Технологическая карта урока по теме:

«Особенности древнерусской культуры».

1.Егорычева Анна Владимировна

2.МОУ СОШ №3, г. Хвалынска.

3.учитель истории и обществознания.

4.история.

5.6-й класс

6.урок №7, тема: «Культура Древней Руси».

7.учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца 16 века».

8.Цели урока: — Характеристика условий зарождения культуры Руси; рассмотрение основных тенденций развития и достижений древнерусской культуры в изучаемый период. Показать, что в XI — начале XII века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета. Формирование УУД.

9.Задачи урока:

предметные

Развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

развитие навыка работы в группе;

развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

личностные

Формирование личного эстетического вкуса;

выработка в личности ценностного восприятия культуры Руси;

воспитание гражданственности, патриотизма.

метапредметные

Развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

развитие навыка работы в группе;

развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

10. Тип урока: открытия нового знания

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Учащиеся должны:

1.

иметь представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, её вкладе в мировую культуры, её значимость для современности.

2.

продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации иметь представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, её вкладе в мировую, обобщать отдельные факты, вести диалог, составлять таблицу, решать творческие задачи, подготовить и защитить презентацию, давать оценку уровню развития культуры Древней Руси на основании различных источников.

12. Техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, книги.

13. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Время(в мин.)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1 мин.

Объявляет о том, что работа на уроке будет вестись в группах по 4 человека .Делит класс на 6 групп, каждая получает раздаточный материал (тексты документов)

Рассаживаются по группам

коммуникативные

2

этап актуализации учебного действия

12 мин.

демонстрирует презентацию :

«шедевры древнерусской культуры» на фоне классической музыки; просит вспомнить уч- ся что такое культура, ее формы, виды искусства; какие факторы способствуют росту культурных достижений;

обращает внимание ребят на карту в учебнике на стр.52 , подводя к вопросу влияния соседей на русский быт, культу

эмоционально воспринимают видеоряд, высказывают предположение, что тема урока: «Культура Древней Руси»

уч- ся вспоминают, что искусство возникает вместе с религиозными верованиями и принятие христианства для расцвета культуры Руси имело колоссальное значение;

работают с картой, вспоминают международные отношения того периода;

формулируют проблемный вопрос — зачем нам людям 21-го в. нужно наследие прошлого и осознать вклад древнерусской культуры в мировую.

личностные, регулятивные,

познавательные

3

этап выявления причины места и затруднения

3 мин.

Просит открыть учебник на стр. 55, пролистать параграф, посмотреть иллюстрации и предположить чем будет сложен для изучения данный материал

Ребята отмечают большой объем материала

познавательные

4

этап построения проекта выхода из затруднения

2 мин.

Для более успешной систематизации знаний предлагает начертить таблицу: «Достижения древнерусской культуры»

Чертят таблицу, предлагают заголовки столбцов к ней

регулятивные,

логические

5

этап реализации построенного проекта

15 мин.

Перед просмотром каждой презентации ориентирует ребят на выявление главного, значимого

Слушают выступления одноклассников, получивших опережающие задание, подготовить презентации по отдельным видам искусства Руси и заполняют таблицу

познавательные,

личностные

6

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

3 мин.

Формулирует вопрос к тексту документа (берестяных грамот) – каков уровень грамотности древнерусских жителей

Работая с текстом в группах, делают вывод о достаточно высоком уровне грамотности

познавательные,

коммуникативные

7

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

3 мин.

Организует работу с отрывком из «Повести временных лет» о князе Ярославе Мудром по вопросам:

Что это за документ, кто его автор, время написания?

Какие исторические факты излагаются в документе?

Где происходили описанные в документе события (покажите на карте место).

Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.

Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

По документу определите отношение автора к излагаемым фактам данного документа. обстоятельствами его создания?

Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.

Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение

исторических событий?

По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

В чем позиция автора совпадает не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение или несовпадение можно объяснить?

Ребята письменно отвечают на первые 4 вопроса и сравнивают свои ответы с правильными ответами, которые учитель проектирует на экран через 3 минуты, ставят себе оценку.

познавательные,

регулятивные

8

этап включения в систему знаний и повторения

2 мин.

Проводит блиц опрос по новым персоналиям (Кирилл и Мефодий, Нестор), терминам (миниатюра, житие и т.д.)

Дают лаконичные ответы

познавательные

9

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

4 мин.+

Предлагает сделать последние выводы, оценивает ответы учеников, задает творческое домашнее –составить мини-проект по любому направлению древнерусской культуры

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

коммуникативные

познавательные

Список используемой литературы: Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры.(9- 17вв.) М., 1984.;

Петрухин В. Я. Крещение Руси: От язычества к христианству. М.,2006.

Список интернет-ресурсов: http:www.booksite.ru/enciklopedia/-древнерусская жизнь в картинках

http:oldrussian.narod.ru/-древнерусскаялитература

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here