Технологическая карта урока по теме:
«Особенности древнерусской культуры».
1.Егорычева Анна Владимировна
2.МОУ СОШ №3, г. Хвалынска.
3.учитель истории и обществознания.
4.история.
5.6-й класс
6.урок №7, тема: «Культура Древней Руси».
7.учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца 16 века».
8.Цели урока: — Характеристика условий зарождения культуры Руси; рассмотрение основных тенденций развития и достижений древнерусской культуры в изучаемый период. Показать, что в XI — начале XII века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета. Формирование УУД.
9.Задачи урока:
Развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности; развитие навыка работы в группе; развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся; | |
личностные | Формирование личного эстетического вкуса; выработка в личности ценностного восприятия культуры Руси; воспитание гражданственности, патриотизма. |
метапредметные | Развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности; развитие навыка работы в группе; развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся; |
10. Тип урока: открытия нового знания
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Учащиеся должны:
иметь представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, её вкладе в мировую культуры, её значимость для современности. | |
2. | продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации иметь представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, её вкладе в мировую, обобщать отдельные факты, вести диалог, составлять таблицу, решать творческие задачи, подготовить и защитить презентацию, давать оценку уровню развития культуры Древней Руси на основании различных источников. |
12. Техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, книги.
13. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока Время(в мин.)
| Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | УУД
| |
1 | этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 1 мин. | Объявляет о том, что работа на уроке будет вестись в группах по 4 человека .Делит класс на 6 групп, каждая получает раздаточный материал (тексты документов) | Рассаживаются по группам | коммуникативные |
2 | этап актуализации учебного действия 12 мин.
| демонстрирует презентацию : «шедевры древнерусской культуры» на фоне классической музыки; просит вспомнить уч- ся что такое культура, ее формы, виды искусства; какие факторы способствуют росту культурных достижений; обращает внимание ребят на карту в учебнике на стр.52 , подводя к вопросу влияния соседей на русский быт, культу | эмоционально воспринимают видеоряд, высказывают предположение, что тема урока: «Культура Древней Руси» уч- ся вспоминают, что искусство возникает вместе с религиозными верованиями и принятие христианства для расцвета культуры Руси имело колоссальное значение; работают с картой, вспоминают международные отношения того периода; формулируют проблемный вопрос — зачем нам людям 21-го в. нужно наследие прошлого и осознать вклад древнерусской культуры в мировую.
| личностные, регулятивные, познавательные |
3 | этап выявления причины места и затруднения 3 мин. | Просит открыть учебник на стр. 55, пролистать параграф, посмотреть иллюстрации и предположить чем будет сложен для изучения данный материал | Ребята отмечают большой объем материала | познавательные |
4 | этап построения проекта выхода из затруднения 2 мин. | Для более успешной систематизации знаний предлагает начертить таблицу: «Достижения древнерусской культуры» | Чертят таблицу, предлагают заголовки столбцов к ней | регулятивные, логические |
5 | этап реализации построенного проекта 15 мин. | Перед просмотром каждой презентации ориентирует ребят на выявление главного, значимого | Слушают выступления одноклассников, получивших опережающие задание, подготовить презентации по отдельным видам искусства Руси и заполняют таблицу | познавательные, личностные |
6 | этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 3 мин. | Формулирует вопрос к тексту документа (берестяных грамот) – каков уровень грамотности древнерусских жителей | Работая с текстом в группах, делают вывод о достаточно высоком уровне грамотности | познавательные, коммуникативные |
7 | этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 3 мин. | Организует работу с отрывком из «Повести временных лет» о князе Ярославе Мудром по вопросам: Что это за документ, кто его автор, время написания? Какие исторические факты излагаются в документе? Где происходили описанные в документе события (покажите на карте место). Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? По документу определите отношение автора к излагаемым фактам данного документа. обстоятельствами его создания?
Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? В чем позиция автора совпадает не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение или несовпадение можно объяснить?
|
Ребята письменно отвечают на первые 4 вопроса и сравнивают свои ответы с правильными ответами, которые учитель проектирует на экран через 3 минуты, ставят себе оценку. | познавательные, регулятивные |
8 | этап включения в систему знаний и повторения 2 мин. | Проводит блиц опрос по новым персоналиям (Кирилл и Мефодий, Нестор), терминам (миниатюра, житие и т.д.) | Дают лаконичные ответы | познавательные |
9 | этап рефлексии учебной деятельности на уроке 4 мин.+ | Предлагает сделать последние выводы, оценивает ответы учеников, задает творческое домашнее –составить мини-проект по любому направлению древнерусской культуры | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1.сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
| коммуникативные познавательные |
Список используемой литературы: Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры.(9- 17вв.) М., 1984.;
Петрухин В. Я. Крещение Руси: От язычества к христианству. М.,2006.
Список интернет-ресурсов: http:www.booksite.ru/enciklopedia/-древнерусская жизнь в картинках
http:old—russian.narod.ru/-древнерусскаялитература