ритма. Замкнутый орнамент.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия)Изучение методов построения орнамента.

Текущий

ПР

ТСО, наглядные

пособия,

окружающая натура.

1.12

Передача ритма. Замкнутый орнамент.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Правила передачи ритма в композиции. Орнаментальная композиция. Виды орнаментов. Деталировка орнамента. Цветовое решение орнамента. Практическая работа. Завершение.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Применение в практической работе определенных правил приемов (ритм, симметрия, асимметрия)Изучение методов построения орнамента.

Тематический

ПР

ТСО, наглядные

пособия,

окружающая натура.

Раздел 2. Геометризированная композиция (4ч)

2.1

Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение моноцентрической геометрической композиции. Разработка эскиза. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

2.2

Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение моноцентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

2.3

Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Построение полицентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

2.4

Геометризированная композиция построенная с использованием модулей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Графические упражнения. Моноцентрическая и полицентрическая композиции на основе модулей (круг, квадрат). Правила композиции: компоновка, равновесие в композиции, выделение композиционного центра. Разработка эскиза. Построение полицентрической геометрической композиции. Стилизованная композиция, работа в материале. Аппликация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, карандаш, цветная бумага.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основных законов композиции (целостности, контрастов, новизны, подчиненности идейному замыслу, типизации).

Тематический

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

Раздел 3. Супрематическая композиция (6ч)

3.1

Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Умение создавать композицию в направлении «супрематизм».

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

3.2

Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение создавать композицию в направлении «супрематизм».

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

3.3

Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение создавать композицию в направлении «супрематизм».

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

3.4

Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение создавать композицию в направлении «супрематизм».

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

3.5

Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Обобщение.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Умение создавать композицию в направлении «супрематизм».

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

3.6

Супрематическая композиция. «Музыкальная шкатулка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Супрематическая композиция «Музыкальная шкатулка».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства построения композиции. Беспредметная композиция. Практическая работа. Построение супрематической композиции. Общие цветовые отношения. Работа в цвете. Детальная проработка композиции. Обобщение, завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Умение создавать композицию в направлении «супрематизм».

Тематический

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

Раздел 4. Стилизованная композиция (4ч)

4.1

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Составление эскизов. Построение композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; формат, декоративность, стилизация формы и цвета

Текущий

ПР

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

4.2

Стилизованная композиция, на основе модуля

Комбинированный урок Практическая работа.

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Построение композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, формат, декоративность, стилизация формы и цвета)

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

4.3

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Комбинированный урок Практическая работа.

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Построение композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; формат, декоративность, стилизация формы и цвета

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

4.4

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Стилизованная композиция, на основе модуля.

Модуль: бытовой предмет, музыкальный инструмент и т.д. Графика. Правила композиции: компоновка, равновесие, выделение композиционного центра. Построение композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формата, тушь, гелевая ручка.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Применение определенных правил (статика, динамика), приемов (ритм, равновесие, симметрия, асимметрия; формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Тематический

ПР

Просмотр

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

Раздел 5 . Декоративная композиция (12ч)

5.1

Декоративное обобщение цвета.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Построение композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

5.2

Декоративное обобщение цвета.

Комбинированный урок Практическая работа.

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Построение композиции. Стилизация цвета. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Стилизация цвета.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

5.3

Декоративное обобщение цвета.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

5.4

Декоративное обобщение цвета.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

5.5

Декоративное обобщение цвета.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа. Обобщение и завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

5.6

Декоративное обобщение цвета.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Натюрморт (кувшин, яблоко) с натуры, выполненный по принципу «обрубовки». Основы цветоведения (хроматический, ахроматический, холодные, теплые, основные и дополнительные). Стилизация цвета. Практическая работа. Обобщение и завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

Тест

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

5.7

Стилизация формы и цвета.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Компоновка в листе. Линейное решение композиции. Стилизация формы. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

5.8

Стилизация формы и цвета.

Комбинированный урок Практическая работа.

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Линейное решение композиции. Стилизация формы. Орнаментация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

УО

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

5.9

Стилизация формы и цвета.

Комбинированный урок Практическая работа.

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета Стилизация формы. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

УО

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

5.10

Стилизация формы и цвета.

Комбинированный урок Практическая работа.

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

УО

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

5.11

Стилизация формы и цвета.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Практическая работа.

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Текущий

ПР

УО

просмотр

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

5.12

Стилизация формы и цвета.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Практическая работа.

Декоративный натюрморт, выполненный с натуры. Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация цвета. Орнаментация. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага 12 формат, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Изучение основ цветоведения, способов передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета.

Тематический

ПР

УО

просмотр

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

Раздел 6. Тематическая композиция (6ч)

6.1

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Композиционные поиски. Построение композиции на формате. Орнаментация.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы.

Текущий

ПР

ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

6.2

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Построение композиции на формате. Орнаментация.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

6.3

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Композиционные поиски. Построение композиции на формате. Орнаментация. Детальная проработка. Работа в цвете.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

6.4

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Орнаментация. Детальная проработка. Работа в цвете.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

6.5

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Детальная проработка. Работа в цвете, обобщение, завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы.

Текущий

ПР

УО

Просмотр учебных работ

наглядные пособия, окружающая натура.

6.6

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Тематический натюрморт «Дары Ямала».

Средства композиции: способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета. Стилизация. Работа в цвете, обобщение, завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Умение создавать композиции, работая в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Выполнять работу, применяя различные техники и материалы.

Тематический

ПР

УО

Просмотр учебных работ

наглядные пособия, окружающая натура.

Раздел 7. Способы организации пространства (6ч)

7.1

Натюрморт. Оверлеппинг.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт. Оверлеппинг.

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Поиск композиции. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе.

Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

7.2

Натюрморт. Оверлеппинг.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт. Оверлеппинг.

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Поиск композиции. Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

7.3

Натюрморт. Оверлеппинг.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт. Оверлеппинг.

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

7.4

Натюрморт. Оверлеппинг.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт. Оверлеппинг.

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

7.5

Натюрморт. Оверлеппинг.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт. Оверлеппинг.

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Обобщение и завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.

Текущий

ПР

УО

наглядные пособия, окружающая натура.

7.6

Натюрморт. Оверлеппинг.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Натюрморт. Оверлеппинг.

Правила, приёмы и средства построения композиции. Способы организации пространства в композиции. Оверлеппинг. Практическая работа. Натюрморт (5-7 предметов). Работа в цвете. Обобщение и завершение работы.

Изобразительные материалы: бумага 12 листа, карандаш, гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Овладение навыками работы с различными материалами. Выполнение самостоятельной творческой работы.

Тематический

ПР

Просмотр

наглядные пособия, окружающая натура.

Раздел 8. Реалистичная сюжетно – тематическая композиция (4ч)

8.1

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Поиск композиции. Перенос композиции на формат.

Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

8.2

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Цветовое решение.

Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

8.3

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Цветовое решение. Обобщение.

Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Тематический

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, окружающая натура.

8.4

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическая работа.

Сюжетно – тематическая композиция «Люди Севера».

Законы композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Реализм. Практическая работа. Цветовое решение. Обобщение. Завершение.

Изобразительные материалы: бумага от 12 листа, карандаш, гуашь, акварель.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основных законов композиции. Изучение жанров изобразительного искусства. Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

Просмотр

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

Раздел 9. Пейзаж (6ч)

9.1

Городской пейзаж.

Урок изучения и первичного Практическая работа.

Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Линейное построение композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета

Текущий

ПР

ТСО, ЦОР (презентация), наглядные пособия, окружающая натура.

9.2

Городской пейзаж.

Комбинированный урок Практическая работа.

Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

9.3

Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную.

Бумага от ½ листа. Гуашь

Комбинированный урок Практическая работа.

Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета

Текущий

ПР

УО

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

9.4

Городской пейзаж.

Урок закрепления знаний Практическая работа.

Городской пейзаж. Перевод реалистичной композиции в декоративно – плоскостную. Разработка эскиза. Законы воздушной и линейной перспективы. Приёмы передачи пространства в декоративной композиции. Стилизация формы и цвета композиции. Практическая работа.

Изобразительные материалы: бумага ½ листа Гуашь.

Развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Применение в практической работе определенных правил и средств композиции (способы передачи пространства, формат, декоративность, стилизация формы и цвета

Итоговый

ПР

тест

ТСО, наглядные пособия, учебная литература, окружающая натура.

9.5

Пленэр.

Комбинированный урок Практическая работа.

Этюды и зарисовки с натуры. Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения,

способов передачи пространства.

Текущий

ПР

окружающая натура.

9.6

Пленэр.

Комбинированный урок Практическая работа.

Этюды и зарисовки с натуры. Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Практическая работа. Изобразительные материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, гуашь, акварель.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Изучение основ цветоведения,

способов передачи пространства.

Текущий

ПР

Просмотр

окружающая натура.

Раздел 10. Творческий проект (8ч)

10.1

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.2

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.3

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. части.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.4

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выполнение практической части.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.5

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выполнение практической части.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.6

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.7

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выбор изобразительных материалов в соответствии с идейным замыслом творческой работы. Выполнение практической части. Обобщение.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Текущий

ПР

окружающая натура.

10.8

Творческий проект

Выбор тематики творческих проектов, определение основных задач. Выполнение практической части. Обобщение. Завершение.

Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Применение на практике приёмов композиции, средств композиции, правил.

Итоговый

Защита проекта

25

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here